Кандидат геолого-минералогических наук 5 страница
Справедливой и от того печальной можно признать одну мысль А. Кураева: "Спокойное отношение к эволюционизму - это традиция православного академического богословия". Отец дьякон верно отмечает один из плодов апостасии ХХ века. Но, слава Богу, эта позиция не отражает мнения всей Церкви. Не все архиереи такие модернисты, как упомянутый о. Андреем архиеп. Михаил (Мудьюгин); не все священники такие либералы, как прот. Василий Зеньковский. Личное общение автора этих строк со старцами и монахами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Псково-Печерского монастыря и с другими благочестивыми христианами позволяет свидетельствовать, о не увядшем в нашей Церкви святоотеческом преемстве. Эта же живая нить, связующая с древними отцами, чувствуется в книгах иеромонаха Серафима (Роуза). Отец Андрей сам признается: "Что же касается позиции о. Серафима (Роуза), то я не могу сказать, что она ошибочна". Правда, к сожалению, он тут же продолжает свою мысль, изменяя ее содержание: "Просто это - не единственная позиция, которой имеет право придерживаться православный человек" [108]. Но антиэволюционистские труды о. Серафима (Роуза) содержат не альтернативное богословское суждение по общим вопросам, а обличают ересь. Причем характер ереси эволюционизма такой, что не допускает взаимного полупроникновения в Православие.
В IV веке были еретики ариане, но были и известные еретики полуариане. Ересь первых была осуждена Церковью на I Вселенском Соборе, а ересь вторых - на II Вселенском Соборе (как омиусийское и духоборческое учение Македония). Вспомним, что ариане учили о Сыне Божием, что Он не единосущен Отцу; полуариане - что Он подобносущен Отцу; но оба мнения были отвергнуты кафолическим Православием, учившим, что Сын единосущен Отцу Небесному. Таким же образом, не имеет никакого отношения к Православию ни "чистый" эволюционизм Дарвина, ни "телеологический" эволюционизм Т. Шардена. Чистый безбожный эволюционизм, по типу дарвинского, вполне может быть уподоблен арианству, напрочь лишающему Христа божественного достоинства. "Телеологический" эволюционизм, по типу шарденовского, не устает повторять, что все многомиллиардное (многомиллиарднолетнее) развитие Вселенной, включая появление жизни и человека, происходило "по воле Божией", при этом он навязывает Богу для творения мира выдуманный людьми механизм - эволюцию. Поэтому "телеологический эволюционизм" вполне можно сравнить с полуарианством, желавшем видеть во Христе опосредованное подобосущие божества. Но Православие отрицает эти богословские лжеучения как в отношении Христа, так и в отношении творения. Кафолическая Церковь содержит учение о единосущии лиц Святой Троице, и учение о творении мира Богом в шесть библейских дней, без всяких эволюционистских отрицаний или навязчивых перетолковываний.
(Смеем надеяться, что наше сравнение ересей арианства и эволюционизма не будет никем воспринято искаженно. Речь идет, разумеется, не о тождестве или подобии
Сына Божия творению, а о том, что Православие утверждает против ариан - равное божество Сына и Отца, против эволюционистов - непосредственное, без всякой эволюции - креационистское создание мира по Божественному Слову: "Яко Той рече - и быша, Той повеле - и создашася").
Так что отмеченную о. Андреем Кураевым эволюционистскую "традицию православного академического богословия" надо не воспевать, а изживать. Каких еще еретических "традиций" не возникнет в нашей Церкви, если каждую из них мы будем так защищать и лелеять!
И напрасно о. Андрей взялся защищать эволюционизм в Православии путем нетрадиционного прочтения библейского текста. Зачем, например, про выражение "райский сад" - по-еврейски "ган эден" - отец дьякон пишет, что его "скорее стоит перевести словом "огород""? Сколь бы ни была эта версия трактовки приемлема с точки зрения лингвистики, мысль эта столь экстравагантна, что не может приблизить читателя к традиционному церковному пониманию. Такого рода рассуждения способны лишь выявить остроту ума автора, но никакого отношения не имеют к истинному содержанию Священного Писания.
О. Андрей пишет: "Уход животных не есть смерть, но есть нечто, подобное уходу человека. Если мы говорим "смерть Сократа" - то мы не имеем права это же слово применять в высказывании "смерть собаки": Животные исчезали из бытия, прекращали свое существование в мире до человека. Но это не смерть" [111].
Мысль о. дьякона патетическая и душетрогательная. Кто же посмеет сравнить смерь Сократа и смерть собаки? Даже неловко как-то оспаривать такие чеканные афористические утверждения. Однако мысль А. Кураева несостоятельна, поскольку и по нормам русского и по нормам древнееврейского языка мы не только "имеем право", но обязаны и для Сократа и для собаки использовать все-таки одно и то же слово "смерть" (евр. - "мот"). А душещипательные рассуждения о необходимости применять в разных случаях разные выражения подобны глубокомысленным рассуждениям известного литературного персонажа, гробовщика Безенчука, который разработал свою классификацию. По его терминологии один "дуба дал", другой "приказал долго жить", а третий "сыграл в ящик" и т. д. Конечно, о собаке мы обычно говорим, что она "сдохла", а о праведнике, что он "почил в Боге". Но не вынося приговора о дальнейшей участи пациента, и врач и ветеринар при летальном исходе констатирует: "смерть наступила от:".
Подобные аргументы в защиту эволюционизма и в опровержение учения Церкви о том, что Бог смерти не сотворил, выглядят скорее комичными, чем убедительными. Но отнюдь не комичным является повод, ради которого излагает о.Андрей свою аргументацию. Повод этот самим А. Кураевым осознается как догматический и вероучительно значимый. Он справедливо пишет: "Связь греха и смерти догматически (то есть - вероучительно значимо) устанавливается словами апостола Павла", и далее приводит сами слова из послания к Римлянам: "Посему как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12).
Неужели не ясны апостольские слова "грех вошел в мир"? Неужели после этих слов благочестивому христианину захочется предлагать рассмотрение фантасмагорий "дочеловеческого" и "внеэдемского" мира? Как ни странно, А. Кураев именно ради этой богословской спекуляции написал свою статью. Он так и указывает: "Богословски неприемлемость для православного мышления идеи эволюции может быть доказана только в том случае, если будет разъяснено; каким образом допущение сменяемости поколений животных в мире дочеловеческом и внеэдемском может ущерблять:" [109].
Отец Андрей, позвольте Вас перебить. Перечитайте приведенный Вами Павлов стих о том, каким образом "грех вошел в мир" и к чему это привело. Если этого мало, примите толкование на этот стих блаженного Феофилакта: "Грех и смерть вошли в мир через одного человека Адама" [110]. Святоотеческая мысль никак не допускает наличия смерти в мире до греха Адама, даже за границами эдемского "огорода": Кстати, райский сад был устроен Богом не после сотворения Адама, а за три дня до того. Согласно толкованию преп. Ефрема Сирина, "Бог насадил рай в третий день, и сие объясняется словами: и прозябе Бог от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь. А чтобы показать, что повествуется здесь именно о рае, присовокуплено: и древо жизни посреди рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго (Быт. 2, 9)" [111].
Но, простите, отец Андрей, Вас пришлось перебить. Дадим Вам завершить свою фразу: ": может ущерблять сознательность участия христианина в спасительных церковных Таинствах" [112]. Отец Андрей! "Сознательность участия" в Таинствах здесь вовсе ни при чем. Дети и больные могут участвовать в церковных Таинствах и не вполне "сознательно", однако благодатно и спасительно. С другой стороны, еретики и сектанты могут вполне "сознательно" участвовать в своих крещениях и хлебопреломлениях, но, как известно, не всякая такая "сознательность" дает спасительную благодать.
Вопрос надо ставить иначе: есть ли в том или ином учении противоречие традиционному святоотеческому пониманию догматов или нет? Если есть - это ересь. Если нет - "частное богословское мнение". Эволюционизм прямо противоречит словам апостола Павла и Святым Отцам. Поэтому эволюционизм - ересь. И не нужно, даже в целях "миссионерских", пытаться предлагать оригинальные трактовки известных догматических утверждений для того, чтобы оправдать антицерковное учение.
О. Андрей завершает свою статью двумя вопросами. Первый - при отрицании эволюционистского толкования Библии "что именно неприемлемого я в нем вижу?" Наш ответ: полное противоречие единодушному пониманию Святых Отцов.
Второй вопрос: "Что именно вредящего делу спасения людей есть в осуждаемом мною мнении? Наш ответ: наличие догматического искажения православного мировоззрения, или другими словами ересь. Ничего более вредящего делу спасения людей не существует.
9. Вместо заключения. Притча о снежке
Представим себе, что некий мальчишка слепил снежок и кинул его в стенку. Траектория полета снежка может быть легко рассчитана для любого сколь угодно долгого времени. Но реально снежок будет лететь не бесконечно, как позволяет предположить уравнение его движения, а лишь до момента попадания в стенку. Аналогично рассуждая не трудно описать, как "мог бы" двигаться снежок до момента его бросания рукою мальчика (продлевая мысленно назад во времени параболическую траекторию движения тела, брошенного под углом к горизонту). Формула легко позволяет это сделать. Но физического смысла в такой экстраполяции также, очевидно, не будет ни какого, поскольку еще минуту назад до броска данного снежка не существовало: он попросту не был еще слеплен.
Пример со снежком подобен нашему отношению к Вселенной, к видимому миру. Изучая его законы, мы можем строить самые достоверные и убедительные Прогнозы, расчеты "траекторий движения". Надо лишь не забывать, что согласно Божиему Откровению на пути движения нашего снежка-вселенной Господом устроена некая "стенка", знаменующая конец этого мира. Такой конец, дальше которого привычного нам мира уже не будет как такового. "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына Человеческого на небеси, и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына Человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою" (Мф. 24, 29-30). "Небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут" (Мф. 24, 35).
Подобным же образом, изучая астрономическую, геологическую, палеонтологическую, археологическую и прочие науки, мы, конечно, можем фантазировать о том, как миллионы и миллиарды лет "могла бы" в прошлом эволюционировать Вселенная к нынешнему наблюдаемому состоянию. Но если мы верующие христиане, то мы не должны забывать, что было состояние Вселенной, о котором неложно свидетельствует в евангельском стихе (Ин. 17, 5) Сам Сын Божий - "прежде мир не бысть", или по-русски "прежде бытия мира".
В некий момент "в начале", подобно тому, как мальчишка слепил свой снежок из снега, так Всемогущий Бог сотворил небо и землю. Только Бог, как учит Святая Православная Церковь, сотворил мир "из ничего". И насколько бессмысленно исследовать траекторию снежка до того, как он был слеплен мальчиком, настолько же неразумно изучать мир, его законы и гипотетическую "эволюцию" прежде самого акта творения.
Литература
1. Иером. Серафим (Роуз), Православный взгляд на эволюцию // Приношение православного американца, М:, 1998, стр.515.
2. Св. Ириней Лионский, Пять книг опровержения лжеименного знания, Кн. 1, гл. 13.1., "Паломник" - "Благовест", М:, 1996, стр. 57.
3. Св. Ириней Лионский, кн.1, гл.11.1, стр. 52.
4. Священник Тимофей, православное мировоззрение и современное естествознание, "Паломник", М:, 1998
5. Иером. Серафим (Роуз), Православный взгляд на эволюцию:, стр.461.
6. Иером. Серафим (Роуз), Православное понимание книги Бытия, М:, 1998, стр. 23.
7. Свт. Иоанн Златоуст, Беседы не книгу Бытия, Бес.2.2, // Творения, т.4, СПб, 1898, стр.9.
8. Диакон Даниил Сысоев, Летопись начала, М:, Сретенский мон., 1999, стр. 43.
9. Епископ Василий (Родзянко). Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключи апологетики нашего времени. Паломник, М:, 1996, стр.71-72.
10. Свт. Феофан Затворник, мысли христианина:на субботу 22 недели.
11. Свт. Василий Великий. Беседы на шестоднев // Творения. Ч.1. свято-Троицкая Сергиева лавра, 1909, стр.139.
12. Прот. Иоанн Кронштадтский, ПСС, т.1, СПб, 1893, стр.79.
13. Свт. Василий Великий, Беседы на Шестоднев // Творения, Ч.1, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900, стр. 33.
14. Там же, стр.70.
15. Там же, стр.107.
16. Добротолюбие, Т.5, стр.181.
17. Там же.
18. Там же.
19. Свт. Иоанн Златоуст, Беседы на послание к римлянам, Бес.14.5, М:, 1994, стр.664.
20. Там же, стр.665.
21. Требник.
22. Свят. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, Бес.8.8, стр.60-61.
23. Свят. Григорий Нисский. Об устроении человека, "Аксиома", СПб, 1995, стр.53.
24. Иером. Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию:, стр.479.
25. Льюис К.С. Размышления о псалмах, // Мир Библии, РБО, 1994/1. стр.31.
26. Там же, стр.33
27. Свят. Григорий Нисский. стр.90.
28. Там же, стр.92-93.
29. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, СПб, 1894, Кн.2, гл. 12, стр.79.
30. Преп. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия, // Творения, Т.6.Сергиев Посад. 1901, стр. 210-211.
31. Свят. Афанасий Великий. На ариан слово второе, // Творения, Т. 2, Сергиев Посад, 1902, стр.287.
32. Свт. Василий Великий. стр.35.
33. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, Бес.6.5, стр.47.
34. Свт. Димитрий Ростовский. Летопись. Подворье Св-Троицкой Сергиевой Лавры, М:, 1998, стр.11-12.
35. Там же, стр.30-31.
36. Священник Тимофей. Православное мировоззрение:, стр.31.
37. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории, "Москва", М:, 1997, стр.124.
38. Там же, стр.117
39. Там же, стр.122
40. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви, Ч. 2, М:, 1994, стр.176.
41. Там же.
42. Там же
43. Там же, стр.176-177
44. Там же, стр.177
45. Там же, стр.179
46. Прот. А. Мень, как читать Библию, Брюссель, 1981, стр.34.
47. Свт. Григорий Нисский, стр.69-70.
48. Там же, стр.65.
49. Прот. Сергий Антиминсов, Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания, // сети "обновленческого православия", "Русский вестник", М:, 1995, стр.193.
50. Прот. А.Мень, стр.571.
51. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкования на послания св. апостола Павла, СКИТ, М:, 1993, стр.34.
52. Свящ. Ал. Борисов, Побелевшие нивы, М:, 1997, стр.140.
53. Там же, стр.137.
54. Свящ. Георгий Кочетков. "Идите, научите все народы". Катехизис для катехизаторов, М:, Издание "Свято-Филаретовской московской высшей православной школы", М:, 1999, стр.97-98.
55. Там же, стр.98.
56. Там же, стр.98.
57. Там же, стр.104.
58. Там же, стр.104.
59. Александрова О., Рукова С. Сотворение мира, // С нами Бог, 1994, №4.
60. Свт. Василий Великий, стр.87.
61. Александрова О., Рукова С.
62. Свт. Василий Великий, стр.70
63. Муравник Г.Л., // "Православная беседа", №5, 1997, стр.37.
64. Муравник Г.Л., // "Православная беседа", №2, 1997, стр.30.
65. Буфеев С.В. Эволюционизм в православии, // "Благодатный огонь", №2, "Москва", 1998, стр.69-70.
66. Прот. Стефан Ляшевский, Библия и наука о сотворении мири, М:, 1997, стр.5.
67. Там же, стр.6.
68. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, стр.128.
69. Архиеп. Макарий. Православно-догматическое богословие, Т.1, СП б, 1857, стр.420.
70. Диакон Даниил Сысоев. Летопись начала, стр.61-62.
71. Прот. Стефан Ляшевский, стр.19.
72. Там же, стр.27.
73. Епископ Василий (Родзянко), Теория распада вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие
74. Еп. Василий (Родзянко), стр.28.
75. Там же.
76. Там же, стр.24.
77. Иером. Серафим (Роуз). Православный взгляд :
78. Еп. Василий (Родзянко), стр.36.
79. Там же, стр.38.
80. Там же, стр.36.
81. Там же, стр.59.
82. Тихомиров Л.А., Религиозно-философские основы истории, стр.229.
83. Еп. Василий (Родзянко), стр. 94.
84. Там же, стр.59
85. Там же.
86. Свт. Василий Великий, Беседа о том, что Бог не виновник зла // Творения, т. IV, стр.60.
87. Еп. Василий (Родзянко), стр.60.
88. Там же.
89. Там же, стр.118.
90. Там же.
91. Триодь постная, Неделя сыропустная, славник на Господи воззвах.
92. Еп. Василий (Родзянко), стр.98.
93. Там же, стр.120.
94. Там же, стр.50.
95. Там же, стр.59.
96. Блаж. Феофилакт Болгарский, Толкования на послания св. апостола Павла, Скит, М:, 1993, стр.613.
97. Еп. Василий (Родзянко), стр.61.
98. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие, "Благовест", М:, 1997, стр.105.
99. Диакон А. Кураев, Партийное мышление не терпит противоречий // "Русь православная" №20, 1999.
100. Свт. Григорий Богослов. Похвала девству // Творения, Т.2, Троице-Сергиева Лавра, 1994, стр. 134.
101. Свт. Григорий Богослов, Слово 44 на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта, // Творения, Т.1, стр. 656-657.
102. Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие, "Благовест", М:, 1997, стр.105.
103. Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? Рукопись доклада, представленного на конференцию "преподавание в Православных школах вопросов творения мира, жизни и человека". М:, 29-30, окт. РПУ им. Св. ап. Иоанна Богослова.
104. Там же.
105. Там же.
106. Там же.
107. Там же.
108. Там же.
109. Там же.
110. Блаж. Феофилакт Болгарский.
111. Преп. Ефрем Сирин. Творения, Т.6, стр.231.
112. Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 762;