VII.4. СИЛИКАТНЫЙ (КРЕМНИЕВЫЙ) ФИКСАЖ
Калиевое жидкое стекло (промышленного изготовления плотностью 1,4—1,41)........ 1,0
Вода.................................................................. 3,0
Фиксаж наносят пульверизатором в несколько приемов. Он почти не изменяет цвет и тон поверхности красочного слоя (натурального цвета пигментов) . Чтобы быть полностью уверенным в сохранении фактуры незакрепленного красочного слоя, фиксирование следует проводить пистолетами-распылителями типа моделей 0-37 и «Орел-5», распыляющими фиксаж в виде тумана без капель и брызг (59. С. 80).
Чтобы убедиться, что красочный слой закреплен, следует, после того как он высохнет от фиксажа, тыльной стороной ладони (прижимая ее слегка к красочной поверхности) провести где-либо в менее ответственной части росписи по поверхности. Если нет отмеливания, значит красочный слой закреплен, если же оно есть, следует повторить фиксирование еще раз и вновь убедиться в закрепленности красочного слоя.
Керамические краски. Стремление ввести в современную стенопись яркие по цвету, не боящиеся никаких атмосферных воздействий, а следовательно, долговечные краски направило мысль энтузиастов на возможность использования красок, применяемых в керамике, красок, обладающих всеми этими качествами, но позволяющих вести их обжиг непосредственно на архитектурной поверхности.
Многие годы эту идею в нашей стране разрабатывал художник-технолог Н. Г. Бонч-Осмоловский. Наибольший интерес представляют разработанные им силикатно-эмалевые краски, которые совмещали в себе достоинства силикатных красок на основе калиевого стекла с не менее высокими характеристиками керамических эмалей (12). Краски в виде водной эмульсии на архитектурную поверхность наносятся кистью или разбрызгиванием. После окончания работы над частью (фрагментом) или всей росписью (чаще всего это площадь, расписанная за 1 рабочий день) она по участкам обжигается переносным электрощитом, близко приставленным к расписанной поверхности. Каждый участок обжигается в течение 5—7 минут при температуре, доходящей до + 900° С. За это время краски на этом участке, расплавляясь, соединяются с верхним слоем архитектурной поверхности. Наиболее подходящей основой для работы этими красками Бонч-Осмоловский считал огнеупорный бетон (бетон на основе шлакоглиноземистых цементов), а также керамические, асбестовые и каменные (стеситовые) основания-плиты.
Этими красками можно получить как блестящую, так и матовую поверхность красочного слоя. Они могут быть как кроющими, так и прозрачными.
В 1934 году Бонч-Осмоловский по заказу Московского метрополитена выполнил силикатно-эмалевыми красками на туфовых плитах большое панно, которое получило как экспериментальная работа высокую оценку заказчика.
В 1948 году на эти краски и способ работы ими Н. Г. Бонч-Осмоловскому было выдано авторское свидетельство (12 а). Однако, несмотря на восторженные отзывы ряда известных архитекторов и инженеров того времени (А. В. Щусева, А. В. Власова, А. Н. Филиппова и др.), эти краски и техника работы ими из-за целого ряда технологических трудностей ведения работы так и остались на уровне многообещающих проб[177].
В 50—60-е годы польские художники Е. и Р. Гуссарские разработали метод декора архитектурных поверхностей керамическими эмалями, назвав его пиропиктурой («живопись огнем»). В последующие годы Е. и Р. Гуссарские расширили возможности этой техники: создали более совершенные аппараты для обжига (рефлекторы на основе нефтяной горелки и переносный электроизлучатель «Эмитор»), составили рецептуру более удобных в работе эмалей. Они выполнили в этой технике большое количество работ. Наиболее крупные из них: фриз в мавзолее-памятнике «Грюнвальдская битва» (краски пиропиктуры совместно с мозаикой) и панно на фасаде школы в городе Кельцы, построенное в честь 1000-летия Польского государства.
Произведения в пиропиктуре Гуссарские выполняют только на бетонных основаниях. Они разработали для этих целей рецептуру специальных термостойких бетонов, выдерживающих нагрев до 940° С, создали и специальные конструкции железобетонных плит для выполнения на них фрагментов композиций, которые в последующем монтируются на место в архитектуре.
Гуссарские запатентовали свое изобретение, вследствие чего сказать о пиропиктуре что-либо более подробно не представляется возможным (55. С. 30—36).
В конце 50 — начале 60-х годов в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной инженер-технолог А. Н. Миклашевский и архитектор К. М. Митрофанов создали технику, подобную пиропиктуре: они предложили метод декорирования архитектурных поверхностей керамическими эмалями с последующим их обжигом переносными газовыми кислородно-ацетиленовыми горелками, позволяющими быстро получать высокую температуру пламени, необходимую для оплавления эмалей и обеспечивающую полное сгорание газов в кислородной среде,— так называемый окислительный обжиг. Авторы назвали технику «термодекор».
В этой технике разведенные водой эмали наносятся на поверхность кистью или пульверизатором умеренно толстым слоем, с тем, чтобы под самым кончиком пламени горелки за 1—2 минуты обжига эмаль успевала полностью проплавиться, а у основания нагрелся бы только незначительный его поверхностный слой. Так как пламя ацетиленовой горелки имеет очень высокую температуру, при обжиге следует быть предельно внимательным, постепенно перемещать горелку с оплавленного участка на соседний, чтобы не сжечь краситель. (Производительность обжига — 1 м 2 за 1,5 часа.)
Техникой «термодекор» можно работать по облицовочному кирпичу, шамоту, газобетону и другим поверхностям. Нецелесообразно выполнять ею работы по поверхностям из низкосортного кирпича (красного), так как в процессе обжига он растрескивается, не выдерживая перепада температуры. Не следует использовать эту технику и для декора по цементно-песчаным покрытиям: они разрушаются. Нельзя наносить термодекор и на стеновые панели, облицованные керамической плиткой, но на нетермостойком растворе: после обжига плитка отслаивается от основания.
Далеко не все керамические эмали можно применять в технике «термодекор», а только бессвинцовые. Эти эмали используются для эмалирования металлической посуды. Они обжигаются при температуре 900—1000° С, не нуждаются в длительном пребывании в режиме высокой температуры после обжига, не боятся быстрого остывания (не растрескиваются).
Техника «термодекор» проста в работе и может иметь место даже в условиях обычной стройплощадки, ее можно применить даже для декора зданий, возведенных из силикатного кирпича. Для этого поверхность, которая отводится для декора, следует обработать пескоструйным аппаратом или зашершавить тем или иным способом (зубилом, тройчаткой, бучардой и т. п.). Правда, при этом разрушается верхний, самый прочный слой кирпича, но постепенно под воздействием углекислого газа воздуха он наберет нужную прочность, так как процесс карбонизации открывшихся участков активизируется. Однако работа по силикатному кирпичу требует особого внимания и навыка, ибо обжиг, даже очень кратковременный, ослабляет прочность его поверхности.
Наиболее крупная работа в этой технике — декор, выполненный студентами ЛВХПУ имени В. И. Мухиной в 1964 году на наружных стенах спальных корпусов детского оздоровительного санатория в поселке Солнечное под Ленинградом (55.С. 36—42).
Термофосфатные краски. В 70-е годы художник О. Б. Павлов после многолетней и целеустремленной работы в поисках оптимальных составов силикатных красок и режимов работы ими пришел к выводу, что можно использовать в качестве связующего для красок жидкую фосфатную связку[178] в качестве связующего художественных красок, способных создавать высокопрочный, высокоатмосферостойкий, водостойкий, огнеупорный красочный слой. Правда, для получения таких качеств он нуждается в термообработке (обжиге), но обжиге при температуре вдвое ниже (и вдвое меньше по времени), чем силикатно-эмалевые краски Н. Г. Бонч-Осмоловского, пиропиктура Е. и Р. Гуссарских и краски термодекора А. Н. Миклашевского и К. М. Митрофанова. Поэтому работа с этими красками не нуждается в столь высокотермостойких подложках, столь сложной аппаратуре обжига и других условиях работы, они более удобны в работе[179].
Заслуга О. Б. Павлова состоит в том, что он открыл этот материал для искусства — нашел пути использования жидкой фосфатной связки как связующего для художественных красок и пастели, разработал их рецептуру, рецептуру специальных грунтов для них. Он создал новый художественный материал — термофосфатные краски, разработал технику работы ими, назвав ее «термофосфатная живопись». Эти краски могут быть с успехом использованы как для создания оригиналов произведений изобразительного искусства, так и для долговечных копий с произведений стенописи, а также при реставрации керамических панно, изразцов и полихромной скульптуры.
Связующим термофосфатных красок является жидкая алюмофосфатная связка[180] (концентрированный раствор гидроокиси алюминия в ортофосфорной кислоте), способная растворяться в воде и при смешении с тем или иным наполнителем (в данном случае с пигментами) образовывать своеобразный цемент — массу, которая после высыхания, будучи обработана термически, образует твердый продукт — в данном случае красочный слой. Использование алюмофосфатной связки в качестве связующего огнеупорных красок позволяет снизить температуру их термообработки до 200—400° С и ее продолжительность до 2—4 минут, что позволяет работать этими красками на обычных архитектурных поверхностях — по бетону, кирпичу, асбоцементу и т. д. Применять нужно только кислостойкие пигменты, выдерживающие обжиг до температуры в 700° С, такие, как бланфикс, жженые охра, сиена и умбра, кадмий, кобальты зеленый и синий, изумрудная зеленая, окись хрома, и другие. Павлов разработал три вида термофосфатного материала: первый — художественные термофосфатные краски, второй — порошковые термофосфатные краски (для декоративных работ), третий — термофосфатная пастель[181].
Палитра красок и пастелей на фосфатном связующем имеет все основные цвета, состоит из 25 кисло-стойких, огнеупорных, светопрочных и тонкодисперсных пигментов.
Художественные термофосфатные краски. Это суспензии специальных кислостойких пигментов с введенными в них добавками в водном растворе фосфатного связующего.
VII.5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕРМОФОСФАТНЫЕ КРАСКИ[182] (63. С. 48)
Пигмент (кислотостойкий).......................... 1,0
Цирконий кальция............................. 0,1—0,15
Гидроокись алюминия...................... 0,05—0,1
Тальк................................................... 0,02—0,05
Алюмоборфосфатная связка....................... 0,1
Вода......................................................... 0,3—0,5
Пигменты с введенными в них специальными добавками затираются или, если это водные пасты, разводятся на связующем — водном растворе алюмоборфосфатной связки. Для письма по более рыхлым основаниям (шамотные плиты, кирпич, цементно-песчаные покрытия) — на растворе 1:3, по плотным основаниям (алюминий, сталь) — на растворе 1:5. Затертые на связующем краски в герметически закрытой стеклянной посуде (банки с притертыми пробками) могут сохраняться долгое время.
Красками можно писать как по грунтованным, так и по негрунтованным основаниям, как по увлажненным, так и по сухим поверхностям.
После того, как красочный слой просохнет, его следует зафиксировать фосфатным фиксажем (VII.6), распыляя его пульверизатором равномерно по всей поверхности.
Фиксирование следует проводить в несколько приемов (2—3 раза), не допуская образования на поверхности капель и потеков фиксажа, давая красочному слою просохнуть после каждого покрытия[183].
Затем красочный слой для его закрепления необходимо термически обработать с помощью газовой горелки или электрощита[184], равномерно передвигая их по обрабатываемому участку росписи (производительность обжига — 1 м2 за 1,5 часа). Дав участку остынуть, следует провести проверку на закрепленность: мокрой кистью попытаться размыть красочный слой. Если размывается, следует нанести фиксаж еще 1—2 раза и еще раз обработать участок термически.
После закрепления красочного слоя при необходимости в работе могут быть произведены нужные поправки или переписаны целые ее куски, после чего они должны быть вновь зафиксированы и термически обработаны.
Зафиксированный и термически обработанный красочный слой термофосфатных красок имеет высокую адгезию к основаниям и грунтам, эластичен, огнеупорен, долговечен, высокоатмосферо- и светостоек. Обладает воздухо-и влагопроницаемостью, что предотвращает его шелушение при размораживании[185]. В случае загрязнения может быть промыт водой (горячей).
Поверхность красочного слоя термофосфатных красок матовая, по насыщенности цветом не уступает фреске, темпере, пастели. Красками можно писать как однослойно (а-ля прима), так и длительно, в несколько приемов, наслаивая один слой краски на другой, но каждый раз фиксируя его и термически обрабатывая. Красками можно работать, как тонкой кистью, тщательно прорабатывая детали, так и широкой и даже мастихином. Ими можно работать, повторяя процессы, характерные для средневековой фрески и темперы, при этом красочный слой по техническим характеристикам значительно их превосходит.
Красочный слой термофосфатных красок можно подвергать гидрофобизации, при необходимости покрывать лаком.
Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 1395;