Философское понятие материи
Нас окружает неисчислимое количество предметов, тел внешнего мира. Тем не менее это многообразие вещей предполагает наличие в них общего, сходного. Такой общей «основой» является субстанция (от лат. substantia – сущность).
В древнегреческой философии обычно субстанцию отождествляли с конкретными формами материи, с одной из «первоначал» - водой, землей, воздухом, огнем либо их сочетанием.
С возникновением атомистической теории основу вещей стали видеть в атомах – неделимых и неизменных частицах вещества, которые впоследствии различали по весу, величине, форме, траектории движения (Эпикур, Лукреций Ломоносов, Гольбах, Дидро и др.). Широкое распространение атомизма в истории философии означало усиление влияния материалистических воззрений и возможность объяснения процессов данного уровня (теплота, теплопроводность, диффузия частиц, свойства химических элементов и т.д.).
Взгляд на атом как на мельчайший «первокирпичик» материи, некую праматерию (первоматерию), которую при этом отождествляли с веществом, привел к созданию механической картины мира. В ней действовали исключительно законы ньютоновской механики. А любое тело считалось четко локализованным в пространстве и времени.
Механическое мировоззрение порождало иллюзию того, что во внешнем мире все можно заранее рассчитать и предвидеть, поскольку все находится в состоянии однозначной связи: зная причину, можно с любой степенью точности определить последующее следствие, будущее состояние любого процесса (Лаплас и др.).
Ньютоновско-лапласовские взгляды на природу оказались столь живучими, что даже в начале ХХ в., в условиях революции в естествознании, которая характеризовалась открытием электрона, обнаружением радиоактивности, делимости атома и т.п., большинство физиков не смогли дать правильную оценку новым фактам науки. Они полагали, что делимость атома равносильна дематериализации атома, исчезновению материи, а невозможность использовать законы механики для объяснения процессов микромира есть свидетельство непознаваемости внешнего мира и отсутствия всякого сходства законов науки с подлинной объективной реальностью.
Возникновение квантовой механики и теории относительности помогло преодолеть трудности в развитии естествознания начала века; получила дальнейшее развитие так называемая вероятностная картина мира (как альтернатива ньютоновской, механистической), в которой необходимость дополняется случайностью и имеет место нелинейность.
Итак, под материей понимается субстанция, общее в вещах, которому соответствует сознание (тоже как общее). Понятие материя и сознание образуют пару соотносительных категорий диалектики и являются результатом опосредованного отображения общего путем абстрактного мышления (как и всякие другие категории). При этом в диалектико-материалистической философии субстанция перестала быть особым, фундаментальным слоем реальной действительности, утратила свой мистический характер.
Общее в природе не существует иначе как через конкретные вещи. Поэтому под материей понимается и то единичное, которое непосредственно воздействует на наши органы чувств, вызывая ощущения. Так понимаемая материя есть объективная реальность, которая дается нам в ощущениях, копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, в известном смысле существуя независимо от них.
Данному значению термина «материя» соответствует вполне определенный смысл понятия «сознание», когда под ним имеется в виду конкретный, чувственный образ, адекватный по содержанию отображаемому объекту. Примечательно, что в ходе предметной деятельности осуществляется непосредственный «контакт» субъекта с объектом как необходимое условие познания человеком внешнего мира (использование усиливающих органы чувств приборов расширяет сферу такого контакта, но ничего в принципе не меняет).
В приведенных определениях не только указывается на объективный источник нашего знания, но и дается материалистическое решение основного вопроса философии, отвергаются субъективный и объективный идеализм, дуализм и агностицизм (указывается на первичность материи и вторичность сознания, на адекватность отражения материи в сознании и, стало быть, принципиальную познаваемость мира). При этом фиксируется временной срез, который является результатом мысленного анализа процесса взаимодействия субъекта с объектом.
Поскольку в каждой отдельной вещи общее существует в единстве с ее особенностями, постольку в ходе отображения исследуемого объекта субъект отображает не только единичное на чувственной ступени познания, но и общее путем логического мышления. Так что лишь в процессе мысленного анализа мы отделяем общее от единичного, а чувственное от логического: реально они существуют только в единстве. Впрочем, путем чувственного восприятия отображается в какой-то степени и общее (в противном случае необъясним переход от единичного к общему).
Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается материальное образование в целом, вернее, совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком. Понимаемой таким образом материи соответствует сознание как свойство материи, мозга субъекта. Термин «материя» в данном его значении широко используется не только в естественных науках, но и в философии.
Как всякая вещь, каждое из материальных образований обладает свойствами, к которым оно не сводимо и которые проявляются в отношениях, во взаимодействии его с другими окружающими вещами, явлениями, процессами. Хотя эти свойства и отношения некорректно называть материей, тем не менее они, как правило, материальны (производственные отношения, например).
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 793;