Характеристика источников
Геродот и его "История". Почему Геродота называют "отцом истории".
1. Исследователи Геродота. Доватур, Якоби, Лурье, Майрс и др.
2. Цель и метод. Цель труда заявлена в первой книге: «…чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности» (I, 1). И это ему удалось – по истории скифов, напр., «История» - основной источник. Геродот ставит себе задачу установить истину (VI, 82). Геродот передает все, что рассказывают. Из нескольких точек зрения выбирает на его взгляд наиболее правдоподобную. В VII 152 говорит, что «обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан».
3. Отцом истории Геродота назвал Цицерон в своем сочинении «О законах». Геродот – первый в триаде Геродот-Фукидид-Ксенофонт. Борухович: собственно история (греч. «исследование») зародилась еще до Геродота, в 6 в. в Милете (Геланик и др.), где была наибольшая потребность в ней (здесь сильна классовая борьба).Страбон: история зародилась как жанр художественной прозы. Логос противопоставлен эпосу. Аристотель (Поэтика, IX) приводит Геродота в пример как образец историка.
4. Лексика, синтаксис и стиль Геродота. Принято называть новеллистическим, но это не признак его неисторичности: у логографа Гелланика стиль куда более «наукообразный», но его труд является просто сухим переложением мифических историй. Влияние фольклора (сказка о Кандавле и Гигесе) и ионийской традиции («милетский рассказ»). Встречаются «типичные герои в типичных обстоятельствах». Геродот афористичен, любит шутить (Об этом у Пиатковского). «История» рассчитана на устное прочтение (есть соотв. обороты, см. Лурье). Хоть и дориец, но пишет свой труд на ионийском диалекте, чтобы не выпадать из традиции.
5. Композиция. Деление «Истории» на 9 книг по именам муз принадлежит александрийским грамматикам. Труд состоит из «логосов», соединенных затем в единое целое. Но каждый логос при этом – законченное произведение. Геродот последовательно описывает завоеванные Ахеменидами страны (от Кира до Ксеркса) – поэтому, например, из финальной редакции был исключен ассирийский логос. Якоби и Лурье полагают, что план «Истории» не был изначально продуман, а сложился по мере накопления материала. Много отступлений, но сюжетная линия есть. Весь труд делится на 2 части: до V 27 – развернутое этно-географическое введение, далее – основная часть (1. Ионийское восстание 2. Поход Дария 3. Поход Ксеркса).
6. Аргументация. Рационалистические доводы Геродот использует наравне с мифологическими, критически относясь и к тем, и к другим.
7. Тенденциозность Геродота. Про-афинская тенденция, т.к. а) Афины – вторая родина Г. и б) Галикарнас, как и Афины, - торговый город.
8. Источники Геродота: личные наблюдения, Гекатей Милетский (его цитирует не ссылаясь) и др. логографы, рассказы переводчиков, легенды и др. пестрый материал. Весь разнородный материал «Истории» объединен темой Греко-персидских войн, или (шире) – темой борьбы Запада и Востока, свободы и рабства, и др.
6. "История" Фукидида как исторический источник.
Время жизни самого Фукидида точно неизвестно, но – промежуток 456-396.
Стремится отойти от всего субъективного и дать объективную картину событий (Стратановский). Ссылается на логографов (Гелланик – I 97, 2), но вместе с тем противопоставляет себя им (у него, мол, не так приятно для слуха, но ближе к истине – I, 21).
Дата и общая характеристика. Пишется приблизительно с 420 и до смерти (400/396). Начал писать во Фракии, будучи изгнанным из Афин (т. к. позволил спартанцам захватить Амфиполь), после войны был реабилитирован и возвращён на родину. Произведение не закончено (Ксенофонт потом продолжил своей «Греческой историей», но получилось хуже). Источник в первую очередь по периоду 431-411 гг. (Пелопонесская война), косвенно – история Греции с начал.
Структура. 8 книг. Каждая книга разделена на главы. В них – подглавы. Первая книга – история Греции сначала и до войны, остальные 7 – по войне.
Метод. Новое по отношению к Геродоту – очень тщательный сбор и анализ данных. Никаких мифологем (что естественно, т. к. можно считать современник). Всё, что вызывает сомнения, отбрасывается. Рассматривает, не только военные действия, но и внутреннюю ситуацию в городах. Впервые – внимание к социальным противоречиям и т. д.
Исключительно объективен. Характер стойкий, нордический. Глубина мысли и прекрасная осведомлённость (сам принимал участие). Показывает ужасы войны – make love!
В целом труд Фукидида – нагромождение досконально проверенной фактологии, никакого мифологизма и иже. Потому и представляет огромнейшую ценность как источник.
Характерные фишки Ф.: Причину войны видит в чрезмерном усилении Афин, что не удовлетворяет Спарту. Греческую хронологию (по олимпиадам от первой в 757 г.) считает неверной, т. к. нет оснований считать дату первой игры верной. Время считает по солнечным годам (зимние и летние; т. н. «логическая хронология»), но не до конца последователен. Отсылки к архонствам и др. событиям для установления точной даты есть.
7. Биографии Плутарха, как источник по истории древней Греции.
Дата. Жил ок. 46-120
Характнеристика. 2 группы произведений – Моралии и Биографии. Биографий греческих 22 (структура биографий – по парам: грек-римлянин, сопоставление). Самые ранние – Тесей и Ликург. Охватывает ключевые периоды греческой истории, вплоть до македонского завоевания. Связь Греции и Рима. Но главное для Плутарха – морально-этический аспект, а не исторический. Отсюда некритическое отношение к источникам, использование мифов, сказок, баек и пр… Сам говорил, что пишет портрет, а не историю. Потому относится осторожно. Главное: биографии – бесконечный источник баек для всех лекторов с кафедры ДМ.
Своими биографиями фактически охватил все важнейшие этапы греческой истории. Дальше – по отдельным биографиям, кто что читал.
3. Минойская цивилизация во II тыс. до н.э. Минос - повелитель Критской державы.
Критская цивилизация, начавшая свое существование с конца 3 тыс до н.э., стала первой европ цивилизацией в мире. Возникновение в европе локальной цивилизацией именно на Крите не случайно:
Природные усл: мягкий средиземноморский климат, невысокие долины, удобные для пашенного земледелия, густая растительность, достаточно обильные осадки, высокие урожаи зерновых, винограда, оливок, невысокие горные склоны и т.д.
Удобное географ положение: морские просторы охраняли крит от вторжения больших армий;
Расположение крита в южной части Эгейского моря, где пересекались основные морские пути, связавшие крит с соседним Египтом, юго-западной частью Малой Азии, с о.Кипр и Сирией и Финикией-> международная торговля + заимствование технологий и идей более развитых дальневост стран; особое значение имело производственное освоение нового сплава – бронзы.
Свою роль в становлении критской цивил сыграло образование критской этнич общности за счет консолидации древнейшего автохтонного населения и энерг переселенцев из малой азии.
Периодизация:
Раннеминойский период(30-23 вв до н.э.)- время постепенного накопления признаков цивилизации и разложения примитивных род отношений. Появл новая бронзовая технология, кот привела к прогрессу в земледелии, строительном деле, в обработке камня; освоение гончарного круга -> появл пятнистая керамика-стенки сосудов покрывали цветной росписью; торговля с египтом, сирийскими городами, Кипром( покупали критяне олово и медь); возникают племена вблизи морского побережья; морские достижение( укрепление нос части лодки, парус); появл более крупныесооружения как в жилых комплексах, так и в могильниках, кот сведетельств о выделении знати и имуществ расслоении.
Среднеминойский период( 22-18 вв до н.э.)- эпоха «старых дворцов». Матер признаком рождающейся цивилиз яв развивающаяся но основе широкого внедрения бронз технол эффект экономика. Первые гос образования на крите возник самост в неск районах, на основе местных объединений. Их эконом торгов религ полит центром стал величественный царский дворец, где были сосредот резиденции правителя и его гос аппарата, а также жречества и придворные знати. Развитие керамики стиля «камарес» -стенки сосудов покрыв цветной росписью в форме стилизованного растит орнамента , составл из сочетающ друг с другом геометр фигур: спиралей и т.д. соперничество за политич преобладание Кносса и Феста, выиграл Кносс и подчинил себе Фест. Изобретение письменности(линейное письмо А). Старые дворцы. Их четыре, каждый – самостоятельное государство: Кносс, Малия, Фест, Закрос. Лучше всего постройки до 1700 сохранились в Фесте (западный двор и часть помещений), но в целом очень плохая сохранность – новодворцовые постарались. Сам план дворцов тот же, что и у новых – посередине прямоугольная площадь, вытянутая СЮ. Преобладает керамика стиля Камарес (по пещере, где первые находки) – растительный орнамент с геометрическими элементами по всему сосуду без выделения зон. Возникает письмо – сначала пиктографическое, затем – слоговое. Конец эпохи ок. 1700 – землетрясения и пожары разрушают дворцы.
Период расцвета минойской цивилизации ( 17-15 вв до н.э.) – созд мощной морской державы, высшие достижения минойской культуры. Важным фактором укрепления минойского мира стало политическое объединение мелких региональных образований в единое общекритское государство во главе с г. Кноссом. В этот период критяне применили нов усовершенств в кораблестроении и морском деле – появ крупные палубные корабли, оснащ более соверш парусами,имеющие якорь, рулевое массивное весло -> поддерж связи с далекими странами – Египтом, Сирией, Финикией, Кипром и др. Области материкового Пелопоннеса, юго-запад часть Анатолии критяне оккупировали( дань+ рабы должны были платить) + образ колонии в сицилии и юж италии. Обнаружены большие с/х усадьбы -> наличие бог людей и частного землеладения. Найдены остатки ремесл мастерских. Особое развитие получ три отрасли производства : керамическое дело, строительство и кораблестроительство –> международная торговля: Египет, Крит и др. ведущую хоз роль дворца опред зависим положение больш части критского населения, кот выступал в роли царских землевладельцев, ремесленников и торговцев, кот были обяз работать на дворец. В самом дворце обитала придворная аристократия, посредством кот критский монарх управл гос-вом. По данным мифологии в критском общ имелись рабы-пленники из о. Эгеского моря, Аттики. Большую роль в придворной жизни и отправлении религ культов игр женщины( по найденным фрескам). Критский монарх- это верховный собственник и распорядитель большей части производимых в стране матер ресурсов. Он упр всей державой, с помощью штата своих придворных( чиновники). Управление на местах осуществ назначаемыми царем губернаторами, целиком зависивш от его воли. Критские цари( как и египетские) облад религ харизмой. Возможно, сущ царский совет, обсужд царские дела. Не лишены основания предположения ряда ученых о царской власти на Крите как теократической форме монархии, сочетавшей высшую светскую и религ власть главы гос-ва. Религия. Главное божество – «владычица». Много ипостасей, но скорее всего – божество плодородия, Великая Мама. Мужское начало, разрушение и иже – бык, иногда – человек с бычьей головой. Ему – жертвы, в т. ч. и человеческие. Особо – культ царя. Кузищин мыслит: его даже нельзя было видеть простым смертным. Изобразительное искусство. Фрески с тавромахией, процессиями и культовыми операциями. Статуэтки (Мама со змеями). Керамика (ритоны в виде головы быка, блюда с рыбами и осминогами, растительный орнамент).
Позднеминойский период( 14-12 вв до н.э.) –т ослабление критского гос-ва, завоевание крита ахейцами, угасание минойской цивилизации. Уже в сер 15 века минойские правители теряют свои позиции на сицилии и о. эгейского моря, морская держава распадется, приморские города – центры морской торговли – деградируют, критское искусство вырождается. Эти сробытия связ с извержением вулкана Фера (прибл 1470 гг) + вторжение греков-ахейцев.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 939;