Джотто.
Итальянский живописец, скульптор и архитектор эпохи Проторенессанса. С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в.
Джотто ди Бондоне родился в 1266 или 1267 году недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца. Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи в мастерской известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Риме, Падуе, Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили ему солидное состояние. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса, прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
Фрески художника отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой, жестами, позой. Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж, интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик. В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью способствовало становлению его творческого метода.
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
Джотто умер в 1337 году.
Творчество художника.
1. Рождество . 1304—06
В то время император Август издал указ о проведении переписи на всей территории Римской империи. Поэтому каждый отправился в свой родной город для регистрации. Иосиф тоже пошел из галилейского городка Назарета в Иудею, в город Вифлеем. Он отправился на перепись вместе с Марией, которая была обручена с ним и ожидала ребенка. В Вифлееме у Марии подошло время родов, и она родила своего первенца, завернула его и положила в кормушку для скота, потому что в гостинице для них не было места (по Евангелию от Луки).
2. Иоаким среди пастухов . 1304—06
Цикл фресок рассказывает историю родителей Девы Марии. У Иоакима и Анны не было детей. Иоаким был уже в преклонном возрасте, когда за «бездетность» его выгнали из храма. После этого он ушел и некоторое время жил среди пастухов. Там он принес Господу жертву, и его жертва была принята благосклонно. Во сне ему явился ангел и поведал, что у них с Анной родится дочь. Ангел велел ему идти к Золотым Воротам, где его будет ждать Анна. В это же время Анне тоже явился ангел. Он сказал, что она забеременеет и чтобы она встала и шла к Золотым Воротам, где ее ждет Иоаким. После этого оба — и Иоаким, и Анна — пошли к Золотым Воротам, и там Иоаким запечатлел на устах своей жены божественный поцелуй, от которого и была зачата Дева Мария.
3. Встреча у Золотых ворот (1304-06)
4. Поклонение волхвов . 1304—06
Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорожденного младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не возвращаться в Иерусалим (по Евангелию от Матфея).
5. Бегство в Египет . 1304—06
Когда волхвы ушли, Иосифу во сне явился ангел и сказал: «Вставай, возьми ребенка и его мать и беги с ними в Египет. Оставайтесь там, пока я не скажу, потому что Ирод хочет убить ребенка. Иосиф взял Иисуса и Марию, и они ночью ушли в Египет. Там они пробыли до тех пор, пока Ирод не умер (по Евангелию от Матфея).
6. Избиение младенцев . 1304—06
Когда Ирод понял, что волхвы обманули его, он пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме всех мальчиков в возрасте до двух лет (по Евангелию от Матфея).
7. Крещение Христа. 1304—06
Иоанн Креститель жил в пустыне и призывал всех людей обратиться к Богу за прощением грехов и принять крещение в подтверждение своего покаяния. Люди шли к нему из Иерусалима и со всех сторон Иудеи. Всех, кто исповедовал свои грехи, Иоанн крестил в водах Иордана. В своей проповеди он говорил: «После меня придет тот, кто несравненно больше меня; я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Я крещу вас водой, а Он будет вас крестить Духом Святым». В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус, и Иоанн крестил также и Его в Иордане. Когда Иисус выходил из воды, он видел перед собой раскрывшиеся небеса и Духа, сходящего на Него в виде голубя. С небес прозвучали слова: «Ты Мой любимый Сын! В Тебе исполнение Моей доброй воли!» (по Евангелию от Марка).
Дата добавления: 2015-04-07; просмотров: 801;