Гештальтпсихология восприятия
Основные феномены:
Фигура, фон (Коффка)
Фигура не возможна без фона. Фигура всегда имеет замыкающие линии, даже если объективно они отсутствуют. Хорошая фигура всегда закрытая, замыкающая линия выполняет функцию «закрывания».
Линия разделяет области фигуры и фона имеет разные отношения к каждому из них, ибо ограничивая фигуру она не служит границей для фона.
Фон не меняется под действием контура и частично закрывается фигурой, как бы лежит позади ней, не прерываясь её. Свойства фона не поддаются влиянию контура фигуры это связано с его меньшей структурированностью.
- Ограничивающая линия должна обладать 2-мя сторонами: внутренней и внешней. Левая – жестко отталкивающая сторона, правая – нет.
Промежутки фигуры – замкнуты, к фону – не замкнуты.
Фон всегда менее оформлен, чем фигура. В большей степени структурированность соответствует большая и малая яркость фигуры.
Ч.Осгуд перцептивная организация. Теория имеет дело с явлением, которые обнаруживаются в зрительном поле, которые являются динамическим распределением энергии. Под зрительным полем подразумевают пространственную структуру, в которой могут быть упорядочены феномены зрительного поля.
Динамически факто:
Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это взаимовпривлечение исходных процессов составляет основу связывающих сил в зрительном поле, они являются: по происхождение – центральными, по функции – организующими, по природе – перцептивными.
Между всем объектами в зрительном поле существуют связывающие силы поля, имеющие природу векторов. О зрительном поле надо думать как о четырехмерном пространстве. Чем ближе 2 точки в пространстве, тем сильнее проявляется тенденция к их связыванию.
Интенсивность измеряющих сил изменяются со следующими законами:
1. Чем больше качественное свойство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними.
2. Чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы. Если яркость фигуры одинакова, форма фигуры становится неясной.
3. Чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы.
4. Чем меньше временной интервал, тем сильнее связывающие силы.
5. Чем сильнее противоречие между связывающими и сдерживающими силами, тем больше энергии в зрительном поле, которая способна произвести перцептивную работу, которая имеет несколько форм: замыкание неполных фигур, искажение (иллюзии), группировка зрительных объектов, кажущиеся движения и т.д.
- Существующая организация поля имеет тенденцию сопротивляться изменению
- Продолжительность действия процесса, образующего фигуру в данной области зрительной ткани осляюляет силы, которые поддерживают эти структуры.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 835;