Развитие просодики и коррекция ее нарушений
Работа по формированию просодической стороны речи и работа по развитию голоса неразрывно связаны между собой. При развитии мелодико-интонационной стороны речи особое значение имеет навык управления движением голоса вверх-вниз, поэтому очень важно научить ребенка пользоваться голосом различной высоты. Нужно постепенно формировать умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы.
При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением (выделение слов, наиболее важных по смыслу). Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением — хлопаньем в ладоши, притоптыванием (Мама мыла Таню. Мама мыла Таню. Мама мыла Таню).
На логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Совместно с логопедом ребенок проговаривает стихи и тексты с нужной интонацией:
Сказала тетя: (повествовательно)
Фи, футбол! (восклицательно, с оттенком брезгливости)
Сказала мама: (повествовательно)
Фу, футбол! (восклицательно, с оттенком пренебрежения)
Сестра сказала: (повествовательно)
Ну, футбол! (восклицательно, с оттенком растерянности)
А я ответил: (повествовательно)
Во, футбол! (восклицательно, радостно).
Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Одним из средств выражения эмоций является произнесение междометий. Их воспроизведение можно сопровождать различными произвольными движениями и мимическими реакциями ребенка:
Ай! — руки прижать к себе, на лице выражение испуга;
Ай-я-яй! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем;
Ой! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу;
Ой-е-ей! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны;
Эй! — радостный окрик, руку вытянуть вверх;
Эй-е-ей! — радостно крикнуть и приветливо помахать рукой.
Развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости, модуляций голоса способствуют игры-инсценировки и чтение сказок по ролям.
В процессе развития просодики проводится работа по формированию и коррекции нарушений темпо-ритмических характеристик речи. Ритм организует не только двигательную активность, но и слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. В работе над темпом и ритмом можно использовать такие движения, как отхлопывание и притоптывание. Допускается отстукивание ритма одной или двумя ногами, отхлопывание в ладоши или одной рукой по телу или столу. При этом ударному слогу соответствует более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий.
Важным разделом работы является восприятие и воспроизведение ритма стихотворений. Необходимо прослушать текст стихотворения, его ритм, отхлопать ритм, затем проговорить стихотворение сначала с одновременным отхлопыванием ритма, а потом без него. При работе над темпом речи важно проговаривание речевого материала в заданном темпе (от замедленного к убыстренному с постепенным наращиванием).
С детьми дошкольного и школьного возраста развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях (под музыку, счет и т.д.).
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 1219;