Сущ-ть воображ, если гов о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Воображ тем плодотвор и ценнее, чем в больш мере оно, преобразуя действит-ть, отклоняясь от нее, при эт все же учит ее существ стороны и наиб знач черты. В своих высш творч ф-мах воображ совершает отлет от действительности, чтобы еще глубже проникнуть в нее. Функции ВоображенияВ жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять дей­ствительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения со­стоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­ность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркива­ется и разрабатывается в психоанализе. Третья функция вообра­жения связана с его участием в произвольной регуляции познава­тельных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызывае­мых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функ­ция воображения состоит в формировании внутреннего плана дей­ствий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правиль­ности, процесса реализации. Виды воображ: пассив и актив. В самых низш и примитив своих ф-мах воображ проявл-ся в непроизвол трансформации образов, кот соверш-ся под воздей-ем малоосозн потреб-тей, тенденций, влечений, не завис от к-л сознат вмешат-ва субъек-та. Образы воображ как бы самопроизвол трансформир, всплывая перед воображением, а не формир-ся им; здесь нет еще собств оперирования образами. Пассив воображ м.б. непреднамер (дремота, сны) и преднамер, кот создает образы, не связ с волей, кот могла бы способств их воплощ в жизнь (грезы). В высш ф-мах воображ, в твор-ве, образы сознат формир-ся и преобраз-ся в соответств с целями, кот ставит себе соз-нат творч деят-ть чел-ка. Актив воображ м.б. воспроизводящее и творч. Воссоздающ воображ имеет в своей осн создание тех/иных образов, соответств описанию. Творч воображ предполаг самостоят создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. В завис-ти от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстракт­ное воображение. Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованным образами - схемами,символами. Отдельно некоторые авторы выделяют такой вид воображения, как мечта. Мечта - это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. Преобразование действит-ти в воображен не явл чисто произвол ее изменением, оно имеет свои закономер пути, кот находят выражен в типич сп-бах илиприемах преобразования. Одним из таких приемов явл комбинирование сочетание данных в опыте эл-тов в нов, б/м необыч комбинациях. Частным случ преобразования посредством комбинирования или нов сочетаний данных в опыте эл-тов явл т. н. агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов. Комбинирование - это обычно не случайный набор, а подбор определенных черт. Др приемом преобразующей деят-ти воображ явл акцентуирование некот сторон отображаемого явл, кот преобразует общ его об-лик. Акцентуирование - это подчеркивание черт. Оно достиг-ся часто посредством сдвига, изменения пропорций (карикатура). При эт акцентуирование долж выд существ-ое хар-ное. Отсюда идут 2 линии. С одной стор, количеств аспект изменения пропорций в смысле размеров находит себе специфич выражен в изменении величин, в уменьшен и увеличении, изменен кач-ва частей пред-та. Еще один прием - типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. И последний прием - схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними. Воображение и творчество Активное В. мо­жет быть творческим и воссоздаю­щим. Возникшее в труде творче­ское В. предполагает самостоятель­ное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продук­тах деятельности, и является неотъ­емлемой стороной технического, ху­дожественного и иного творчества. Воссоздающее В. имеет в своей основе создание тех или иных об­разов, соответствующих описанию. Процесс В. не всегда немедленно реализуется в практических дейст­виях. Нередко В. принимает форму особой внутренней деятельности, за­ключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечта­нии. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив дея­тельности, окончательное заверше­ние к-рой оказалось отсроченным. Синоним В.— фантазия. Фантазия —1)синоним вооб­ражения; 2) продукт воображе­ния. Ф. изменяет облик действи­тельности, отраженной в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реально­сти. Ф. позволяет найти новую точ­ку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познава­тельной ценностью. Творческая ак-тивность, порождающая Ф., в зна­чительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индиви­дуальным опытом человека, склады­вающимся в процессе деятельности.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 650;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.