Духовные способности

Здесь мы подходим к очень важному моменту: деятельность может быть направлена на восприятие, понимание и изменение предметного мира или понимание и изменение поведения других людей. Как мы видим, способности могут относиться к различным предметам и мы можем выделять способности субъекта деятельности и способности личности. В той мере, в какой различается деятельность и поведение, различаются и способности. По своему строению, процессам интеллектуализации они будут едины, но будут различаться в оперативном аспекте, обусловленном предметом воздействия и взаимодействия. В последнем случае мы будем говорить о духовных способностях, то есть способностях направленных на познание других людей. Как отмечал С.Л.Рубинштейн, «внутреннее, психическое неопределимо (разр. В.Ш.) вне соотнесения с внешним, объективным"[114]. Точно так же способности нельзя определить, не соотнеся их с особенностями внешнего мира, в котором они реализуются и который определяет их развития. И с этих позиций становится необходимым выделение способностей, определяющих успех [предметной] деятельности, и способностей, определяющих успешность поведения.

Каждое, даже самое простое действие, отмечает С.Л.Рубинштейн, насыщено переживанием. Особенно ярко эти переживания проявляются в поступке, выражающем отношение действующего к другим людям, к окружающим. Поэтому способности поведения всегда более или менее насыщены переживанием. В силу этого единства с переживанием духовные способности лежат в основе создания и освоения творений «второй природы», созданной человеком – мира культуры, истории и техники.

В своем познании природы человек доходит до осознания своего места в этой природе и своего отличия от всего окружающего. Он хочет осмыслить и понять цель своего существования и своего назначения. Человек осознает свою смертность и ищет пути к бессмертию.

Духовные творения – это прежде всего творения, относящиеся к самому человеку, осмыслению его роли и назначения в истории. Способности, которые позволяют совершить это восхождение, этот акт постижения и будут духовными способностями, то есть способностями к самопознанию, самосознанию, самопостижению, соотнесенности себя и мира, соотнесенности себя с другими людьми, познанием других.

Стремясь познать себя и других, человек развивает свои духовные способности. Раскрытие природы и назначения духовных способностей есть, в определенной мере, и ответ на вопрос о назначении человека, о путях его развития. В развитии духовных способностей находит завершение развитие природы человека (Аристотель, Спиноза). В этом плане понятие духовных способностей тесно переплетается с понятием «добродетели».

Взаимосвязь способностей, предмета познания и результатов деятельности представлена на рис.9.

Рис.9. Взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности

 

В основе познания природы, создания техники, разработки новых технологий лежат интеллектуальные способности субъекта деятельности. Результатом познания природы является установление единственной истины. В социальном познании истина существует только по отношению к определенному человеческому типу. «Мы едва ли в силах даже представить себе, - писал О.Шпенглер, - сколько великих мыслей чужих культур нашли в нас свою погибель, поскольку мы, исходя из нашего мышления и его границ, не смогли их ассимилировать, или, что то же, ощущали их ложными, ненужными и бессмысленными»[115].

В духовных способностях познание, как уже отмечалось, тесно переплетается с переживанием. Поэтому можно сказать, что духовные способности – это способности определенного духовного состояния.

Чем же характеризуются духовные состояния?

Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсоз­нания, установлением коммуникативной свя­зи сознания и подсознания и, тем самым, рез­ким расширением информационной базы понимания проблемы, энергетической акти­визацией, переключением эмоций с режима блокирования информации на режим энер­гетической подпитки.

Духовное состояние характеризуется гар­монизацией личности, устранением проти­воречий с окружающей средой или блокиро­ванием этих противоречий, сосредоточени­ем на познаваемой проблеме, на постижении истины, внутренним равновесием, позитив­ным взглядом на жизнь, высокой концентра­цией устремлений, усилением воли и ее кон­троля со стороны личности, «я».

Духовное состояние характеризуется пере­ходом к образному мышлению, к продуктивному воображению, что, со своей стороны, способствует активизации информа­ционного обмена с подсознанием, так как ин­формация персонального подсознания хра­нится в образной и чувственной форме[116]. Образность помогает осмыслить ситуацию цело­стно, раскрыть новые отношения, посмотреть на старые на новом уровне интеграции. В духовном состоянии слова и понятия могут переводиться в образы и чувства.

Духовное состояние характеризуется вы­сокой избирательностью мышления, опреде­ляемой духовными ценностями личности. Как известно, существенной характеристи­кой мышления является проницательностьили умение вскрыть в вещи, целом факте су­щественные качества (атрибуты). Каждая вещь обладает множеством качеств. Недаром говорят, что познать исчерпывающим обра­зом какую-либо вещь, значило бы познать всю вселенную. Проницательность тесно связана с продуктивностью мышления. Объясняется это тем, что стоит только выделить конкретные свой­ства вещи, как они, в свою очередь, наталкива­ют нас на определенные выводы и следствия. В духовном состоянии – секрет творчества.

Духовные ценности опреде­ляют конкретную точку зрения на вещь, вы­деляя ее качества, важные со стороны духов­ных ценностей. Духовный взгляд на миропределяет духовную картину мира. Мир предстает как мир взаимосвязанных ценностей, соотнесенный с духовными цен­ностями индивида. Если для рационального мышления важна утилитарная, практическая значимость, объективная значимость, то для духовного мышления важна этическая, нравственная значи­мость, определяемая в системе духовных ко­ординат личности.

Духовное состояние характеризуется чув­ством внутренней активности, единением духовных способностей и свойств, чувств и эмоций, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу.

Положение, утверждающее влияние духовных состояний на продуктивность умственной деятельности подтверждается и клиническими данными. При различного рода психических расстройствах мы сталкиваемся с общими признаками синдрома помрачения: «нару­шение ориентировки в месте, времени, обста­новке, лицах, собственной личности; блек­лость, неотчетливость, неопределенность, призрачность восприятия действительности; отгороженность, отрешенность; выключение больного из реальной обстановки; отрывоч­ное, беспорядочное, фрагментарное, часто бессвязное отражение объектов ситуации, ослабление и нарушение последовательности ассоциативных процессов, трудность вос­произведения событий и переживаний, имевших место в период помрачения сознания»[117].Клиническое состояние характеризует фиксация на идее односторонней направ­ленности мышления и эмоциональной заряженности, сужение сознания.Эти призна­ки проявляются уже в случаях «сверхценной идеи» и прогрессируют в паранойяльных со­стояниях. Духовное состояние как бы противостоит клиническому состоянию. Оно, как мы уже отмечали, характеризуется расширением со­знания, яркостью и ясностью отражения дей­ствительности, целостностью этого отраже­ния, углубленным пониманием собственно­го «я», четкостью ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубоким проникно­вением в ситуацию, уравновешенностью в отношениях, уверенностью в собственных силах, широтой и проницательностью мыш­ления, позитивным настроением.

Обобщая сказанное можно отметить, что решающим моментом в развитии способностей является их детерминированностьиндивидуальными ценностями. Именно эти индивидуаль­ные ценности и будут определять каче­ственнуюспецифику способностей, от них будет зависеть, что увидит и запомнит чело­век, какая мысль у него появится, какова бу­дет природа личностных сознаний.

Духовные способности обеспечивают понимание человека. Но что значит понять человека? Это значит познать его духовный мир. Каков же путь этого познания? Для того чтобы понять человека, надо иметь с ним ка­кое-либо сходство, необходимо быть таким же как он, иметь сходство с его духовным миром. Как отмечает С.Вейнингер, «понять человека - значит быть этим человеком и вместе с тем быть самим собою»[118]. Чем большее число людей вмещает человек в свое понимание, тем богаче его духовный мир. Через богатство, отчетливость и интенсив­ность внутреннего духовного мира раскры­вается понятие гения. Гений характеризу­ется способностью понять других лю­дей, оценить их и отразить в своем твор­честве.Но понять других - значит быть са­мому духовно богатым, вмещать в себя дру­гих людей в их духовном содержании.

Духовные способности- это способно­сти понять, оценить и изобразить других лю­дей в своем творчестве. Духовные способ­ности - это интегральное проявление интеллекта и духовности личности.В своем высшем проявлении духовные способ­ности характеризуют гения.

Здесь уместно поставить вопрос: может быть, человек лучше всего понимает себя и через познание себя он должен идти к позна­нию других? Интересный ответ дает на это С.Вейнингер: «Ни один человек не в состоя­нии самого себя понять; для этого субъект познания должен одновременно фигуриро­вать в качестве объекта, иными словами, че­ловек должен был бы выйти из рамок своего собственного духовного мира. Это также невозможно, как невозможно объяснить уни­версальность. Дня объяснения универсально­сти следует найти точку, лежащую вне пределов ее, а это противоречит универсальности. Если бы кому-нибудь выпало на долю по­стичь себя, тот мог бы понять всю вселенную»[119]. Человек может понять себя только через другого человека. Эта мысль в яркой форме п редсгавлена у К.Маркса, который писал, что «человек сначала смотрит, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку»[120]. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга.

Важнейшим личностным качеством, по­зволяющим проникнуть в духовный мир дру­гого человека, является эмпатия(от греч, empatheia - сопереживание). Психологические исследования показали, что индивидуальная способ­ность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта.

Человек познает себя, свой духовный мир через другого человека, при этом духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот самого себя. Для этого необходимо, чтобы духовно богатый человек вмещал в себя не только духовные качества познаваемого, но и нечто большее - противоположные ему качества.

«Понять человека - значит иметь в себе этого человека и его противоположность»[121].

Универсальность человека с духовными способностями обращает его внимание на такие стороны воспринимаемого мира, на которые обыкновенный человек никогда внимания не обратит. Но именно необычный взгляд на действительность и раскрывает ее для духовного человека в новых ракурсах, проявляется в неожиданных выводах и тво­рениях.

Духовность проявляется в том, что дей­ствительность познается не только рацио­нально, но и эмоционально, через пережива­ния. Для духовно богатого человека все зна­чимо, все находит чувственный отклик.

Следует отметить, что полностью бездуховных людей нет и что духовность не нахо­дится в прямой связи со способностями и интеллектом. Духовным может быть и чело­век со средними способностями, а бездухов­ным может быть талант.

Освоение духовной культуры определяет формирование личностных качеств, способствующих проявлению духовности. К ним в первую очередь отнесем совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление (стремление выйти за социальную нор­му), стремление к творчеству, стремление выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры определяет содержание морального сознания.

В чем же проявляется духовность в творчестве? Прежде всего отметим еще раз, что духовные состояния включают в себя сильный эмоциональный компонент. Именно эмоция находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю – к упорству. Но главное, как отмечает А.Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… Эмоция – это потрясение души»[122].

В этом случае эмоция по отношению к последующим умственным состояниям выс­тупает как причина, а не как следствие Эта эмоция может порождать новые идеи. Она – суперинтеллектуальна.

Как уже отмечалось[123] в предыстории чело­вечества ум и мораль существовали в един­стве, как единое целое. Ум и мораль, содержа­щиеся друг в друге. И если углубиться в исто­рию, то мы обнаружим мораль, более близ­кую к уму, и ум, более близкий к морали, чем у современного человека. Ум оформлял мо­ральное требование Мораль руководила со­обществом людей и поведением индивида внутри сообщества.

Постепенно это единство было разорвано. Наметились две линии развития: морали и ума. Но и сегодня действие ума опутано и контролируемо моралью,а в морали про­ступают действия рассудка. В духовном со­стоянии эти две линии снова объединяются, и на первое место снова выходят эмоция и мораль, а ум их оформляет, решение, идея на­ходятся моралью и эмоцией, а оформляются умом. В этом случае появляется реальная воз­можность выйти за рамки рационального поиска и появления новых идей.

Мораль проявляется не только в конкрет­ных решениях, но, что может быть более важ­но, определяет направление поиска, в том числе и в области науки и техники.

Оба механизма (мораль и ум), которые вначале прослеживались друг в друге, долж­ны были разойтись, чтобы вырасти. Но и сей­час в каждом из них представлен другой, име­ется связь с другим.

Выше мы отметили, что действие ума кон­тролируется моралью. Опираясь на данные глубинной психологии, можно сказать, что мораль, в целом, контролирует деятельность подсознания. Но если учесть, что духовность включает в себя моральную норму, эмоцию и ум, то можно сделать предположение, что духовность объединяет сознание и подсозна­ние, духовность снижает контрольсозна­ния над подсознанием, так как духовность предполагает принятие морали как личностно значимой, мораль спускается в подсозна­ние и становится ведущим побуждением.

Объединение сознания и подсознания через духовность и дает интеллектуальный порыв, позволяет достичь личности необы­чайной проницательности, выйти на верши­ну творчества.

Сознание не контролирует подсознания, а работает вместе с ним как единый психичес­кий механизм во взаимодействии и взаимо­содействии. Огромный потенциал подсозна­ния (информационный и побудительный) включается в деятельность сознания. Такое единство выступает как суперинтеллекту­альная деятельность.

Формирование и развитие способностей субъекта деятельности и духовных способностей личности тесно взаимосвязаны (Рис. 10). Оба вида способностей развиваются на базе природных способностей, далее их развитие характеризуется процессами интеллектуализации но различной внешней детерминацией. В результате формируются одни и те же интеллектуальные операции, но отнесенные к различным внешним объектам. Следовательно они будут различаться в содержательном аспекте процессами принятия решений, критериями достижения цели, предпочтительности, эффективности. Таким образом, если по составу операций процессы интеллектуализации будут сходными, то по содержанию – будут существенно различаться. Заметим, что и способности субъекта деятельности и способности личности – это способности одного и того же человека.

Рис.10. Взаимосвязь способностей субъекта деятельности и духовных способностей

 

 








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1809;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.