Общие и специальные способности
Вопрос об общих и специальных способностях является одним из наиболее сложных в психологической теории способностей. Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ситуации. Предлагаемое в настоящей работе понимание способностей как свойств функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, а также разработанная структура способностей позволяют сформулировать гипотезу относительно проблемы общих и специальных способностей. Человек от природы наделен общими способностями. Природа не могла позволить себе роскоши закладывать специальные способности для каждой деятельности (или хотя бы для некоторых из них). Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей, которые развиваются в этой деятельности. Принципиальным моментом, оставшимся вне поля зрения большинства исследователей, является оперативный характер развития способностей, характеризующийся тонким приспособлением свойств личности к требованиям деятельности (как и обратный процесс - приобретение деятельностью индивидуального стиля).
Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.
Детальное изучение процесса развития музыкального звуковысотного различения было проведено О.А. Таллиной. Ею была поставлена проблема: является ли музыкальное звуковысотное восприятие отдельным видом музыкальных способностей или в его основе лежит общечеловеческая способность звуковысотного различения?
Другими словами, если принять концепцию оперативности, насколько велик вклад общей способности звуковысотного восприятия в музыкальное звуковысотное восприятие и какова при этом доля оперативного приспособления. В качестве оперативного компонента добавлялась ладовая характеристика интервала звукоразличения. Гипотеза исследования заключалась в том, что знание ладовой характеристики в звуковысотном различении будет возрастать с возрастанием опыта музыкальной деятельности.
Для того, чтобы проверить наличие различий в звуковысотном и музыкальном звуковысотном восприятии, были проведены две серии опытов: в 1-ой серии - звуковые интервалы предъявлялись вне лада, во 2-ой серии - звуковые интервалы предъявлялись в ладу. Были взяты два набора звукового материала, одинаковых в плане количественных отношений высот, но различных в качественном аспекте, то есть в одном из наборов звуковой материал должен быть систематизирован в соответствии с принципами ладовой организации.
Кроме ладовой характеристики все остальные параметры интервалов и их последовательностей, способные повлиять на успешность выполнения задания, были уравнены.
Одинаковыми в обеих сериях были:
а) величина интервалов;
б) направление движения звуков интервалов;
в) громкость;
г) длительность;
д) регистр звучания;
е) последовательность от более широких интервалов к более узким.
Различие заключалось в том, что во второй серии интервалы строились на ступенях мажорного лада, причем при их выборе предпочтение отдавалось тонике, как центру всех ладовых тяготений. Выбор мажорного лада объяснялся тем, что в нем наиболее естественно проявляется акустическая природа звуков.
При обработке экспериментальных данных использовался метод регрессионного анализа. Мы предполагали, что существует функциональная связь между звуковысотным восприятием как общей способностью и ладовым звуковысотным восприятием.
В опытах участвовало три группы испытуемых:
1. Не имеющих опыта музыкальной деятельности.
2. Имеющих музыкальный опыт, но не имеющих музыкального образования.
3. Имеющих значительный опыт музыкальной деятельности: лица, окончившие полный курс детской музыкальной школы (по классу фор-тепиано).
На основе результатов эксперимента были рассчитаны три уравнения регрессии типа:
у = в0 + в1х
где у - продуктивность музыкального звуковысотного восприятия;
х - продуктивность звуковысотного восприятия как общей способности;
в0 - коэффициент, показывающий влияние фактора оперативности, связанного с ладовой характеристикой;
в1 - коэффициент регрессии, показывающий, на сколько изменяется У при изменении X на единицу меры.
(1)у = 0,545 + 0,877х
(2)у = 2,636 + 0.744Х
(3)у = 5,787 + 0,477х.
Анализ уровней регрессии показывает, что с опытом музыкальной деятельности растет значение фактора оперативности (ладовой характеристики) и снижаются значения общей способности звуковысотного восприятия. Другими словами, наибольшая роль общей способности звуковысотного восприятия наблюдается у испытуемых, не имеющих музыкального опыта, и эта роль снижается с приобретением музыкального опыта. Обратная зависимость наблюдается по отношению вклада оперативного компонента в музыкальное звуковысотное восприятие.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1014;