Народонаселение - предпосылка и субъект исторического процесса

Кроме географической среды, естественным условием возникновения и разви­тия общества является существование живых человеческих индивидов, с их опреде­ленной телесной организацией. В отличие от географической среды здесь предполагается та часть природы, которая существует в лице человека, как биологического, природного существа, т.е., иначе говоря, речь идет о народонаселении. Народонасе­ление - это совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рам­ках определенных социальных общностей. Народонаселение выступает как:

1) производитель материальных ценностей;

2) совокупность потребителей материальных благ, необходимых для воспроиз­водства собственной жизни, а также и потребителей духовных ценностей, необходимых для социального развития человека;

3) воспроизводитель не только своей, но и чужой жизни посредством дето­рождения.

Из сказанного видно, что народонаселение играет немаловажную роль в функционировании и развитии общества. Однако, как и географическая среда, оно не является определяющим в его развитии. Численность населения создает лишь предпосылки для развития общества, а использование этой численности зависит уже от самого этого общества. Более того, сам рост населения может определяться раз­витием производства, характером строя, уровнем жизни.

В целом можно выделить две точки зрения на роль населения в жизни обще­ства: оптимистическую и пессимистическую.

Представители оптимистической точки зрения (Д. Юм, А. Кондорсэ, В. Годвин) рассматривали рост населения как фактор общественного прогресса. Они счи­тали, что так как основой всех богатств является труд, то рост населения, произво­дительного сословия является решающим условием прогресса. Пессимистическую группу взглядов и концепций народонаселения связывают, прежде всего, с именем английского священника Т. Мальтуса. В своей книге «Опыт о законе народонаселе­ния» (1798 г.) Мальтус утверждал, что рост населения является тормозом общест­венного прогресса. Всем живым существам, по Мальтусу, свойственно стремление размножаться быстрее, чем это допускается имеющимся в их распоряжении количе­ством пищи. Рост населения происходит, якобы, в геометрической прогрессии, а пищи - в арифметической. Замедленный рост средств существования Мальтус обосновывал законом убывающего плодородия почвы. Отсюда он делал вывод, что главная причина бедности не зависит от образа правления, богатые не в силах дос­тавлять бедным работу и пропитание. В нищете и других бедах народа виновны са­ми трудящиеся, которые «неразумно быстро размножаются». Человек, родившийся в бедной семье - «лишний человек», - говорит Мальтус. Выход - в умерщвлении (если более чем 2,5 ребенка). Голод, эпидемии, войны объявлялись им «положительными факторами». Он был также против помощи со стороны государства, т.к. она лишь способствовала росту населения.

С точкой зрения Мальтуса согласиться нельзя. Применение «закона» убывающего плодородия почвы, возможно, имело бы некоторое значения для тех вре­мен и условий жизни людей, когда они занимались собирательством, охотой и при­митивными способами земледелия. Возможность удовлетворения жизненных по­требностей людей находится в зависимости не только от наличия данных природ­ных ресурсов, но также от способа их использования. А это уже определяется не только уровнем развития техники и науки в данном обществе, но и характером гос­подствующих общественных отношений. Неверны и основные положения теории Мальтуса. Он говорил, что рост средств существования приведет к росту населения. В действительности нет не только такой зависимости, но имеет место и прямо противоположное (рост благосостояния ведет к падению рождаемости - Западная Евро­па, Япония). Не прав он и когда утверждает, что средства существования растут в арифметической прогрессии. Урожайность может падать, но это лишь сигнал к то­му, что надо удобрять землю, совершенствовать производительные силы. О законе же здесь речь не идет. Идеи Мальтуса нашли свое продолжение в XX в.

В 40-50-х гг. XX в. акцент делали на народонаселение колониальных и зависимых стран, добивавшихся в то время национальной независимости: экономи­ческую отсталость и нищету населения этих стран неомальтузианцы объясняли с позиции Мальтуса и предлагали для решения этих проблем стерилизацию, повыше­ние смертности и даже войну с применением ядерного оружия.

Мальтузианству 60-70-х гг. присуще обращение к государственной по­литике народонаселения, направленной на понижение высокого уровня рождаемости. Эту демографическую политику они объявляют основным элементом решения проблем преодоления экономической и культурной отсталости освободившихся от колониальной зависимости стран.

В последующие годы мальтузианцы все больше обращаются к глобальным проблемам, пытаясь найти в них подтверждение своих взглядов как о причинах со­циальных бедствий, так и о путях решения проблем народонаселения. Наиболее яр­ко это проявляется в концепции экологического перенаселения (разновидность не­омальтузианства). Пафос аргументации в этой концепции смещается с ограничен­ных возможностей производства на ограниченные возможности природной среды вместить быстрорастущее население и предоставить ему нужное количество ресур­сов. Из этого делается вывод о необходимости прекращения роста населения и стагнации уровня производства. В противном случае, как полагают авторы этой концепции, нарастающее загрязнение среды и истощение природных ресурсов сами выступят регулирующим фактором. Нарастающее затруднение с продовольствием, рост цен, распространение болезней из-за отравления окружающей среды - все это приведет к массовой гибели людей, и население сократится до 1 - 1,5 млрд. Затем по истечении определенного времени, после самовосстановления среды, производ­ство опять начнет набирать темпы роста, возобновится рост населения и так будет до наступления нового кризиса.

Демографическая проблема наряду с экологической на сегодняшний день является глобальной. Среди проблем народонаселения можно выделить собственно демографические (долго ли будет еще идти рост населения, какими тем­пами, возможна ли стабилизация населения); эколого-демографические (какова оп­тимальная численность Земли и ее отдельных регионов с учетом экологических тре­бований); продовольственную проблему в связи с ростом населения; проблему заня­тости растущего населения в общественном производстве и др. Население Земли действительно стремительно растет. Если около 200 тыс. лет назад на Земле было примерно 1 млн. чел., то сейчас 6,3 млрд. Низкие темпы роста ожидаются лишь по­сле 2075 года. К 2089 году рост населения по данным демографов, возможно, пре­кратится, достигнув 10 млрд.

Чтобы прокормить всю эту массу людей надо, по крайней мере, вдвое увели­чить производство зерновых культур. Между тем, по некоторым данным, дефицит белка в мире уже составляет 20 млн. т. Удобрения и селекция себя исчерпали. Именно в связи с этим многие специалисты полагают, что существует некий предел численности населения (10 млрд. чел.), превышение которого грозит человечеству гибелью, вследствие истощения всех видов жизненных ресурсов. В то же время от­носительно оптимума населения на Земле есть и другие расчеты. Согласно им на Земле может нормально жить 40 – 50 млрд. человек при условии, что производство продуктов питания повсюду достигнет уровня индустриально развитых стран. К то­му же мы еще далеко не полностью можем использовать то, что есть на Земле, не говоря уже об океане.

Таким образом, сбрасывать со счета демографические проблемы нельзя, хотя и не надо их абсолютизировать, как это имеет место у мальтузианства. Подчеркивая глобальный аспект демографических проблем, связанных, пре­жде всего, с ростом населения Земли, нельзя забывать, что во многих развитых странах есть и другие проблемы: угроза депопуляции, связанная со слишком низкой рождаемостью, низкий естественный прирост населения и быстрые темпы его постарения.

 

Семинарское занятие «Природа как предмет философского осмысления»

 

1. Общество и природа, их единство и различие.

2. Общество как система и жизнедеятельность общества:

а) экономическая жизнь общества, ее место и роль в социальных процессах;

б) социальная сфера жизнедеятельности общества;

в) политическая сфера общества;

г) духовная сфера общественной жизни.

3. Единство и разнообразие исторического процесса.

 

Термины, которые необходимо запомнить:культура, мораль, наука, общественное производство, общественное сознание, общество, политика, право, природа, производительные силы, производственные отношения, религия, социально-экономическая формация, способ производства, цивилизация, эстетика.

 

Проблемно-поисковые вопросы:

1. Что есть основным социальным мотивом развития производительных сил общества?

а) стремление изменять природу;

б) развитие науки, знаний, которые постоянно расширяются;

в) характер производительных сил;

г) экономические интересы, которые вытекают из определенных отношений к собственности.

2. Какое утверждение верно?

а) способ производства развивается на основе взаимодействия природы и общества;

б) способ производства развивается на основе развития техники;

в) способ производства развивается на основе взаимодействия произволительных сил и производственных отношений;

г) способ производства развивается на основе господствующих производственных отношений.

3. Проанализируйте диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в истории какой-либо страны. Выделите этапы основных преобразований производственных отношений и проследите, как они связаны с изменениями в технике и технологиях производства.

4. В чем состоит специфика законов развития общества при сравнении с законами развития природы?

5. Общество – часть природы. Законы общего действуют на составные его части. Почему законов природы недостаточно для функционирования и развития общества? Назовите законы, которые определяют общественное развитие.

6. Рассмотрите перспективы дальнейшего развития научно-технического прогресса общества. Последовательная автоматизация и внедрение робототехники не приведут ли в перспективе к полному вытеснению человека из сферы производства? Можно ли в таком случае считать, что производство перестанет быть сферой человеческой социальной деятельности и превратится в природный процесс?

7. Что такое ритмы истории и от чего они зависят?








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 703;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.