Святитель Кирилл, епископ Туровский

(около 1130-около 1182 г.)

Сведения о святителе Кирилле дает его проложное житие. Сын богатых и знатных родителей, уроженец города Турова на реке Припяти, он рано увлекся «почитанием книжным» и получил хорошее по тому времени образование, учась у отечественных и иноземных книжников, в совершенстве овладел греческим языком. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену. Через некоторое время святитель Кирилл удалился в затвор на столп, где подвизался не только в аскезе, но и в составлении назидательных сочинений. Святость жизни и высокая просвещенность святителя Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру (около 1162 г.). По любви к уединению святитель Кирилл примерно через 20 лет оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Точный год его кончины неизвестен (1182 или 1183).

Говоря о проповеднической и писательской деятельности святителя Кирилла, житие отмечает: «...Другий златословесный учитель нам в Руси воссия паче всех». Авторитет творений святителя Кирилла был настолько велик, что многие его «слова» включались в сборники «Златоуст» и «Торжественник» наряду с произведениями святителя Иоанна Златоуста. Из дошедших под именем святителя Кирилла произведений ему несомненно принадлежат обличение ректорского епископа Феодора («Притча о душе и теле»), два поучения, около тридцати молитв, два канона и восемь «слов» на праздники и воскресные дни.

Слова Кирилла Туровского составлены по самым высоким канонам византийского проповедничества. Главной задачей каждого из них является раскрытие символического, таинственного, духовного смысла воспоминаемых евангельских событий. Чтобы вызвать внимание у слушателей к проповеди и сильнее воздействовать на их религиозно-нравственное сознание, проповедник широко пользуется картинной образной речью, вкладывает в уста действующих лиц целые диалоги. Святитель Кирилл в каждом из своих «Слов» напоминает слушателям о вечном смысле происходящего, о священном круговороте праздничного годового цикла. Он приглашал своих слушателей воспарить умом и сердцем, взглянуть на совершающийся праздник с точки зрения вечности, т.е. стремился раскрыть смысл праздника, «воспети», «прославити», «похвалити» его. Каждое из «слов» святителя Кирилла – яркий образец праздничного, торжественного проповедничества. Автор в совершенстве владеет риторическим искусством, расчетливо учитывает устное произнесение проповеди в церкви при большом стечении молящихся: он то обращается к слушателям, то излагает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и тут же отвечает сам себе. Характерная особенность «слов» святителя Кирилла – своеобразный лиризм и драматизм. Он часто вводит монологи и диалоги, плачи. Использует Кирилл и символическое толкование отдельных явлений природы. Таково, например, его «Слово на антипасху»: «Ныне солнце красуяся к высоте восходит и радуяся землю огревает: взыде бо нам от гроба праведное солнце Христос и вся верущия Ему спасает».

«Слова» Туровского святителя необычайно четки по композиции, в них всегда три части: вступление, изложение и заключение. Задачи вступления – привлечь внимание молящихся, создать определенное духовно сосредоточенное эмоциональное настроение, подготовить к восприятию последующего изложения. С этой целью святитель Кирилл прибегает к афористическим «зачинам». Таково, например, вступление к «Слову в неделю о расслабленном»: «Неизмерима высота небес, неизследима глубина преисподней, непостижимо и таинство Божественного смотрения. Велика и неизреченна милость Божия к роду человеческому...».

В главной части – изложении – святитель Кирилл широко использует риторический прием, именуемый «амплификацией».[5] Этот прием заключается в том, что тема непрестанно словесно варьируется, распространяется включением все новых персонажей и цитат, привлекаются все новые ее обоснования, – до тех пор, пока содержание темы не будет полностью исчерпано; она развертывается во всех смысловых и эмоциональных оттенках – необычайно картинно, с использованием точной детали, в многозначности слова, которым святитель Кирилл владел как никакой другой проповедник домонгольского периода. Святитель органично сливает свои «Слова» с праздничными песнопениями и иконописью, он переносит действие из прошлого в настоящее, в сегодняшний день, призывает присутствующих стать свидетелями событий, происходящих «днесь» и «ныне».

Заключительная часть «Слов» святителя Кирилла – похвала празднику или молитва.

Исследователи творений Кирилла Туровского давно установили, что и в аллегориях, и в приемах их истолкования, и в самих риторических фигурах он не всегда оригинален: он опирается на византийские образцы, цитирует или пересказывает фрагменты из «слов» прославленных византийских проповедников, в том числе святителя Прокла Константинопольского, святителя Григория Богослова, святителя Кирилла Александрийского, святителя Епифания Кипрского.

Но в целом «Слова» туровского епископа не просто компиляции из чужих образов и цитат – это свободная переработка традиционного материала, в результате которого являются новые, своеобычные, совершенные по форме произведения, приспособленные духовным потребностям своего времени и нравственному уровню паствы. (Сравним ее с паствой святителя Луки Жидяты – сколь многое успела насадить Русская Церковь за прошедший век!).

Творчество святителя Кирилла Туровского свидетельствует, что древнерусские проповедники ХII в. достигли высот гомилетического совершенства, свободно владели всем многообразием приемов, выработанных к эпохе святоотеческой проповеди и развитых классическим торжественным красноречием Византии, умели успешно сочетать чистоту православной веры и ее евангельскую простоту с глубокой образованностью и искусством риторики.

 

Литература

1. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского «ТОДРЛ», М.-Л., 1956, т. ХII; 1957, т. ХIII; 1958, т. ХV.

2. Он же. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.-Л., 1966.

3. Виноградов В. О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского. 3 кн. // Сборник статей в память столетия МДА. С.-Посад, 1915.

 

Общее заключение о проповеди домонгольского времени

 

Рассмотрев творения наиболее выдающихся русских гомилетов домонгольской эпохи, можно с уверенностью утверждать, что проповедь этого периода сыграла свою важную роль в развитии религиозной жизни древнерусского общества и сумела ответить его самым насущным религиозным потребностям.








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 956;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.