Лекция № 5. Слог и слогоделение (2 часа)
Слог и слогоделение (2 часа)
1. Слог с артикуляционной и акустической точек зрения;
2. Различные теории слога;
3. Слоговые и неслоговые звуки;
Слог – это минимальная произносительная, далее делимая сегментная фонетическая единица, выделяющаяся в звучащем речевом потоке.
С артикуляционной точки зрения слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. С акустической точки зрения слог – это отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними – предшествующими и последующими. Видно, что с артикуляционной и акустической точек зрения определения слога разные. Это не случайно, так как сущность слога понять трудно: слог не содержит смысла, поэтому неясно, что фиксирует слог, каковы его границы, что это за «кусочек» речевого потока.
Вопрос о том, что представляет собой слог, давно стоит в лингвистике (известны древнегреческие и древнеиндийские определения слога, например, в древнеиндийской грамматике слог определялся наличием гласного звука, «сколько в слове гласных, столько и слогов»).
В настоящее время существует несколько теорий слога, с попыткой дать определение слога.
1. Экспираторная теория (aekspiratio – выдыхание): слог – группа звуков, произносимых одним выдыхаемым толчком. Границей слога является момент самого слабого выдыхания. Эта теория была широко распространена в XIX веке, но в современных школьных грамматиках до сих пор используется определение слога, предложенное этой теорией. Однако экспериментальные наблюдения показывают, что число слогов в слове не обязательно совпадает с числом выдыханий (если у зажженной свечи произнести слово ткать или ау, то пламя свечи отклонится, фиксируя три выдыхательных толчка в слове – тк-а-ть; и пламя свечи отклонится один раз в слове - ау-), следовательно, слог нельзя определять как толчок выдыхаемого воздуха, поскольку одним выдыхаемым толчком можно произнести несколько слогов.
2. Теория мускульного напряжения (20-30 гг. ХХ века, М. Граммон, Л.В. Щерба «Фонетика фр. языка») принимает за исходный момент образование слога усиление и спад мускульного напряжения в работе речевого аппарата. Граница слога соответствует спаду мускульного напряжения, а подъем мускульного напряжения свидетельствует о начале нового слога.
Слог, согласно этой теории, определяется как часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением. Усиливающиеся звуки образуют начало слога, а ослабленные звуки образуют конец слога. В вершине такого слога находится звук, который называется слоговым (слогообразующим) звуком (именно в этой теории и появилось данное понятие). Слоговой звук может быть продлен и протянут.
При членении слова на слоги, согласно этой теории, следует учитывать ударение, поскольку ударный гласный является вершиной слога и как бы перетягивает в свой слог первый согласный звук последующего сочетания согласных: кол-ба, плак-са, бан-тик, кам-ни. Безударный же гласный, наоборот, отдает оба согласных следующему слогу последующего гласного: во-лна, по-двал, по-чти.
Оценивая эту теорию, следует отметить, что применительно к конкретным случаям слогоделения она дала верные рекомендации, но в целом вряд ли приемлема, т.к. ее экспериментальная проверка весьма затруднительна.
3. Сонорная теория слога основана на акустической стороне речи (Эсперсен, Р.И. Аванесов, А.Н. Гвоздев – XIX-ХХ век). Сонорная теория определяет слог как сочетание более звучного элемента с менее звучным и слогообразующим является тот звук, который звучнее окружающих. Для этой теории, следовательно, важное значение имеет различение звуков по степени звучности. Эсперсен построил шкалу звучности, выделив 7 групп звуков:
1)звуки с наименьшей звучностью – глухие согласные: а) смычные; б) щелевые;
2) звонкие согласные: а) смычные; б) щелевые;
3) сонорные согласные: а) смычные; б) щелевые;
4) дрожащие;
5) гласные верхнего подъема;
6) гласные среднего подъема;
7) гласные нижнего подъема.
В современной лингвистике при осуществлении слогоделения пользуются шкалой, состоящей из пяти степеней звучности: 1) шумные глухие согласные; 2) звонкие согласные; 3) сонорные согласные; 4) j; 5) гласные.
В соответствии со степенью звучности и определяют законы слогоделения: любой слог в русском языке строится по принципу восходящей звучности; в пределах слога звуки располагаются от наименее звучного к наиболее звучному; слогораздел происходит в месте, где наблюдается граница между наибольшей звучностью и наименьшей звучностью, то есть в месте спада звучности.
Т.о., слог – это минимальная произносительная единица, это результат естественного членения говорящим произносимого им потока речи, как бы деление потока речи на некие порции, «кусочки» (слоги), с целью адекватной фиксации речью передаваемых смыслов (например: ма-ма, пу-дра) или целенаправленного воздействия на слушающего (например, назидательная речь неосознанно произносится по слогам).
Слоговой звук – это звук, который является вершиной слога и который самостоятельно может образовать слог (в русском языке слоговыми являются гласные звуки и сонорные согласные звуки).
Неслоговой звук – это звук, который не является вершиной слога и который самостоятельно не может образовать слог (в русском языке это шумные согласные звуки).
Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 2558;