Социальное развитие организации как условие самоактуализации личности в профессиональной деятельности
С приближением общества к новой — информационной — эпохе существенно возрастает роль личности во всех сферах жизнедеятельности. Личность становится активно действующим субъектом новых общественных отношений, а значит, и субъектом социального планирования на всех уровнях, в том числе и на уровне организаций. Не случайно центр тяжести совершенствования экономических отношений смещается в сторону социальных ориентиров, а существование и успешность организаций зависят от развития целостной системы стимулов активизации человеческой деятельности. Особенно это важно учитывать, понимая, что цели организации и цели личности не совпадают. Так, следуя концепции «этического строя», организация задает личности определенные цели и нормы поведения (например, цель — производить качественную продукцию и нормы в соответствии с этой целью) иные, нежели собственные цели личности (например, приобрести машину, квартиру и т.д.), и нормы поведения, естественно сложившиеся в социальных группах (т.е. инструментальные цели и нормы личности).
Инструментальные цели и нормы — это ориентиры благополучного существования личности. В разные эпохи они бывают различными, но для людей одной эпохи и одной социальной страты они, как правило, одинаковы. Однако личность стремится не только существовать, но и жить. Человек может успешно реализовать свои инструментальные цели, но при этом испытывать неудовлетворенность потому, что не может ответить себе, зачем он это делает и в чем смысл его деятельности. Человек в состоянии определить для себя «жизненный смысл», или «экзистенциальную цель» (например: «все, что я делаю — я делаю на благо своих детей»; «лишь бы не было войны — а я уж потерплю» и др.). Реализация экзистенциальной цели предполагает следование, или, по меньшей мере, ориентирование личности на экзистенциальные нормы, нормы высокоморального поведения, выработанные в соответствии с целью (например: «самое лучшее я всегда должен отдавать своим детям», «служба в армии — почетный долг» и т.д.).
Особенность индустриальной эпохи в том, что именно в этот период трудовая деятельность человека приобретает жизненный смысл и начинает становиться способом самоактуализации личности (в предшествующую традиционную эпоху труд понимался как проклятие, человек обязан был «нести свой крест»). Таким образом, возникают две мотивационные модели:
1) прагматическая, зародившаяся из протестантской и успешно реализующаяся в капиталистическом обществе;
2) коммунистическая, трансформировавшаяся из староверческой, успешно реализованная в социалистическом обществе.
Прагматическая модель ориентирует человека удовлетворять свои потребности, затем расширять их и снова удовлетворять. Человек мотивирован необходимостью удовлетворения личных потребностей (инструментальных целей), а возможность самоактуализации превращается в награду, но при этом становится весьма далеким и почти недостижимым идеалом. Зачастую сами экзистенциальные цели, по своей сути, являются общим выражением инструментальной («американская мечта», «иметь миллион»).
Коммунистическая модель мотивировала личность на достижение экзистенциальных целей (которые были жестко определены для человека репрессивной и идеологической системой государства), игнорируя личные. При этом необходимо особенно подчеркнуть, что коммунистическая модель открывала человеку возможность самоактуализации именно в трудовой деятельности, что становилось мощным локомотивом развития всего общества. Вместе с тем в социалистическом обществе инструментальные цели человека не игнорировались — игнорировалось, что эти цели могли быть индивидуально личными.
Так, планирование социального развития в организациях было направлено в целом на весь коллектив, обходя вниманием каждого отдельного работника с его личными интересами.
Прагматическая модель задает личности «прокрустово ложе» «человека-потребителя». Коммунистическая модель, построенная на принципе «раньше думай об обществе, а потом о себе», формирует «сознательную», «идейную личность», лишенную индивидуальных потребностей. Обе модели, успешно обеспечивающие функционирование индустриального общества (в его капиталистической и социалистической вариациях), становятся ограниченно применимыми в постиндустриальном мире (посткапиталистическом и постсоциалистическом) и практически неприменимы в новом информационном обществе.
Особенность нового общества в том, что труд превращается из средства к существованию (способа достижения инструментальных целей) в способ жизнедеятельности и постоянной самоактуализации человека. Здесь мотивом становится не удовлетворение потребностей и не реализация веры «в светлое будущее», а удовлетворение в самоактуализации. Поэтому сами инструментальные цели личности начинают действовать как средство ее самоактуализации в профессиональной деятельности. В этой связи социальное развитие организации становится:
· условием самоактуализации человека в профессиональной деятельности;
· фактором синергии целей организации и инструментальных целей работника;
· фактором повышения эффективности организации.
В этой связи цель планирования социального развития организации — обеспечение таких условий производства и быта работников, которые способствуют самоактуализации личности в профессиональной деятельности. Соответственно объектом социального планирования организации является трудовой коллектив, а предметом становятся формы и методы планирования социального развития трудового коллектива.
Вопросы для самопроверки
В чем особенность государственного управления и регулирования в современных условиях?
Что такое хозяйственная система общества?
Каковы основные показатели социального развития организации?
В чем особенность современной мотивационной модели личности работника?
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 988;