Тайная вечеря
В 1495 году Леонардо начал рисовать свою «Тайную вечерю» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Он подходил к своей картине целых 15 лет. Он много размышлял над тем, как показать в живописи человеческие эмоции.
Лица на картине, за исключением Христа, были списаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и окрестностях. Для Господа он нашёл двух натурщиков. А чтобы нарисовать Иуду, Леонардо потратил много времени, посещая притоны, куда заглядывали миланские преступники.
Сервировка стола, покрытого вышитой скатертью, представляет собой нечто вроде натюрморта: здесь и стаканы, и оловянная посуда, и маленькие хлебы. Всё это расставлено и разложено в гармоническом порядке, создать который были способны немногие художники.
Леонардо написал своё великое творение чуть меньше, чем за 3 года, и весь этот срок картина не выходила у него из головы. Итальянский писатель Маттео Банделло, который в детстве посещал монастырскую школу и наблюдал художника за работой, описывает его так: «Он часто приходил в монастырь на рассвете… Он прилежно трудился до тех пор, пока… сумерки не заставляли его остановиться; при этом он совершенно не думал о еде – так он был поглощён работой. Иногда Леонардо оставался здесь дня на три-четыре, не притрагивался к картине, только заходил и по несколько часов стоял перед ней, скрестив руки и глядя на свои фигуры так, будто критиковал самого себя…».
Леонардо поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое более сокрушительно, чем физическое отстранение. На нём как бы вековая печать вины и одиночества. Другие апостолы вопрошают, протестуют, отрицают, всё ещё не знают, кто предатель, но зритель узнаёт его сразу.
В расположении фигур, которые в полтора раза больше естественных, Леонардо использовал свои математические познания. В основу композиции «Тайной вечери» положено простейшее геометрическое построение – треугольник. Голова Христа – вершина треугольника.
Традиционная интерпретация картины такова. Христос только что произнёс слова: «Один из вас предаст меня». Леонардо запечатлел это напряжённое мгновение навеки. Апостолы реагируют на слова Христа по-разному, являя тем самым своё душевное состояние.
В своих заметках Леонардо перечислил несколько жестов, которые казались ему подходящими для картины, — некоторые из этих жестов он сохранил, другие отбросил. «Тот, кто только что пил, поставил стакан на стол и повернул голову в сторону говорящего (зачеркнуто). Другой сжал пальцы рук и с нахмуренным видом повернулся к своему соседу (зачеркнуто). Третий протянул руки и раскрыл ладони, голова его втянута в плечи, на устах удивление (святой Андрей). Еще один что-то говорит в самое ухо соседу, а тот повернулся к нему с живым интересом, в руках у него нож (святой Петр)... а еще один, который тоже держит нож, повернулся и ставит на стол стакан». Последний жест был сохранен, но несколько видоизменен и отнесен к Иуде, который сжимает в руке не нож, а кошелек с деньгами и вместо стакана ставит на стол соль, согласно суевериям, считавшуюся символом угрожающего или неизбежного зла.
Сейчас трапезная пуста, настоятель и монахи давно покинули монастырь. Поблизости расположен киоск с буклетами и экскурсионное бюро, в зале два фотографа показывают снимки, какой ущерб во время второй мировой войны понесла картина.
Три года работал Леонардо над фреской. Он закончил её в феврале 1498 года.
Два варианта картины Леонардо «Мадонна в скалах» были написаны в 1483 (Лувр) и 1506 (Лондон). Первый вариант показывает, насколько полно тридцатиоднолетний художник усвоил все, что мог почерпнуть в искусстве Кватроченто, и как он перерос его. Второй вариант, созданный через двадцать пять лет после первого, относится к периоду, когда Леонардо стал первым и признанным мастером Высокого Возрождения.
Картина «Мона Лиза» всем настолько знакома, что трудно поверить, что когда-то она выглядела как-то иначе. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются, тёмная лакировка изменила соотношение цветов.
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 729;