БАКТЕРИАЛЬНАЯ ПОЧЕЧНАЯ БОЛЕЗНЬ
Бактериальная почечная болезнь (БПБ) относится к наиболее серьезным инфекциям и является одной из самых распространенных в мире болезней культивируемых лососевых.
Первое сообщение об этой болезни появилось в 1933 г. Типичные поражения наблюдали в селезенке и других внутренних органах атлантического лосося из рек Дия и Спей в Шотландии. Два года спустя сходное заболевание было обнаружено у ручьевой форели в Массачусетском хозяйстве (США).
Этиология. Возбудителем БПБ является Renibacterium salmo-ninarum. Она представляет собой грамположительную неспоровую неподвижную палочку, которая медленно растет на обогащенных питательных средах (рис. 28). При температуре 16 °С через 28 дней на плотных средах вырастают мелкие, круглые, выпуклые, матово-белые колонии с ровными краями диаметром около 1 мм. При последующих пересевах такие колонии начинают формироваться в течение недели.
Эпизоотология. Бактериальная почечная болезнь отмечается у рыб как в пресной, так и в морской воде. Она установлена у атлантического лосося, американской палии, кумжи, радужной форели, чавычи, кижуча и нерки. Возбудитель БПБ выделен от озерного гольца-кристивомера (Salvelinus namaycush), горбуши, симы и лосося Кларка. На рыбозаводах заболеваемость может составлять 10—25 % независимо от вида и возраста рыбы.
Рис. 28. Renibacterium salmoninarum — возбудитель
бактериальной почечной болезни
Возбудитель передается как горизонтально через пищеварительный тракт, так и вертикально, локализуясь на наружной и внутренней сторонах оболочек икринок и внутри икры, где они локализуются в желтке латентно инфицированной самки.
Наибольшее число случаев почечной болезни возникает в марте—мае. Вероятно, первичное - инфицирование происходит за несколько месяцев ранее и вспыхивает, когда температура воды поднимается. У форели и лосося увеличение потерь среди молоди наступает с весенним повышением температур.
Инкубационный период варьирует в зависимости от температуры воды. При температуре выше 15 "С первые потери начинают появляться через 30—35 дней после заражения. При температуре 11—13 "С инкубационный период удлиняется от 60 до 90 дней.
Возбудитель БПБ никогда не инфицирует рыб других видов, кроме лососевых. При этом лососи более чувствительны, чем форель. Болезнь чаще всего проявляется у весенней чавычи, кижуча и нерки с тех пор, как эти виды стали выращивать на рыбозаводах до годовалого возраста. Наиболее восприимчивы к заболеванию ручьевая форель и кумжа, наименее — радужная форель.
Заболевание редко поражает рыбу моложе шестимесячного возраста. Взрослые рыбы—носители возбудителя — являются основным источником инфекции. Скармливание молоди фарша из инфицированных и погибших рыб без термической обработки приводит к ее заражению.
В морской воде заболевание обычно сопровождается повышенной смертностью, вероятно, из-за увеличения содержания соли в почках, что создает более благоприятные условия для роста бактерий. В пресной воде БПБ чаще встречается в мягкой, чем в жесткой воде. Основными факторами, имеющими значение для патогенеза заболевания, являются генотип и уровень содержания в крови ионов железа, меди, марганца, цинка, кальция, иода, фтора и витамина А. Особенно важным является содержание иода и фтора.
Клинические признаки и патогенез. Течение болезни — хроническая бактериемия. Бактерии, однократно попавшие в рыбу с инфицированной пищей или подхваченные от других инфицированных рыб в хозяйстве или в водоисточнике, начинают медленно размножаться в кровяном русле. Возбудитель инфекции постепенно развивается в почках и других органах, таких как печень, селезенка, сердце. Белый гной и клеточные обломки накапливаются в волдырях и язвах, которые развиваются в этих органах до тех пор, пока поражения становятся легко заметными. Очаги поражения, развивающиеся в заднем отделе почки, обычно легче обнаружить, они могут достигать сантиметра и более в диаметре и проникать в мускулатуру, приводя к образованию пузырей под кожей. Когда заболевание переходит в стадию выраженных клинических признаков, терапевтическая обработка уже малоэффективна.
Больные рыбы вялые, с пучеглазием, кровоизлияниями у оснований плавников, вздутиями и подкожными рубцами на боковой поверхности тела. При разрезе вздутий обнаруживают гнойное содержимое. При вскрытии рыб наблюдают водянку, бледный цвет печени, воспаление брюшины, наличие беловатых узелков в почках. Крупные узелки сливаются, при этом почки заметно набухают, особенно в заднем отделе, а иногда почка сморщена или «жгутоподобна». Отмечают также резкое снижение гематокрита и количества белков сыворотки крови. Эти симптомы не всегда развиваются у каждой больной рыбы. Часто единственным признаком заболевания являются серовато-белые узелки в почках.
Диагноз. Для диагностики БПБ предложено несколько методов. Наиболее простой метод включает в себя выявление коротких грамположительных палочек в мазках-отпечатках и гистологических препаратах пораженных органов рыб. В заглазничной ткани бактерии могут быть обнаружены задолго до генерализации инфекции. Недостаток этого метода заключается в том, что при бессимптомном течении инфекции или носительстве бактерии не выявляются, так как в тканях они находятся в незначительном количестве. В препаратах, приготовленных из органов погибающей или мертвой рыбы, обнаруживают огромное количество бактерий, расположенных попарно и соединенных в мелкие V-образные конфигурации.
При диагностике бактериальной почечной болезни следует быть особенно внимательным. В мазках из печени, почек и селезенки рыб часто в большом количестве присутствуют окрашенные гранулы меланина, причем таких же размеров, как и возбудители почечной болезни. Разделение их в мазках, окрашенных по Граму, требует определенных навыков. В мазках, окрашенных метиленовым синим, бактерии почечной болезни окрашиваются в голубой цвет, тогда как гранулы меланина остаются темно-коричневыми. В неокрашенных (контрольных) мазках гранулы пигмента имеют тот же темно-коричневый цвет, тогда как бактерии остаются почти невидимыми.
Бактериологический метод с последующей идентификацией наиболее достоверен, однако возбудитель очень требователен к условиям культивирования и медленно растет.
За рубежом для диагностики БПБ используют быстрые и точные серологические методы: реакцию агглютинации, прямой и Непрямой методы флюоресцирующих антител. Серологические Реакции более чувствительны.
Меры борьбы. Международным эпизоотическим бюро заболевание отнесено к группе опасных инфекций. В нашей стране инструктивная документация по организации мер борьбы не разработана. Эффективность предупреждения бактериальной почечной болезни зависит от знания источника и способа инфицирования. Так как не исключена передача возбудителя с икрой, она должна быть получена от здоровых производителей.
Запрещают кормление лососей сырым фаршем. Водоисточник и водоснабжающую систему освобождают от сорной рыбы. Перевозка инфицированной или подвергавшейся контакту с инфекцией рыбы или икры из хозяйства в хозяйство запрещена. Проводят индивидуальное тестирование маточного стада, выбраковывая инфицированных производителей.
За рубежом из лечебных препаратов зарекомендовали себя сульфамеразин (доза 200 мг/кг массы рыбы, добавляют в корм в течение 10—15 дней) и сульфаметазин — его используют по такой же схеме, причем он может быть более эффективным, чем сульфамеразин. Однако более результативен эритромицин тиоционат (доза 0,1 г/кг массы рыбы, добавляют в корм в течение 21 дня).
Дата добавления: 2015-06-22; просмотров: 874;