Наука и техника

Слово «техника» происходит от греческого «techne» — ис­кусство, мастерство. Техника понимается как, с одной сторо­ны, способ и умение достигать чего-либо, с другой — как сово­купность средств человеческой деятельности, использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответ­ствии с потребностями и желаниями человека. Для понимания сущности техники уместно проследить историю ее становления.

Одной из теорий является концепция происхождения тех­ники из целесообразной деятельности человека, целесообраз­ного использования средств этой деятельности.

Другую теоретическую позицию проводит представитель философии жизни О. Шпенглер. Техника, по его мнению, про­исходит из совместной деятельности больших масс людей и является способом организации этой деятельности. Поэтому технику следует рассматривать не как совокупность инстру­ментов, а как способ обращения с ними.

Оригинальную концепцию происхождения техники предло­жил Л. Мамфорд, который считает, что орудийная и машинная техника есть продолжение биотехники. Под биотехникой по­нимается все необходимое человеку для жизни. Основной мо­мент деятельности человека — он сам, поэтому техника проис­ходит из особенностей функционирования человека и в своем происхождении тесно связана с природой человека. Техника в примитивных сообществах была, прежде всего, жизнеориентирована, а уже затем трудоориентирована. Техника, нацеленная на производство и власть, возникла, по мнению Л. Мамфорда, значительно позже.

Еще одной версией происхождения техники является кон­цепция российского ученого Б. Поршнева. Согласно его иде­ям, техника возникает в результате недостаточности биологи­ческих способов адаптации человека к действительности. Вместо зубов и когтей человек вынужден использовать камни и палки, которые рассматриваются в качестве прототипов со­временных технических приспособлений.

Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов. На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной си­лой производства является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физи­ческих способностей. На этом этапе техника находится в при­митивном, неразвитом состоянии, и поэтому как культурный феномен практически не замечается.

Второй этап развития техники связан с появлением машин­ного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также стремительное развитие последней. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотрон­ная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, поэтому в философии формулируется проблема ее осмысления.

Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производ­ства и выступает в качестве организатора и руководителя это­го процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; чело­век в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассматривать как прими­тивный аналог мыслительной деятельности человека. Безус­ловно, компьютер — средство, с помощью которого человек решает множество разнообразных задач. Но при этом, взаи­модействуя с компьютером, человек испытывает влияние вир­туальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техни­кой. Как и всякое общение, коммуникация человека и машины строится по определенным правилам. Человек, с одной сторо­ны, задает эти правила, а с другой — вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится то­тальным, проблема взаимодействия человека и машины из ча­стнонаучной переходит в разряд общегуманитарной.

Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие харак­терные черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способ­ностью господствовать, а не созидать. Техника выступает по­средствующим звеном между человеком и природой и являет­ся частью общей рационализации современного общества. Создание и использование техники основано на использовании научного знания и, следовательно, техника напрямую свя­зана с наукой.

Современная техника является практическим продолжени­ем пауки. Технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники, в свою очередь, ставит перед нау­кой новые задачи. В современной цивилизации наука превра­щается в непосредственную производительную силу, что соз­дает предпосылки поточного производства орудий труда, технических приспособлений, которые становятся искусствен­ными органами человека. В XX в. заговорили о новом культур­ном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической революции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноос­фера» появляется понятие «техносфера», которым обознача­ется все то, что связано с производством и использованием тех­ники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобрета­тельства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычай­но разнообразно, а в перспективе — даже трудно предсказуе­мо. Действительно, техника создает новые эффективные сред­ства для самореализации человека, но при этом накладывает на него серьезные ограничения. Рост потребностей человека только ускоряет этот двуединый процесс. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворе­нию потребностей человека, облегчению его труда и сокраще­нию каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищничес­кое использование природного сырья, одностороннюю специ­ализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтоже­ния, загрязнение окружающей среды и т.п. Именно поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривает технику и технический прогресс как несомненное зло, следствием которого является выхола­щивание духовности, которое в конечном итоге приведет к са­моуничтожению человечества. Сторонники технического прог­ресса, напротив, указывают на то, что техника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах. И сторонники, и противники технического прогресса улавливают объективные моменты, связанные с состоянием современной технотронной цивилизации.

Однако более взвешенной является нейтральная позиция, продемонстрированная К. Ясперсом. Немецкий философ счи­тал, что сама по себе техника не является ни добром, ни злом. Она имеет смысл только как средство достижения человеком определенных целей. Поэтому этические вопросы возникают в связи с тем, как техника используется человеком, т.е. в связи с человеческой деятельностью, но не с техникой самой по себе. Система техники, возникшая вместе с машинным производ­ством, включает в себя человека не просто как необходимый, но как существенный элемент. Техника неустранима из совре­менной цивилизации, поэтому человеку придется находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инст­рументом решения проблем может стать сама техника. Чело­веку следует находить разумные способы гармоничного соче­тания техники с другими сферами культуры.

Возникновение философии техники как особой области фи­лософского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Философия техни­ки выделяется в особый раздел философии и является относи­тельно самостоятельной областью исследования, тяготеющей, прежде всего к гносеологии и эпистемологии. Тем не менее, зна­чительная часть проблем имеет ярко выраженный аксиологи­ческий, праксеологический или антропологический характер. Таким образом, можно говорить о том, что философия техни­ки фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современной технотронной эпохой, про­блем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециаль­ного научного исследования.

 

 

Лекция: Понятие человека. Природа и сущность человека.

План лекции:

1. Проблема человека в философии.

2. Человек и природа.

3. Концепции происхождения человека.

4. Противоречия природной организации человека.

5. Социальная сущность человека,

6. Проблема смысла и содержания бытия человека.

7. Человек, культура и цивилизация.

 








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 812;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.