Святитель Серапион, епископ Владимирский
(1274-1275 гг.)
Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским. На Владимирскую кафедру святитель Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении «Летописца Даниила Галицкого» и жития блаженного князя Александра Невского. И епископ Серапион, и митрополит Кирилл II относятся к кругу тех деятелей ХIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-восточной. Под 1275 г. летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона, называя его «зело учительным и сильным в Божественном Писании».
До нас дошло пять «Слов епископа Серапиона, но из вышеприведенной характеристики летописца и из сочинений самого святителя Серапиона видно, что им было написано гораздо больше «Слов» и «Поучений». Основная тема «Слов» епископа Серапиона – бедствия, постигшие Русскую землю в результате нашествия монголо-татар, которое является Божией карой, возмездием за грехи людей. Святитель Серапион убеждает своих слушателей, что только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти Русь. Наглядность описанных в «Словах» бедствий, постигших Русскую землю, глубина душевной скорби автора, переживающего вместе со всей паствой тяготы своей родины, придавали «Словам» святителя Серапиона несомненную проповедническую убедительность и большую патриотическую значимость.
Первое «Слово» «о казнях Божиих и ратях» было составлено вероятнее всего вскоре после разгрома Киева Батыем в 1239-1240 гг., остальные четыре – во Владимире в 1274-1275 гг.
Все «Слова» епископа Серапиона представляют собой как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия и призывает людей перед лицом такой напасти оставить междоусобные распри, освободиться через покаяние от собственных пороков и страстей. И общая центральная тема – нашествие иноплеменников, и частные вопросы, на которых владимирский епископ останавливается в своих «Словах», раскрываются им не в отвлеченных риторических рассуждениях, а в жизненно-убедительных картинах и образах. Вместе с тем везде видны высокая книжная культура святителя Серапиона, его писательское искусство и проповеднический талант, соединенные с глубокой церковной верой, простотой и непосредственностью. Святитель Серапион относится к категории тех писателей Северо-Восточной Руси ХIII в., которые, являясь соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживались традиций киевской школы, в частности поучений преподобного Феодосия Печорского, но жили новой жизнью, черпая из нее материал для своих сочинений.
Высокий нравственный пафос, торжественность, проповедническая убедительность достигаются в плане формы, чередованием синтаксически параллельных кратких предложений, составляющих длинный синонимический ряд, построением фраз в виде вопросов, что придает «Словам» особую ритмичность. Вот, например, как изображает епископ Серапион приход «языка немилостивого» в 1-м «Слове»: «... и землю нашу пусту сотвориша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отцы и братию нашу избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша».
Во 2-м «Слове» говорит о гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: «Не пленена ли бысть земля наша? Не взяты ли быша грады наши? Не вскоре ли падоша трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быхом оставшем горькою си работою от иноплеменник?»
Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены и в 3-м «Слове», 4-е и 5-е «Слова» посвящены обличению народных суеверий, они направлены против испытания волхвов и ведьм водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые по народному поверью вредили урожаю. Святитель Серапион убедительно, с обличительным пафосом показывает бессмысленность и богопротивность подобных действий: «Из каких книг или из какого писания узнали вы, что от волхования бывает голод на земле и снова волхованием умножаются жита? Если сему верите, то почему сжигаете волхвов? Молитесь им и чтите их и приносите им дары: пусть благоустрояют мир – пускают дождь, приводят тепло, повелевают земле давать плоды!».
«Слова» святителя Серапиона – образцы высокого гомилетического искусства, продолжающие традиции таких мастеров проповеди как митрополит Иларион и святитель Кирилл Туровский. Но в отличие от произведений этих проповедников ХI-ХII вв. в «Словах» святителя Серапиона Владимирского сильнее выражены непосредственные впечатления от событий его времени, они отличаются простотой и ясностью изложения.
Литература
1. Петухов Е. Серапион Владимирский – русский проповедник ХIII века. СПб., 1888.
2. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского? – «ИОЛЯ», т. XI. М., 1952. вып. 5.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 915;