Общественно-экономические формации как ступени исторического развития
В предыдущей теме мы выяснили, что такое общество и как оно возникает, раскрыли взаимосвязь общества и природы. Следующий шаг - изучение самого общества, раскрытие закономерностей его развития. Говоря об обществе в предыдущей теме, мы имели в виду общество как общее понятие, т.е. то, что отражает качественную определенность социальной формы движения материи в отличие от других форм. Но говорить об обществе как общем понятии, не покидая научной основы, мы можем лишь в рамках вопроса о соотношении общества и природы. Когда же речь идет о законах развития общества, об анализе его истории, понятия общества как общего понятия уже недостаточно. Здесь необходима конкретизация. Такая конкретизация была сделана еще задолго до формационного подхода, но носила она в основном идеалистический характер. В формационном же подходе в основу периодизации истории положены материальные, производственные отношения. Выделение производственных отношений как первичных дало возможность подметить повторяемость общественных явлений, открыть объективную закономерность развития общества и обобщить порядки разных стран в одно основное понятие - общественно-экономическая формация. Выделение в качестве первичных материальных отношений дало возможность не только заметить повторяемость общественных явлений, но и отделить один качественно определенный этап в развитии человеческого общества от других. История общества в формационном подходе - история развития и смены общественно-экономических формаций. Этот подход позволил понятие общество как общее понятие наполнить более глубоким содержанием. Понятие формации обобщает наиболее важные, определяющие черты общественно-экономического строя, который существует в различных странах. Следовательно, можно сказать, что общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества и этап всемирной истории, представляющий собой систему социальных связей и отношений в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства, и подчиняющуюся как общим, так и своим специфическим законам функционирования и развития.
В структуру каждой общественно-экономической формации входят как общие, свойственные всем формациям, так и своеобразные элементы, характерные для конкретной формации. При этом определяющую роль в развитии и взаимодействии всех структурных элементов играет способ производства, присущие ему производственные отношения, обусловливающие природу и тип всех элементов формации. Кроме способа производства, важнейшими структурными элементами всех общественно-экономических формаций являются соответствующий экономический базис и возвышающаяся над ним надстройка. Способ производства, базис и надстройка составляют основные элементы структуры всех формаций, но их содержание специфично для каждой из них. В любой формации эти структурные элементы имеют качественную определенность, обусловленную, прежде всего, типом господствующих в обществе производственных отношений. Кроме этих элементов, в структуру формации входят и другие общественные явления, которые влияют на ее развитие. Это семья, быт, язык, культура, которые присущи всем формациям, а также социально-классовая структура, исторические формы общности людей, свойственные только некоторым формациям.
Выделяют пять общественно-экономических формаций в соответствии с пятью типами производственных отношений (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая). В анализе формационного развития прослеживаются следующие закономерности:
1. Последовательность. Применима лишь к человечеству в целом, которое с необходимостью должно проходить все ступени исторического развития, все формации. Что же касается отдельных стран и народов, то они в определенных исторических условиях могут миновать ту или иную формацию и пойти по сокращенному пути развития. Так, германские племена перешли к феодализму, минуя рабство. Не было рабства и у славян. Сокращенный путь развития возможен, когда:
а) общественно-экономическая формация, которую нужно миновать, исторически уже изжила себя в других странах;
б) реально существуют общества, представляющие более высокую формацию;
в) есть материальная и моральная помощь со стороны передовых государств;
г) в странах, вступающих на путь сокращенного развития, есть силы, заинтересованные в таком развитии.
2. Прогрессивно-поступательный характер смены общественно-экономических формаций. Смена эта является процессом необратимым. Возможны отдельные исторические случайности, когда силам реакции удается временно повернуть колесо истории вспять. Так было, например, во времена реставрации Бурбонов после поражения Наполеона во Франции. Однако вскоре буржуазные порядки полностью восторжествовали. Дело в том, что новый строй обладает большими потенциальными возможностями, имеет более развитые производительные силы, передовые общественные отношения и сознание, опирается на более широкие социальные слои.
3. Смена общественно-исторических формаций совершается все ускоряющимися темпами (так, если рабовладельческая формация существовала 3-3,5 тыс. лет, то феодальная - уже 1-1,2 тыс. лет). Но каждая последующая формация, охватывающая значительно меньший временной промежуток, добивалась больших результатов в развитии производительных сил, науки, культуры.
В настоящее время, кроме формационного подхода, в литературе выделяется подход цивилизационный. Само понятие цивилизация формируется исторически, а философы в различные времена вкладывали в него разное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось просветителями как близкое по содержанию понятиям духовной культуры, разума и справедливости. В дальнейшем Кант разграничил понятия культуры и цивилизации, так как последняя, по его мнению, представляет лишь внешний «технический тип культуры», а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется противоречиво, т.к. духовная культура, особенно в ее нравственной форме, отстает от цивилизации. Эту идею развивал и далее Шпенглер, Ницше и др., утверждая, что развитие цивилизации неизбежно приводит к деградации и духовной гибели общества. Социалисты-утописты (первая треть XIX в.), подвергая критике буржуазную цивилизацию, утверждали, что ей на смену должен прийти новый мир справедливости и порядка. Маркс и Энгельс рассматривали цивилизацию как итог достижения материальной и духовной культуры, типы которой определяются содержанием общественно-экономических формаций (цивилизация - это то, что отличает данное общество от примитивных; Энгельс связывал цивилизацию с появлением классов, она выражает степень господства человека над природой). Получалось, что общественно-экономическая формация – это цельный, социальный, конкретно-исторический организм, а цивилизация - его составная часть. Общественно-экономическая формация - форма устройства, а цивилизация - функционирование этого устройства.
В современной философии цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не только результаты материальной и духовной деятельности людей, а способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. В настоящее время в содержание цивилизации добавляется также способность общества решать глобальные проблемы. Таким образом, в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход, который решающую роль в цивилизационном процессе отводит субъективному фактору и духовной культуре. В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, культуры различают следующие типы цивилизации, через которые проходило человечество:
1) Космогенная (Древнее общество и Средневековье). Она основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась зависимостью общества от природы, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.
2) Техногенная или индустриальная (капитализм, социализм). Основа здесь - машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. К концу 70-х годов XX в. индустриальная технология, а следовательно, и этот тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили ее кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов большинством, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Преодоление кризисного состояния может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов XX в. в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа.
3) Антропогенная или информационно-технологическая. Этот тип цивилизации коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства, определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы в новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества. Источником прогресса становятся все в большей степени не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Особое значение при этом приобретают научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни, которые в своей совокупности определяют технологию воспроизводства всего общества и характер общественного прогресса.
Теория цивилизации не отменяет формационного деления в развитии общества, а определяет его как конкретизацию отдельных цивилизационных этапов, социального бытия. Если общественно-экономическая формация детерминируется характером экономических отношений, то социальный детерминизм на уровне цивилизации дополняется такими признаками, как роль человеческого фактора, духовной культуры и общественно-политических институтов.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1233;