Основные осложнения в работе установок очистки газов
Обеспечение надежности работы установок очистки газа от кислых компонентов является основным вопросом при их эксплуатации. Нарушение режима работы установок может привести к немедленному ухудшению качества товарного газа и даже к аварийной остановке установок. Поскольку в газовой промышленности практически отсутствует возможность резервирования сырья в случае выхода из строя технологических установок, при остановке сернистые газы сжигают на факелах. Это приводит к потерям ценного сырья и отравляет окружающую среду. Поэтому обеспечению надежности работ установок по переработке кислых газов придается первостепенное значение.
Обобщение опыта эксплуатации установок очистки газа растворами аминов показывает, что надежность их работы снижается при следующих условиях: деструкции аминов из-за побочных реакций и термического разложения; осмолении; коррозии оборудования и продуктопроводов; вспенивании в системе осушки газа; осаждении твердых примесей на поверхностях труб и оборудования. Ниже приводятся основные причины указанных явлений и рекомендации по сведению к минимуму их отрицательных последствий.
Деструкция (разложение) аминов. Интенсивность разложения аминов зависит от состава газа, режима работы абсорбера и десорбера, наличия примесей в самом амине.
Механизм разложения аминов до сих пор до конца не изучен. Известно, что этот процесс происходит по весьма сложной схеме. Как правило в растворах аминов находят сразу несколько продуктов разложения. Из кислых компонентов (H2S и С02) влияние диоксида углерода на разложение аминов более значительно. Одним из основных продуктов побочной реакции ДЭА с СО2 является N,N-ди (2-оксиэтил)-пиперазин (ОЭП). Производные ОЭП некоррозионноактивны и обладают поглотительной способностью в отношении кислых компонентов.
Влияние диоксида углерода на разложение аминовых растворов особенно усиливается с повышением температуры : при 205 °С в течении 24 ч концентрация ДЭА в растворе снижается с 30 до 2% (масс.).
Для снижения скорости разложения растворов амина в блоке регенерации необходимо обеспечить плавный подогрев раствора, исключить локальные зоны перегрева. Этого можно достичь применяя теплоноситель с возможно низкой температурой и предотвращая возникновение локальных зон перегрева в системе десорбции. Последнее часто достигается за счет поддержания высокой скорости движения раствора в жаровых трубах испарителя. В присутствии СО2 ДГА может разлагаться с образованием N-бис-оксиэтоксиэтилмочевины (БОЭЭМ). БОЭЭМ не обладает свойством извлекать кислые компоненты, снижает поглотительную способность раствора, увеличивает его коррозионность. При 185—195 °С БОЭЭМ обратно превращается (примерно на 90%) в ДГА.
Одним из продуктов распада ДИПА в присутствии СО2 является 3-(2-оксипропил)-5-метилоксазолидон. Оксазолидон не поглощает кислые газы, его накопление в растворе снижает его поглотительную емкость. При очистке газов с высоким содержанием С02 скорость образования оксазолидона очень высокая. Давления насыщенных паров ДИПА и оксазолидона очень близки, что затрудняет их разделение.
В процессе очистки МЭА взаимодействует с продуктами реакции. В первую очередь образуется оксазолидон-2, скорость образования которого можно уменьшить, повысив скорость реакции гидратации СО2 путем увеличения рН раствора добавлением щелочей. Оксазолидон-2 относительно легко гидролизуется в водном растворе NaOH, КОН и Na2CO3. Поэтому добавление указанных веществ в раствор амина позволяет снизить количество продуктов разложения в нем.
В водной среде СО2 может реагировать с железом и образовывать бикарбонат железа, который в условиях десорбера превращается в нерастворимый карбонат железа. Последний осаждается на стенках аппаратов и трубопроводов и накапливается в растворе
Наличие в газе органических сернистых соединений обусловливает ряд трудностей на установках сероочистки. Так, сероуглерод с МЭА образует N-этилолдитиокарбаминовую кислоту, которая не полностью выделяется при регенерации раствора. При реакции серооксида углерода с МЭА образуется N-окси-этилтиокарбаминовая кислота, часть которой при гидролизе может переходить в оксазолидон-2. Это вещество также не полностью выделяется из раствора. Кроме того, согласно данным, МЭА реагирует с оксазолидоном-2, в результате образуется N,N-диэтилолмочевина, которая при нагревании превращается в 1-(2-оксиэтил)-имидазолидон-2, гидролизующийся с образованием М-(2-оксиэтил)-этилендиамина. Наличие этих продуктов в растворах МЭА тесно связано с коррозией стальной аппаратуры, так как мочевина и ее производные образуют комплексы с металлами переходной валентности. Имизалидон-2 забивает аппаратуру при охлаждении и не поглощает СО2, этилендиамин поглощает кислые газы, но регенерируется не полностью.
Органические сернистые соединения — тиолы, дисульфиды и тиофены с МЭА в реакцию не вступают. Обычно сероводород реагирует с имеющимися в газе кислородом, образуя свободную серу. Последняя при нагревании взаимодействует с амином, образуя соли дитиокарбаминовой кислоты, тиомочевину, тиосульфат моноэтаноламина, тиосерную кислоту. Эти соединения при регенерации не разлагаются, приводят к-снижению концентрации и поглотительной способности МЭА.
В результате реакции диоксида углерода с МЭА образуется соль амина и оксиэтилтиокарбаминовой кислоты. Регенерация МЭА из этого соединения составляет 40% .
Раствор МЭА способен поглощать большое количество сероуглерода с образованием соли N-этилолдитиокарбаминовой кислоты. Карбонизация раствора МЭА вызывает уменьшение коэффициента абсорбции сероуглерода. Повышение концентрации СО2 в моноэтаноламиновом растворе от 0 до 13,4 м3/м3 вызывает уменьшение абсорбционной способности раствора в 1,5—2 раза. Присутствие H2S в растворе моноэтаноламина в количестве до 7 г/л не оказывает заметного влияния на поглощение сероуглерода. Абсорбция сероуглерода увеличивается с накоплением нерегенерируемых продуктов, образующихся при нагреве аминового раствора, содержащего CS2.
Обычный метод термической регенерации обеспечивает выделение лишь до 45% МЭА из продуктов его взаимодействия с сероуглеродом.
При попадании в систему кислорода возможно окисление МЭА. При этом последовательно образуются α-аминоальдегид, глицин, гликолевая кислота, щавелевая и муравьиная кислоты. Образовавшиеся кислоты могут приводить к коррозии аппаратуры с образованием солей железа, которые не растворяются в водных растворах аминов, ухудшают поглотительные свойства аминов и осаждаются на поверхностях труб и аппаратов, снижая эффективность их работы.
В процессе регенерации при повышенной температуре возможно образование комплексов железа с МЭА хелатного типа в виде триэтаноламинового железа. При охлаждении и взаимодействии этих соединений с Н2S выпадает осадок сернистого железа.
Осмоление раствора. В процессе эксплуатации установки моноэтаноламиновой очистки в результате накопления продуктов побочных реакций наблюдается осмоление рабочего раствора. Накопление смол является автокаталитическим процессом и повышение концентрации смол в растворе усиливает его коррозионные свойства. Критическое значение отношения количества смолы к МЭА, выше которого происходит резкое возрастание коррозионных свойств растворов, составляет 0,5—1 при температурах 100—150°С.
Выносимая с газом на поверхность земли пластовая вода содержит те или иные количества минеральных солей. Минеральные соли смешиваются также с продуктами побочных реакций и коррозии. Часть образовавшейся смеси накапливается в растворах аминов, а часть осаждается на поверхностях аппаратов, в результате чего в работе установок сероочистки возникает ряд осложнений, аналогичных тем, которые имеют место на установках осушки (повышенный расход поглотителя,, вспенивание в системе, отложение солей на поверхностях аппаратов, снижение коэффициента теплопередачи теплообмепной аппаратуры и т. д.).
Коррозия аппаратуры. Практически все оборудования и коммуникации установок очистки газа от кислых компонентов подвергаются коррозии. До сих пор в литературе нет единого мнения о механизме коррозии. Основной причиной коррозии считается наличие в системе сероводорода и диоксида углерода, который является более агрессивным, чем Н2S .
Принято считать, что СО2 при взаимодействии с материалом оборудования и труб образует растворимый бикарбонат железа. При подогреве раствора происходит выделение С02 и осаждение железа в виде нерастворимого карбоната.
Сероводород приводит к образованию сернистого железа. Частично это соединение может образовывать на поверхности металла защитную пленку. Однако одновременное наличие в газе СО2 и H2S в определенных условиях может обусловить синэргический эффект, т. е. каждый из этих компонентов может усилить коррозионное действие другого.
Скорость коррозии увеличивается с повышением температуры, концентрации кислых компонентов и количества воды в системе, а также при наличии продуктов реакций окисления и разложения аминов, минеральных солей, увеличение скорости насыщенного абсорбента в коммуникациях и т, д.
Однако не все продукты коррозии вызывают увеличение скорости коррозии оборудования. Согласно данным, при 82°С и 2 МПа наличие в системе органических кислот практически не усиливает коррозионный процесс. Продукт реакции ДЭА с диоксидом углерода — диэтанолпиперазин (ДЭП) снижает скорость коррозии: при наличии в растворе ДЭА 70 г/л ДЭПа скорость коррозии была 0,02 мм/год (Р — 2 МПа= 82°С), а в среде чистого раствора ДЭА в тех же условиях скорость коррозии составляла 0,08 мм/год.
Скорость коррозии зависит также от материала оборудования и качества его изготовления. Легированные стали менее подвержены коррозии, следовательно, наиболее уязвимые места установок (коммуникация насыщенного раствора от рекуперативного теплообменника до десорбера, верхняя часть десорбера, конденсатор — холодильник, используемый для охлаждения верхнего продукта десорбера, трубный пучок испарителя и т. д.) должны быть изготовлены из легированных сталей.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 3036;