СЕМЬЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Физическая раскрепощенность (отсутствие мышечных за­жимов, свобода движений, легкость пластического выраже­ния) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом внимания, свободное изъявление воли, мысли, чув­ства, психическое равновесие) — это первое исходное условие выполнения упражнения. При данном условии каждый учас­тник сумеет проявить свое индивидуальное «Я», а значит, стать интересным для всех, что, в свою очередь, повышает интерес к занятиям, обогащая социально-психологический климат в

группе.

Физическая и психологическая свобода должны стать ха­рактеристикой профессиональной деятельности педагога — де­ятельности по природе своей творческой.

Предлагаемые ниже упражнения нуждаются в музыкальном сопровождении: легкий, мягкий, веселый ритм и изящная ме­лодия, простая для поверхностного восприятия.

Упражнение «Дарю свое место другому»

Участникам, удобно устроившимся за столом и застывшим в мышечной зажатости, предлагается «подарить свое удобное место другому»: для этого необходимо выйти, пройтись под му­зыку по аудитории и присесть на любое другое место. Спро­сить, удобно ли сидеть теперь на другом месте.

Упражнение «Вот он(а) я!»

Студенты поочередно выходят перед группой (не имеет зна­чения, сидят ли участники за столами или в полукруге на сту­льях), пластически и мимически выстраивая приветствие всем,

как бы говоря: «Я вам рад, мне приятно с вами работать, мои дорогие коллеги».

Упражнение «Игра со стульями»

Перед аудиторией выставляется несколько стульев. Один из участников пересаживается с одного стула на другой, пласти­чески и мимически выражая следующее: «Хороший стул, но по-пробую-ка я посидеть на другом. Этот еще лучше... А другой — как?.. О! Вот этот самый удобный!» Каждый из участников про­игрывает такой пантомимический разговор с собою.

Упражнение «Приветствие по «цепочке» Ведущий посылает первое пластическое приветствие одно­му из участников (открытая поза, улыбка доброжелательности, небольшая «диагональ» в сторону субъекта, развернутые ладо­ни). Тот, ответив на обращение к нему, встает и посылает свое приветствие тоже пластическим и мимическим способом сле­дующему.

Упражнение «Присоединение в музыкальном ритме» Несколько человек выстраиваются вдоль длинного стола с карточками в руках. При звучании музыки они ритмично пооче­редно выкладывают карточки на стол, поворачивают голову к соседу, как бы говоря: я сделал — теперь ты! Тот, улыбнувшись, подхватывает ритмичные движения и в таком же ритме выкла­дывает свои карточки. И так далее. Потом точно таким же по­рядком они соберут карточки. Это очень красивая ритмичная игра. Обычно группа аплодирует маленькому психологическо­му спектаклю.

Упражнение «Я тебя понял»

Один из студентов, оснащенный плейером, получает кар­точку с текстом, описывающим сюжет и состояние субъекта во время развертывания данного сюжета. Включив магнитофон, студент пантомимически изображает то, что с ним происходит.

7. Наступает «пробуждение». Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувство­вать себя бодрым».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2—3 раза в неделю.

Упражнение «Утренняя психогигиеническая гимнастика»

Для ее проведения используется естественное переходное состояние от сна к бодрствованию тотчас по пробуждении. Целью ее является создание уравновешенной психофизиологи­ческой настройки на предстоящий день («встать с той ноги» — в противоположность известному «встать не с той ноги»). Гим­настика состоит из трех частей.

/ часть. Лежа на спине с закрытыми глазами в обычном ис­ходном положении один раз медленно и настойчиво мысленно произнести: «Я совершенно спокоен». Затем образно и возмож­но более ярко представьте себе: «Моя правая (левая у левши) рука очень тяжелая ... Она налилась свинцом... Тяжесть разли­вается по всему телу... Все тело стало очень тяжелым, расслаб­ленным... Появляется приятное чувство тепла в правой руке... Тепло растекается по всему телу... Я охвачен теплом как в теп­лой ванне... Легкая прохлада овевает лоб».

II часть. Образно представить себе: «Я весел и спокоен... Улы­баюсь... Дыхание свободное, ровное и глубокое... Заряжаюсь внут­ренней энергией... Свежесть и бодрость наполняют меня... Вла­дею собой без усилия... Впереди плодотворный день... Воля со­брана, как пружина... Мышцы напряглись... внимание... Встать!»

/// часть. Встать с постели и приступить к физической за­рядке. Наряду с обычными гимнастическими упражнениями обращать особое внимание (!) на умение сразу же после напря­жения мышц полностью их расслаблять. После полного рас­слабления мышц научиться мгновенно и достаточно сильно на­прягать их. Тренировать способность быстрого перехода от на­пряжения к расслаблению и обратно.

Отработка I и II частей упражнения утренней психогигие­нической гимнастики со временем дает состояние эмоциональ­ной уравновешенности, сосредоточенности и.концентрации

внимания. Особое значение имеет III часть. Главное здесь - тре­нировка самообладания. Умение быстро расслабляться и, на­оборот, моментально мобилизоваться развивает подвижность нервных процессов, психическую гибкость, повышает волевой тонус и развивает способность в любой обстановке быстро и незаметно гасить отрицательные эмоции.

Упражнение «Вечерняя психогигиеническая гимнастика»

Производится перед сном с переходом в естественный глу­бокий сон. После принятия удобной, привычной позы в посте­ли с закрытыми глазами и расслабленными мышцами начать упражнения, соответствующие I части утренней психогигиени­ческой гимнастики. Очень важно обращать внимание на пол­нейшее, максимальное расслабление всех мышц и вызывание яр­кого ощущения тепла в конечностях и во всем теле. Добившись этого, все внимание концентрируют на дыхании. Выполнив не­сколько глубоких вдохов и выдохов, стараются найти ровный, замедленный и слегка углубленный ритм дыхания, сосредото­чиваясь на расслабленном и удлиненном выдохе.

После овладения приемами психогигиенической гимнасти­ки словесные формулы и образные представления могут не­сколько видоизменяться в требующемся направлении. Напри­мер, при эмоциональной неустойчивости могут быть введены вместе с образной разверткой формулы: «Спокойствие без уси­лий», «Я уверен в себе», «Я внутренне улыбаюсь». Главное пра­вило в самостоятельном выборе формул: они должны утверж­дать, а не отрицать. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь». Нужно: «Я совершенно спокоен». Если повелительный стиль формул вызывает внутреннее сопротивление, то строить фор­мулу лучше в мягкой форме, в виде пожеланий («Пусть я стану совершенно спокойным!», «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой и теплой!» и т. п.).

Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психогигиеническая саморегу­ляция. - Л., 1977. Психология делового общения/Авт.-сост. Ю.А. Фомин. - Минск, 1999.

 

СЕМЬЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

Государственная охрана семьи — одно из положений Конституции СССР. Государственная помощь семье состоит в создании сети детских учреждений, совершен­ствовании служб здравоохранения и быта, выплате пособий по случаю рождения ребенка, предоставлении оплачиваемых отпусков, льготах многодетным семьям и многом другом. В последнее время к этим видам госу­дарственной помощи добавляется новый — психологи­ческая помощь. В чем же суть этого вида помощи и какие процессы обусловили ее необходимость?

Проблемы, которые возникают в семейной жизни и отражаются на ее качестве, на прочности брака и эффек­тивности семейного воспитания, связаны не только с экономическими факторами, производственной занято­стью женщин, урбанизацией жизни большей части на­селения. Внутри любой группы людей, выделенной по социально-демографическим критериям, будь то сель­ские или городские жители, молодежь или люди пожилого возраста, инженеры или учителя, можно встретить тех, кто успешно справляется с возникающими в семейной жизни проблемами и трудностями, и тех, кто не сумел с ними справиться и чья семейная жизнь оказалась недостаточно удовлетворительной.

Социально-экономические процессы сказываются на семейной жизни не прямо и непосредственно, а преломля­ются сквозь призму индивидуальных психологических особенностей, личностных установок, качеств и умений, специфику взаимоотношений членов семьи, т. е. через психологические факторы. Как показывают социологи­ческие и психологические исследования, именно психо­логические факторы становятся определяющими среди прочих, влияющих на удовлетворенность семейной жиз­нью, прочность брака (А. Г. Харчев, 1964; Н. Н. Обо­зов, А. Н. Обозова, 1982). Социально-исторический ана­лиз, проведенный советскими учеными, хорошо разъяс­няет причины такого увеличения веса психологических детерминант семейной жизни. Экономическая независи­мость женщины, ее профессиональная занятость,

-4-

право вое равенство супругов, пришедшие на смену экономи­ческой зависимости, занятости женщины преимуществен­но в сфере домашнего хозяйства, правовому неравенству, уменьшение роли совместного семейного труда в эконо­мике семьи, изменения в общественных ценностях, в системе которых любовь, привязанность оказываются ведущими в сравнении с ценностями утилитарными, лом­ка старой, буржуазной морали и замена ее моралью социалистического общества — все эти объективные со­циальные процессы и привели к тому положению, при котором судьба семьи оказалась в прямой зависимости от чувств, установок, взаимоотношений, способов обще­ния членов семьи.

Общие, глобальные изменения типичных способов реагирования в обществе на те или иные ситуации, спо­собов общения, важнейших установок и семейных цен­ностей происходят сравнительно медленно – сопоста­вимо с масштабом истории — и связаны с экономическим, социальным и культурным прогрессом общества. «Семей­ные судьбы» наших современников складываются в течение одной человеческой жизни, так что годы, меся­цы, а иногда и дни оказываются той временной мерой, которой измеряются переломные моменты, кризисные и сензитивиые периоды в жизни семьи. От своевременно­сти понимания причин семейных трудностей, от верности принятых решений, от способности реализовать позитив­ные намерения, т. е. от решения конкретных проблем, возникающих в семейной жизни, зависит и семейное, да и личное будущее человека. Здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально-компетентном и тактичном вмешатель­стве в складывающуюся ситуацию, в процесс формиро­вания взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка.

Одна из главных характеристик психологической помощи и залог ее эффективности состоит в том, что по своей сути это есть форма услуг населению, оказываемых профессиональной группой в рамках государственной институции. Как всякая услуга, психологическая помощь оказывается на добровольной основе тем, кто в этой услуге нуждается и просит о ее оказании. В этом реа­лизуется важный принцип социалистического подхода к семье — уважение прав супругов и родителей, ува­жение неприкосновенности частной жизни граждан. Тем не менее психологическая помощь — особый тип

-5-

услуги. Человек, испытывающий проблемы в воспитании детей, в супружеских отношениях, в собственной внут­ренней жизни, в общении с другими людьми, может, конечно, обозначить зону своих трудностей, но, как правило, он не знает, что и каким путем должно изме­ниться в ситуации, в близких или в нем самом, для того чтобы эти трудности исчезли или уменьшились, а следо­вательно, и не может точно указать, какая именно услуга ему необходима. В практике психологического консультирования, конеч­но, бывает, что клиент не только называет проблему, но и просит о конкретном виде помощи. Однако такая просьба еще не явля­ется достаточным основанием для оказания именно этой помощи. Другими словами, потребитель пси­хологических услуг находится в ситуации, во многом сходной с ситуацией пациента медицинского учреждения: он может назвать, что у него «болит», но не может, да и не должен указывать способы лечения.

Сопоставление психологической помощи и медицин­ского лечения не просто аналогия. Подход психолога-практика, работающего в службе семьи, во многих чертах действительно подобен подходу врача. В обеих ситуациях изначально известен лишь симптом какого-то страдания, в обеих ситуациях необходимо понять инди­видуальные, именно в данном случае действующие при­чины страдания, причем в ситуации психологической помощи такое понимание, так же как и в ситуации меди­цинской помощи, отнюдь не сводится к использованию здравого смысла и житейского опыта, а основывается на знании общих закономерностей общения, строения психики, психологических основ семейной жизни. И врач, и психолог действуют в интересах своего пациента и оценивают срочность и необходимость оказания помощи, исходя из состояния пациента и собственных професси­ональных возможностей'.

Психологическая помощь, так же как и медицинская, предполагает избавление от страданий, возвращение человеку способности к нормальной жизни путем раз­личных воздействий «местного» характера (т. е. помощь в решении конкретных частных проблем, психологиче­ская поддержка, эмоциональная разрядка и т. д.) либо воздействий, направленных на скрытые причины этих страданий. Отличие же психологического лечения от медицинского кроется в двух основных его особенностях: 1) природа страданий — проблема недовольств, неудовлетворенностей, тягостных переживаний — кроется не

-6-

в телесных недугах, а в сфере общения, особенностях личностей общающихся, семейной структуре; в восприя­тии ситуации; 2) природа воздействия также лежит в сфере психологических процессов — в общении, специ­фике взаимодействия, личностных установках общаю­щихся.

Такое понимание сути психологической помощи неиз­бежно ставит вопрос о ее специфике по отношению к психотерапии, которая в нашей стране рассматривается преимущественно как ветвь медицинской науки и прак­тики. Этому вопросу отводится специальное место в данной монографии, здесь коснемся лишь сути этого различия.

Оказание психологической помощи проводится в допущении, что клиент психолога — здоровый человек, изначально ответственный за себя, свои семейные отно­шения, воспитание своих детей. Такая установка суще­ственно определяет характер контакта и ход общения между тем, кто обращается за помощью, и тем, кто ее оказывает.

Психологическая помощь, таким образом, это психо­терапия, но основанная на иной, немедицинской модели. Существование таких немедицинских моделей психотера­пии становится признанным фактом в отечественной литературе (В. В. Столин, 1983; Б. Д. Карвасарский, 1985).

Эта монография посвящена психологической помощи семье. При этом в центре внимания коллектива авторов оказался тот аспект семейных отношений, который связан преимущественно с взаимоотношениями родителей и детей, развитием ребенка в семье. Это не означает, что авторы монографии недооценивают роль супружеских отношений в семейной жизни, которая, без сомнения, является во многом определяющей. Данный факт много­кратно подчеркивается авторами монографии. Обе семей­ные подсистемы — родительская и супружеская — вза­имосвязаны. Часто оказание помощи родителям и детям, так же как и оказание помощи супружеской паре в отдельности, влияет на благополучие семьи в целом. Книга написана на базе опыта, накопленного Консуль­тативным центром психологической помощи семье, орга­низованным Научно-исследовательским институтом об­щей и педагогической психологии Академии педагоги­ческих наук СССР и факультетом психологии Московско­го государственного университета им. М. В. Ломоносова.

-7-

Начиная с 1980 г. Консультативный центр ведет прием населения по широкому кругу семейных проблем, боль­шинство из которых так или иначе касаются взаимо­отношений с детьми, а также проблем формирования лич­ности ребенка. Сотрудники центра в этой работе опира­лись как на исследования отечественных авторов: В. К. Мягер, А. И. Захарова, Р. А. Зачепицкого, Д. Н. Исаева, В. Н. Гарбузова, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллера и других, так и на релевантные исследования зарубежных авторов. Однако спецификаопыта Консуль­тативного центра психологической помощи семье, фак­тически первого в нашей стране психологического учреждения, проводящего консультативную и психотера­певтическую работу с людьми, испытывающими труд­ности психологической природы, так или иначе связан­ные с их семейными отношениями, предопределила по­становку ряда новых диагностических, психотерапевти­ческих, организационных и теоретических проблем. Часть этих проблем нашла свое отражение в монографии.

Здесь рассматриваются четыре круга вопросов, связан­ных с практикой работы психологического консультатив­ного учреждения, обеспечивающего помощь семье в об­ласти детско-родительских отношений в развитии ребен­ка: 1) психология семейных отношений и формирования личности ребенка в семье, 2) диагностика нарушений семейных отношений и развития личности ребенка, 3) пси­хологическое консультирование, психотерапия и психо­логическая коррекция нарушений в семейном общении и развитии ребенка, 4) организационные аспекты оказания психологической помощи семье. Монография рассчитана прежде всего на тех практических психологов, которые ведут или готовятся к консультативной работе с семьей, а также на исследователей, интересующихся проблема­ми семьи и детства.








Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 772;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.