Нужную цифру по каждой шкале
Таким образом определяются группы мышц, в которых стрессе обычно возникает напряжение (7 баллов и выше).
Снятие «мышечных зажимов» считал важным моментом ар. тистической работы великий режиссер К.С. Станиславский: оц советовал артистам выработать в себе привычку к беспрерыв, ной механической самопроверке, развить в себе наблюдателя или контролера. Роль контролера трудная: он должен неустанно следить за тем, чтобы нигде не появлялись излишнее напряжение, мышечные зажимы. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до автоматизма, его нужно превратить в естественную привычку и потребность, особенно в минуты высокого нервного напряжения. Педагогическая деятельность во многом близка актерской, будущий педагог должен уметь своевременно находить «мышечные зажимы», замечать излишнее напряжение мышц и активно расслаблять их.
Освобождение от мышечного напряжения, восстановление естественной грации и свободы движений является основной целью техник телесно-ориентированной терапии. В настоящее время существует два основных направления телесной терапии: этико-культурное и психофизическое. Эти-ко-культурный подход представляет собой комплекс методик из музыкальной и драматической терапии. Ведущей задачей данной терапии является развитие целостного восприятия телесного образа, эмоционально-телесного самовыражения посредством музыкального движения и танца. Импульсивное и естественное движение при восприятии музыки помогает снять специфическое напряжение, осознать язык собственного тела, изучить невербальные формы своего поведения.
Психофизическое направление телесно-ориентированной терапии предполагает непосредственную работу с телом для снятия мышечного напряжения. С этой целью используется дыхание, активная и пассивная манипуляция мышцами, двигательные упражнения.
Неотъемлемым компонентом экспрессии учителя являют-с$ его позы, осанка, привычки определенным образом сто-ауъ, садиться, передвигаться. Часто в общении с детьми у педагога преобладают закрытые, напряженные позы, которые ^принимаются детьми как недоверие, критичность, нерас-[Юложенность к доверительному контакту с ними. Недооцен-кателесной экспрессии, неконтролируемость внешнего рисунка поведения нарушает процесс общения с детьми, провоцирует возникновение конфликтных ситуаций в педагогическом процессе. Для снятия телесной напряженности, восстановления естественной грации и свободы движения педагога можно использовать терапию движением. Эта техника предполагает изучение привычных, зачастую ригидных поз, устоявшегося стиля движения.
Осознание и снятие ригидных телесных привычек, двигательных стереотипов, хронического мышечного напряжения может осуществляться в специальном тренинге, где используются пантомимические и пластические техники терапии, техники выразительного движения, упражнения на развитие сен-зитивности.
Использование такого рода упражнений в процессе обучения будущего педагога будет способствовать развитию пластичности, эмоциональной гибкости и устойчивости его личности, профилактике развития эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 821;