Структура личности
Структура личности – взаимосвязь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности.
Для анализа психолого-педагогических проблем часто используют динамическую функциональную структуру личности К. К. Платонова, которая включает такие основные подструктуры:
• направленность (мировоззрение, убеждения, идеалы, склонности, интересы, мотивы и потребности);
• опыт, отраженный в привычках, знаниях, умениях, навыках;
• психические процессы (воля, чувства, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
• биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные и патологические характеристики личности).
Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретной ситуации. Это определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Направленность можно представить в целом как систему отношений личности к себе самой (на себя), систему отношений к другим людям (на взаимодействие), к результатам и продуктам деятельности (на деятельность).
Мотивы — побудительные причины поведения, являющиеся конкретным проявлением потребности личности. Потребность – состояние индивида, переживаемое как нужда в каких-либо объектах, необходимых для его существования и развития. Потребности выступают источником активности личности и могут быть естественными (физическими) и духовными (моральными). Познавательные потребности проявляются в интересах, которые представляют собой направленность на что-либо, связанное с положительным эмоциональным отношением к нему. Интересы характеризуют по широте, содержанию и устойчивости.
Все эти подструктуры взаимосвязаны и представляют собой определенные уровни личности, на которые накладываются способности и характер. В процессе жизнедеятельности личности происходит постепенная социализация свойств этих подструктур.
Известный американский психолог У. Джеймс выделил следующие составляющие структуры личности:
• физическая (телесная организация, одежда, дом);
• социальная (признание со стороны, уважение);
• духовная – совокупность духовных качеств.
При этом он делает вывод о том, что личность возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Всё остальное – реорганизация основных структурных блоков.
З. Фрейд рассматривал личность как опосредованное звено между мотивом и его реализацией, в котором превалируют бессознательные процессы. Её функция состоит в том, чтобы найти социально приемлемые формы реализации своих мотивов. Он выводит все развитие личности из двух врожденных инстинктов: продолжения рода и агрессивного инстинкта. Личность, по его мнению, представляет собой трехкомпонентную структуру:
ID - ЭГО - СУПЕРЭГО, где ID – вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия. В основе всех сексуальных проявлений индивида лежит либидо – особая психическая энергия, связанная с получением удовольствия. ID содержит всё унаследованное. Это первоначальная основная структура личности, которая носит бессознательный характер. Это резервуар энергии.
ЭГО – это часть психики, которая находится в контакте с внешней реальностью. Оно управляет произвольными движениями. Это, как правило, самосознание человека, восприятие им своей собственной личности и поведения. Его задачей является самосохранение. ЭГО является своеобразным буфером между ID и СУПЕРЭГО и согласует противоположные силы, действующие в психике человека.
СУПЕРЭГО – это итог воздействия общества на сознание и самосознание личности, принятие его норм и ценностей. Оно выполняет три основные функции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов личности. Оно развивается из ЭГО и служит цензором его деятельности и мыслей. Согласно З. Фрейду личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему.
Основное внимание гуманистических теорий личности сосредоточено на внутреннем мире человека. А. Маслоу предметом своего изучения сделал личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Потребностно-мотивационную сферу личности А. Маслоу отразил в виде пирамиды, включающей такие потребности: физиологические, потребность в безопасности, любви и привязанности, признание и оценка. Вершина пирамиды представлена потребностью в самоактуализации или стремлении к самосовершенствованию и самовыражению.
По мнению К. Роджерса, фундаментальным компонентом личности выступает "Я-концепция", которая формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, прежде всего социальной, и является основным механизмом саморегуляции его поведения. Причины негативных психических состояний кроются в рассогласовании между "Я-концепцией" и представлением об идеальном "Я". Психотерапия, сконцентрированная на клиенте, устраняет эти расхождения.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1118;