Определение религии и взгляды на религию в обществе
Религия как общественное явление. На современном этапе жизни каждого человека и жизни общества в целом религия, как явление, становится стойким социальным институтом. При этом в Украине и во многих других странах, прослеживается определенная толерантность к разнообразным религиозным взглядам. В сущности начинается новый этап развития религиозных конфессий, рождаются новые религиозные представления и определяется более лояльное отношение к религиозным проявлениям.
В пределах одного государства могут взаимососуществовать буддийские, христианские, мусульманские, протестантские, неорелигиозные, языческие и национальные религиозные представления. Могут иметь место разнообразные экзотические для страны верования, например, хтонические взгляды (культ Вудду, сатанисты, ведьмарские движения и Викки).
Тем не менее, многообразие религиозных проявлений не всегда говорит о направленности человека к идеалистическим взглядам. Часто религия становится альтернативой, а иногда проявляет себя как возможность сопротивления, существующим в обществе взглядам. Религиозные взгляды могут также быть проявлением моды. Таким образом, многообразие религиозных проявлений, которые существуют во многих сферах духовной жизни современного общества, делают религию важной не только для существования верующего человека, но и позволяют рассматривать религию как способ адаптации человека в мире.
Подходя к основам курса, необходимо определить понятие «религия». Само слово имеет латинское происхождение. Согласно версии Лактанция, «религия» происходит от латинского слова «religare» − «связывать» и означает мистическую, таинственную связь с Богом.
Религия является одной из древнейших форм общественного сознания – одной из форм отражения мира, но отражения своеобразного. Религия стремится к универсальному отражению действительности, употребляя при этом фантастические образы, которые воспринимает как соответствующие действительным при ориентации на веру.
При таком определении понятие религии связывается с фантазией и с верой в созданные образы. Религиозное фантазирование отличается от иных проявлений фантазии, например, таких как: художественная фантазия, научная фантазия и другие, тем, что религиозная фантазия требует признания своих образов действительно существующим реалиям бытия. Таким образом, религиозная фантазия опирается на религиозную веру и дает возможность отойти от необходимости поисков доказательств для продуктов фантазии. Именно вера становится основой уверенности в действительности существования фантастических образов.
Вера как составная часть восприятия мира. Сталкиваясь с загадочными явлениями, человек старается восстановить равновесие в своём мышлении, компенсируя недостаточность знаний о мире и о себе, для чего и создаются различные мифы. Разнообразные мифы соединяются между собой, образуя сложные переплетения, создающие единую систему мифов, которую называют мифологией. На основе таких представлений складывается особый способ восприятия мира – мифологический, который в дальнейшем перерождается в религиозный.
Характерной особенностью мифологического способа видения мира становится вера в общий порядок, который определяют высшие силы. Вера восстанавливает гармонию разума посредством данности, содержащейся в мифах. В мифологическом восприятии мира вера заменяет необходимость доказательств.
Таким образом, мы можем подойти к пониманию сущности веры. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – так определение веры звучит в Библии. С утверждением на Европейском континенте христианства такая трактовка веры приобрела форму доктрины, привела к установлению догматизма, фидеизма, томизма и других направлений, для которых вера стала основой всего сущего и служила для объяснения всего сущего. При этом необходимость веры и ее обязательность не нуждались в критике и не терпели критики. Любые сомнения являлись ересью и жестоко карались в средневековых традициях. Вера рассматривалась не столько как феномен человеческого восприятия мира, сколько как необходимость для существования человека вообще. В таком восприятии веры сохранялось именно мифологическое мировоззрение, направленное на восприятие мира, но не на его познание.
К выяснению природы веры в XVIII веке достаточно близко подошел Давид Юм (1711-1776), шотландский философ, который связал веру и недоверие с идей объекта и пришел к заключению, что вера – это идея, которая должна проводить различие между представлением, с которым мы соглашаемся и тем, с которым не можем согласиться. При этом вера – нечто большее, чем простая идея: это особый способ образования идеи, более живое и интенсивное представление идеи, порождаемое ее к наличному впечатлению. Всякое вероятное рассуждение не что иное, как разновидность ощущения. Убеждение в каком-нибудь принципе значит только то, что известная идея особенно сильно действует на основании чувства от соответствующих впечатлений. Вера определяется как живая идея, связанная с отношением, или ассоциированная с впечатлением. И в силу этого вера воспринимается нами не как представитель некоего отсутствующего объекта, а как реальное восприятие нашего ума. Этот акт нашего ума Д. Юм признает затруднительным и называет веру одной из величайших тайн философии.
Много внимания пониманию феномена «вера» уделил И. Кант. Им было определено три вида веры. Прагматической он называет веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Веру в общие положения Кант называет доктриальной. В качестве примера существования таковой веры Кант готов был держать пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели. К доктриальной вере Кант относит учение о Боге и о его бытии. Иной характер носит моральная вера, где вопрос об истинности суждений даже не возникает. Итогом размышлений о вере стала мысль, что индивидуальный выбор портит чистоту нравственного мотива – на этом Кант настаивает категорически, если вера имеет право на существование, то лишь в качестве утешительного умонастроения человека, уже принявшего решение на свой страх и риск.
Значение веры в желании объяснить и понять мир, приобрести знание об окружающей действительности, а следовательно, значение веры для человеческого существования, достаточно емко, видимо вслед за Кантом, определил П.Д. Юркевич (1826-1874), украинско-российский религиозный философ. Он говорил, что знание поддерживается здесь уверенностью, которая рождается непосредственно из нравственных, эстетических и религиозных стремлений и потребностей человеческого духа, или знание встречается здесь с верою, которая в истории науки есть деятель более сильный, более энергический и более существенный, нежели, сколько воображает себе исключительная эмпирия.
По прошествии почти 150 лет значение веры в становлении представлений о миропонимании мало изменились. Сегодня можно принять такие определения: вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Или, вера определяется, как чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется способностью воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание.
Более коротко и емко определение веры дано у о. Андрея (Кураева): «Вера − личностное самоопределение человека по отношению к имеющемуся у него знанию».
Структура и функции религии. Религия как сфера духовной культуры имеет свои особенности, имеет собственную структуру и выполняет определенные, присущие ей функции. К структуре религии мы относим:
1. Религиозное сознание, которое включает два компонента: религиозную психологию (совокупность присущих массе верующих представлений, чувств, состояний духа, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей) и религиозную идеологию (систему идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации).
2. Религиозный культ (определяет совокупность символических действий, с помощью которых верующий старается повлиять на сверхъестественные объекты). К культу относятся: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также культовые сооружения - храмы, соборы, культовые вещи - посуда, одежда, реликвии и, конечно, - культовые книги.
3. Религиозные организации (объединения последователей той или иной религии, которые возникают на основе общности верований и обрядов). Эти организации могут выполнять много функций: удовлетворение религиозных потребностей верующих, регулирование культовой деятельности, разработку и пропаганду вероучения. Кроме того, религиозные организации могут выполнять и не религиозные функции: политические, правовые и прочие.
К функциям религии относятся:
1. Иллюзорно-компенсаторная функция состоит в том, что для верующего религия дает компенсацию, но, к сожалению, не соответствующую действительности, иллюзорную, относительно тягостей человеческого существования и представляет надежду на лучшее существование, но в ином, потустороннем мире. Такую надежду дает вера в рай, идеальный мир и тому подобное.
2. Мировоззренческая функция состоит в стремлении религии создать собственную картину мира, собственную схему усовершенствованного общества, определить место человека в системе природы и общества. При этом зачастую религиозный мир представляется более гуманным и более совершенным.
3. Регулятивная функция проявляется в направленности религии создать собственную систему норм и ценностей для верующего человека, которая закрепляет и хранит веру в сверхъестественное. Эта функция реализуется в традициях, культовых действиях, семейно-бытовых отношениях, привычках.
4. Интеграционная/дезинтеграционная функция состоит в том, что религия направлена на сохранение и укрепление существующей социальной системы, религия объединяет единоверцев и в то же время противопоставляет их последователям иных религиозных направлений).
5. Коммуникативная функция реализуется в поддержке связей между верующими путем создания чувства вероисповедального единства во время религиозных действий и в межличностных отношениях.
6. Коммутативная функция реализуется при общении верующих в границах религиозных обществ и вне их. Религиозная коммуникация – процесс взаимодействия, общения, религиозной социализации, передачи, обмена, восприятие религиозной информации и закрепления связей между верующими.
7. Культуротранслирующая функция проявляется во влиянии религии на развитие письменности, книгопечатания, искусства, сохранении ценностей религиозной культуры, передачи опыта от поколения к поколению.
Роль каждой из приведенных функций религии в истории общества не одинаковая. Каждая из этих функций может периодически превалировать или наоборот. Следует отметить и то, что влияние религии в жизни общества и отдельного человека нельзя оценивать однозначно, без учета положительных и отрицательных воздействий на духовную жизнь.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 803;