Физиологическое действие тиреоидных гормонов
Табл.13
Ткани и органы | Эффекты |
Скелетные мышцы | Стимуляция катаболизма белков и реактивности сокращений |
Жировая ткань | Стимуляция липолиза, окисления жирных кислот и торможение стероидогенеза. Индукция рецепторов ЛПНП |
Красный костный мозг | Стимуляция эритропоэза, но укорочение жизни эритроцитов |
Костная ткань | Индукция дифференцировки и роста, но потеря кальция |
Нейроны ЦНС | Активация синтеза короткоживущих РНК и белков и стимуляция развития головного мозга и обучаемости. Повышение возбудимости и лабильности |
Другие эффекты | - увеличение экспрессии и афинности β - адренорецепторов - усиление гликолиза и гликогенолиза - повышение потребности в большинстве витаминов - стимуляция высвобождения инсулина, глюкагона и соматостатина и торможение секреции ТТГ и тиреолиберина |
Сердце | Стимуляция синтеза АТФ-азы миозина. Положительный инотропный и хронотропный эффекты |
Сосудистая система | Повышение систолического АД из-за высокой аффинности β-адренорецепторов катехоламинам и увеличения ОЦК |
Легкие | Ускорение газообмена |
Почки | Увеличение кровотока, фильтрации и диуреза |
ЖКТ | Повышение аппетита, ускорение всасывания углеводов, усиление перистальтики |
22.6.1.Гипертиреоз чаще всего (85%) проявляется в виде тиреоксического зоба или болезни Грейвса – Базедова.
В основе этиологии заболевания лежит врожденный дефицит иммунной системы по Т-супрессорам, наследуемый по женской линии и провоцируемый экзогенными инфекционными антигенами. В ходе провокации запускается синтез тиреоидстимулирующих аутоантител (IgG класса) к рецепторам ТТГ. Аутоантитела активируют пролиферацию тиреоцитов и производство их гормонов. Патология возникает чаще у женщин (84%) в возрасте 15 - 40 лет.
Патогенеза болезни заключается в гиперпродукции тиреоидных гормонов и их токсическом действии на организм. Тиреотоксикоз вызывает метаболические нарушения, характеризующиеся резким усилением основного обмена из-за повышенного катаболизма белков, жиров и углеводов. Такое избыточное расходование пластического и энергетического материала неизбежно сопровождается значительным похудением, повышенной нервной и мышечной возбудимостью и утомляемостью. В крови наблюдается азотемия, гипергликемия и гипохолестеринемия. Водно-электролитные нарушения чаще всего проявляются в виде гипокалиемических парезов и остеопороза (из-за деминерализации костей) и усугубляются полиурией. Характерно повышение температуры до субфебрильных значений (37,3-37,6°С), что связано с усилением теплопродукции. Из-за резкого усиления экспрессии и аффинности β-адренорецепторов миокарда к катехоламинам значительно возрастает инотропизм и минутный сердечный выброс. В результате нарастает систолическая гипертензия, а в миокарде развиваются дистрофические процессы, сопровождающиеся тахиаритмиями. Эти нарушения в сердечнососудистой системе квалифицируются как «тиреотоксическое сердце» - специфическую форму сердечной недостаточности. Расстройства ЦНС проявляются в виде гиперкинетического тремора и гиперрефлексии, тревожной возбудимости, бессонницы и эмоциональной неустойчивости на фоне повышенного интеллекта. Со стороны дыхательной системы отмечается снижение ЖЕЛ и развитие одышки. Нарушения ЖКТ характеризуются резким усилением перистальтики и развитием поноса. Наиболее опасным острым осложнением болезни является тиреотоксический криз, возникающий в результате резкого усиления тиреоидных и катехоламиновых влияний. Он провоцируется инфекцией, травмами, хирургическими вмешательствами, отменой антитиреоидных препаратов, психоэмоциональным стрессированием и может привести к тиреотоксической коме и острой сердечной недостаточности с высокой летальностью (до 25%).
Принципы терапии тиреотоксического зоба заключаются в применении препаратов, блокирующих поступление йода в щитовидную железу и препятствующих йодированию тирозина. Методом выбора лечения может быть применение радиоактивного йода, который вызывает гибель клеток фолликулярного эпителия щитовидной железы с последующим замещением их соединительной тканью или хирургическое строго дозированное удаление части щитовидной железы.
22.6.2.Гипотиреоз – патологическое состояние, обусловленное гипопродукцией тиреоидных гормонов и сопровождающееся компенсаторной гиперплазией щитовидной железы. Наиболее часто он проявляется в виде ранней или врожденной формы – кретинизма (синдром Фагге) и поздней приобретенной формы – микседемы (слизистый отек, синдром Галла).
Синдром Фагге возникает у детей в районах с эндемической иодной недостаточностью и является необратимой и устойчивой к лечению патологией. Ранний дефицит тиреоидных гормонов нарушает нормальную дифференцировку нейронов ЦНС, образование синаптических связей и синтез короткоживущих РНК, связанных с формированием энграмм памяти. Слабоумие при синдроме Фагге глубокое, вплоть до идиотии, с неспособностью к обучению и самообслуживанию. В психоэмоциональной сфере доминируют негативные эмоции, затрудняющие контакт с больным. Страдает рост всего организма, наиболее ярко проявляющийся в формировании скелета и мышечной ткани.
Синдром Галла развивается у взрослых на базе уже сформированной ЦНС и поэтому проявляется функциональной дебильностью – замедленностью мышления, утратой чувства юмора и неспособностью к неординарной творческой деятельности. Микседема характеризуется снижением интенсивности катаболических реакций, проявляясь ожирением, гиперхолестеринемией и накоплением в интерстициальной ткани гидрофильных гликозаминокликанов. Параллельно уменьшается продукция предсердных натрийуретических пептидов, создающая уловия для накопления в организме натрия и воды. Связываясь с гликозаминогликанами интерстиция, вода формирует слизистый отек кожи, подкожного жира, голосовых связок, языка, сердечной мышцы, головного мозга., а в серозных полостях - водянку. Патология обратима и поддается терапии тиреоидными гормонами. Нелеченная микседема способна прогрессировать до терминальной стадии - микседематозной комы. Ее возникновение провоцируется переохлаждением, инфекциями, травмами, лекарствами, угнетающими ЦНС. Это экстремальное состояние характеризуется набуханием мозга, судорожными припадками, ступором и прогрессирующей гипотермией на фоне гиповентиляции и гиперкапнии, давая высокую смертность (15 – 50%).
22.6.3. Аутоиммунный хронический тиреоидит Хашимото. В щитовидной железе, из-за ее обильной васкуляризации, локализации вблизи часто инфицируемых органов и аутоиммунной функциональной регуляции, нередко развиваются воспалительные процессы – тиреоидиты. Среди них наиболее распространен тиреоидит Хашимото, составляющий львиную долю вообще всей тиреоидной патологии (у 10% женщин в популяции!).
Этиология заболевания обусловлена разрушением ткани железы цитотоксическими аутоантителами и сенсибилизированными лимфоцитами. Лимфоцитарная инфильтрация значительно увеличивает размеры органа, проявляясь в форме лимфоаденоидного зоба Хашимото. По мере разрушения паренхимы железы, происходит ее замещение фиброзной соединительной тканью. Болезнь часто сочетается с другой аутоиммунной патологией: инсулинзависимым сахарным диабетом, болезнью Аддисона, пернициозной анемией и др.
Патогенез. В начале заболевания состояние пациентов эутиреоидное за счет активации продукции ТТГ и усиления захвата йода. По мере истощения функционального резерва тиреоцитов достаточно длительно существует латентный гипотиреоз, который, в конце концов, переходит в манифестную форму. Иногда наряду с цитотоксическими аутантителами образуются стимулирующие аутоантитела (как при болезни Грейвса – Базедова) и развивается комбинированная патология с гипертиреозом – «хашитоксикоз».
Больные с аутоиммунным тиреоидитом входят в группу повышенного риска развития опухолей: В - клеточных лимфом и папиллярного рака щитовидной железы (5% больных).
Принципы терапии заключаются в подавлении аутоиммунной агрессии и заместительного применения тиреоидных гормонов при гипотиреозе. При «хашикотоксикозе» применяют антитиреоидные препараты.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 850;