Социализм и анархизм
Исполнительный комитет Совета рабочих депутатов постановил вчера, 23 ноября, отклонить просьбу анархистов о допущении их представителей в Исполнительный комитет и Совет рабочих депутатов. Причину этого Исполнительный комитет изложил следующим образом:
«1) во всей международной практике съезды и социалистические конференции не имеют в своем составе представителей анархистов, как не признающих политической борьбы в качестве средства для достижения своих идеалов;
2) представительство может быть от партии, а анархисты не партия».
Мы считаем решение Исполнительного комитета в высшей степени правильным шагом, имеющим громадное и принципиальное и практически-политическое значение.
Конечно, если рассматривать Совет рабочих депутатов как парламент рабочих или как орган самоуправления пролетариата, тогда отказ допустить анархистов был бы неправилен. Как ни ничтожно (к счастью) влияние анархистов в нашей рабочей среде, все же некоторое число рабочих на их стороне, несомненно, имеется. Составляют ли анархисты партию, или организацию, или группу, или вольный союз единомышленников, это вопрос формальный, не имеющий серьезного принципиального значения.
Наконец, если анархисты, отрицая политическую борьбу, сами просятся в учреждение, ведущее эту борьбу, то такая вопиющая непоследовательность показывает, лишний раз всю шаткость миросозерцания и тактики анархистов. Но исключить за шаткость из «парламента» или «органа самоуправления», разумеется, нельзя.
Решение Исполнительного комитета кажется нам вполне правильным. Совет рабочих депутатов не рабочий парламент и не орган пролетарского самоуправления, вообще не орган самоуправления, а боевая организация для достижения определенных целей.
В эту боевую организацию входят, на началах временного, неоформленного боевого соглашения, представители Российской социал-демократической рабочей партии (партии пролетарского социализма), партии «социалистов-революционеров» (представители мелкобуржуазного социализма, или крайняя левая революционной буржуазной демократии), наконец, много рабочих «беспартийных».
Беспартийные рабочие, не вообще беспартийные, а лишь беспартийные революционеры – их сочувствие всецело на стороне революции, за победу которой они борются с беззаветным энтузиазмом, энергией и самоотвержением. Поэтому вполне естественно будет включение в Исполнительный комитет и представителей революционного крестьянства.
По существу дела Совет рабочих депутатов является неоформленным, широким боевым союзом социалистов и революционных демократов, причем, «беспартийная революционность» прикрывает целый ряд переходных ступеней между теми и другими.
Необходимость в таком союзе очевидна для ведения политических стачек и других, более активных форм борьбы за насущные, признанные и одобренные гигантским большинством населения, демократические требования.
Анархисты в таком союзе будут не плюсом, а минусом; они внесут лишь дезорганизацию, которая ослабит силу общего натиска – они до сих пор «могут спорить» о насущности и важности политических преобразований.
Исключение анархистов из боевого союза, проводящего нашу демократическую революцию, вполне необходимо с точки зрения и в интересах этой революции. В боевом союзе место только тем, кто борется за цель этого союза. И если бы, например, «кадеты» или «партия правового порядка»72 набрали даже по нескольку сот рабочих в свои петербургские организации, – Исполнительный комитет Совета рабочих депутатов едва ли бы открыл свои двери представителям подобных организаций.
В объяснение своего решения Исполнительный комитет ссылается на практику международных социалистических съездов. Мы горячо приветствуем это признание идейного руководства международной социал-демократии.
Российская революция уже приобрела международное значение. Противники революции в России входят в заговоры с Вильгельмом II, со всякими мракобесами, насильниками, солдафонами и эксплуататорами в Европе против свободной России. Не будем и мы забывать о том, что полная победа нашей революции требует союза революционного пролетариата России с социалистическими рабочими всех стран.
Международные социалистические съезды недаром приняли решение о недопущении анархистов. Между социализмом и анархизмом лежит целая пропасть, которую тщетно пытаются представить несуществующей провокаторствующие агенты сыскной полиции или газетные прислужники реакционных правительств.
Миросозерцание анархистов есть вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание.
Их индивидуалистические теории, их индивидуалистический идеал находятся в прямой противоположности к социализму.
Их взгляды выражают не будущее буржуазного строя, идущего к обобществлению труда с неудержимой силой, а прошлое этого строя, господство слепого случая над разрозненным, одиноким, мелким производителем.
Их тактика, сводящаяся к отрицанию политической борьбы, разъединяет пролетариат и превращает его в пассивного участника буржуазной политики, ибо настоящее отстранение от политики для рабочих невозможно и неосуществимо.
В теперешней российской революции задача сплочения сил пролетариата, организация, политического обучения и воспитания рабочего класса выдвигается особенно настоятельно.
Чем больше бесчинствует черносотенное правительство, чем усерднее работают его агенты-провокаторы над разжиганием дурных страстей темной массы, чем отчаяннее хватаются защитники заживо разлагающегося самодержавия за попытки дискредитировать революцию посредством организуемых ими грабежей, погромов, убийств из-за угла, посредством спаиванья голытьбы,
– тем важнее задача организации, падающая прежде всего на партию социалистического пролетариата. И мы употребим поэтому все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 612;