Виды преступлений против порядка управления.
Статья 317. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
Статью 317 УК следует рассматривать как специальную норму по отношению к п. "б" ч. 2 ст.105 УК, предусматривающего ответственность за убийство лица или его близких в связи с выполнением данным лицом служебных обязанностей или общественного долга. По правилам о конкуренции норм ст.317 должна применяться, если жертвами преступлений явились перечисленные в ней лица и соблюдены другие условия применения данной нормы.
Объект рассматриваемого преступления многогранен. Посягательство одновременно причиняет вред трем группам общественных отношений:
а) порядку управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности;
б) жизнь перечисленных в статье лиц или их близких; в) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Многообъектный характер преступления учитывается при квалификации: в случае причинения смерти указанным в статье лицам в связи с их служебной деятельностью, все содеянное квалифицируется только по ст.317 УК без дополнительной ссылки на ст.105.
Объективная сторона данного преступления определяется объективными признаками убийства. Особенностью рассматриваемого деяния являются два объективных признака:
1) потерпевшими могут быть только сотрудник правоохранительных органов, либо военнослужащий, либо их близкие;
2) посягательство на жизнь названных лиц совершается в связи с их деятельностью по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Оба признака обязательны. Причинение смерти не в связи с указанной деятельностью квалифицируется по ст.105 УК. Аналогично квалифицируется и посягательство на жизнь иных, кроме указанных в статье 317 УК, лиц, даже если оно совершено в связи с деятельностью по охране общественного порядка и общественной безопасности.
Под сотрудниками правоохранительного органа следует понимать прежде всего состоящих в штатах сотрудников различных служб и подразделений милиции, в задачи которых входит охрана общественного порядка и общественной безопасности. Однако таковыми являются и сотрудники прокуратуры, ФСБ, налоговой полиции.
Под "близкими" в анализируемой статье понимаются лица не только состоящие в близких родственных отношениях (родители, усыновители, дети, усыновленные, дед, бабка, братья и сестры, внуки, супруг), но и иные лица, жизнь и здоровье, а также благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему.
Понятие "посягательство на жизнь" впервые было введено в уголовное законодательство Указом ПВС СССР от 15 февраля 1962 года "Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников". Под посягательством понимают убийство или покушение на убийство. Это означает, что данное преступление признается оконченным с момента покушения на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего и свидетельствует об особом значении, которое придает законодатель борьбе с указанными преступлениями.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего квалифицируется по ст.317 УК только при том условии, если оно направлено на воспрепятствование их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или совершено из мести за такую деятельность.
К деятельности сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности относится: несение патрульно-постовой службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения зрелищных и иных массовых мероприятий; при чрезвычайных ситуациях; при предотвращении и пресечении преступлений и правонарушений. При этом ответственность по ст.317 УК наступает независимо от того, находится ли сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению преступлений или правонарушений.
Посягательство может быть совершено как во время выполнения сотрудниками правоохранительных органов или военнослужащими обязанностей по охране общественного прядка и обеспечению общественной безопасности, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей, но посягательство должно осуществляться по поводу этой деятельности.
При применении ст.317 УК следует иметь в виду, что в диспозиции этой статьи говорится о воспрепятствовании только законной деятельности сотрудников правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Если же посягательство осуществлялось с целью воспрепятствования их незаконной деятельности, то вопрос об ответственности должен решаться с учетом применения норм о необходимой обороне и крайней необходимости.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной виной. Умыслом виновного охватывается, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего или их близких. Для квалификации совершенного преступления по ст.317 УК требуется установить наличие у виновного прямого умысла, направленного на лишение жизни потерпевшего, поскольку в законе говорится о специальной цели и мотиве совершения данного преступления. В качестве необходимого признака состава этого преступления закон предусматривает цель воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Также необходимым признаком посягательства может выступать его мотив - месть за деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Месть может осуществляться как за конкретно совершенные действия как в отношении самого виновного, так и его близких и знакомых, так и за участие лица в охране общественного порядка вообще. Иные мотивы посягательства исключают квалификацию по ст.317 УК.
Неосторожное причинение смерти сотруднику правоохранительного органа или военнослужащему должно квалифицироваться по ст.109 УК, так как в подобном деянии не может быть указанных целей и мотивов.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет за посягательство на указанных лиц несут ответственность по п."б" ч.2 ст.105 УК.
Анализируемое преступление следует отличать не только от указанного вида убийства, но и от иных посягательств, в частности, от посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт, ст.277 УК), а также посягательства на жизнь представителей органов правосудия и предварительного расследования (ст.295 УК). Отличие осуществляется по двум признакам:
1) сфера деятельности; 2) субъект деятельности и его обязанности. Кроме того, отличие заключается и в целях и мотивах посягательства - прекращение государственной или общественной деятельности или месть за нее; воспрепятствование деятельности по отправлению правосудия или его обеспечению, а также месть за такую деятельность.
Статья 318. ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
Применение насилия в отношении представителя власти является одним из опасных посягательств на деятельность органов власти. Опасность их заключается в том, что они могут нарушить нормальную деятельность органов власти и вместе с тем причинить вред личности представителей власти или их близких.
Рассматриваемая статья не дифференцирует ответственность в зависимости от категории потерпевших. Потерпевшим может быть любой представитель власти, понятие которого дано в примечании к данной статье. Поскольку в главе 30 устанавливается равная ответственность для всех категорий представителей власти, то и правовая защита их тоже должна быть равной.
Таким образом, для ответственности по ст.318 УК не имеет значения сфера управленческой деятельности потерпевшего представителя власти. Однако угроза или насильственные действия в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора и иных субъектов уголовного процесса в связи с осуществлением правосудия и производством предварительного расследования рассматривается как преступление против правосудия (ст.296 УК).
Поскольку в примечании помимо должностных лиц правоохранительных и иных органов говориться и об контролирующих органах, остановимся на их характеристике. К контролирующим органам относятся органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора, государственного санэпидемнадзора, государственного комитета по антимонопольной политике, госатомнадзора и т.п.
Не являются представителями власти представители общественности, выполняющие обязанности по охране общественного порядка или контрольные функции - общественные контролеры, народные дружинники, общественные инспекторы ГАИ, члены товарищеских судов и т.п. Закон понимает под представителями власти только должностных лиц, входящих в состав аппарата органов власти, либо органов местного самоуправления, наделенных властными полномочиями, то есть распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Рассматриваемое преступление посягает на два непосредственных объекта:
а) на нормальную деятельность органов власти; б) на здоровье и телесную неприкосновенность представителей власти и их близких. Объективная сторона рассматриваемого преступления может быть выражена в применении насилия либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или их близких.
По ч.1 ст.318 УК квалифицируется применение к представителям власти или их близким насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего. Под таким насилием понимаются действия, не причинившие вреда здоровью (удары, побои, лишение или ограничение свободы). Угроза является психическим насилием над представителем власти. Вид угрозы не конкретизируется. Это может быть как угроза нанесением побоев, так и угроза убийством, а равно угроза насилием неопределенного характера.
Физическое и психическое насилие в отношении представителей власти или их близких квалифицируется по ст.318 УК только при том условии, что оно применено к потерпевшим в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей. Данное понятие охватывает применение насилия по отношению к представителям власти как во время исполнения ими своих должностных обязанностей, так и тогда, когда они не исполняют этих обязанностей. Важно, чтобы насилие применялось по поводу исполнения обязанностей. В противном случае содеянное необходимо квалифицировать как преступление против личности.
Оконченным данное преступление считается с момента применения насилия или угрозы применения насилия в отношении представителя власти или его близких.
Указание закона на исполнение потерпевшим своих должностных обязанностей предполагает, что охране подлежит только законная деятельность представителя власти.
В комментарии под редакцией В.И.Радченко относительно данной статьи сказано, что "сопротивление представителю власти или иное противодействие его законной деятельности без применения насилия или угроз влекут не уголовную, а административную ответственность в предусмотренных законом случаях". Речь идет о ст.165 КоАП РСФСР, однако данная норма предусматривает административную ответственность только за злостное неповиновение законным распоряжениям или требованиям работника милиции, народного дружинника или военнослужащего. Таким образом, оказание сопротивления не охватывается данной нормой.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. В ч.2 ст.318 УК предусмотрен квалифицированный состав данного преступления. Закон устанавливает повышенную ответственность за применение в отношении представителя власти насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших. Опасным для жизни или здоровья следует считать насилие, которое либо фактически причинило хотя бы легкий вред здоровью, либо по своему характеру в момент причинения создавало реальную опасность причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего.
Если насилие выражалось в причинении смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, то содеянное подлежит квалифицировать по совокупности преступлений (комментарий под ред.Радченко). Однако следует иметь ввиду, что причинение смерти следует отграничивать от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа. В данном случае квалификация будет определятся принадлежностью потерпевшего к тому или иному органу. Кроме того, обращает на себя внимание и некоторая неточность комментария и пояснений в учебнике под редакцией А.И.Рарога. Комментарий предлагает во всех случаях причинения вреда здоровью квалифицировать содеянное по совокупности с преступлениями против личности. В учебнике предлагается применять ст.318 УК во всех случаях. Представляется правильным квалифицировать по совокупности преступлений только причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего от такого насилия, поскольку в иных случаях причинения вреда санкция ч.2 ст.318 УК значительно перекрывает санкции преступлений против личности.
Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16 лет. Лица в возрасте от 14 до 16 лет за указанные деяния несут ответственность только в случаях причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью как за преступления против личности (п."а" ч.2 ст.111 и п."б" ч.2 ст.112).
Статья 319. ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ
В силу принципа равенства всех перед законом содержание понятия оскорбления должно быть единым для всех категорий потерпевших. Оно определяется в ст.130 УК как унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. Особенность рассматриваемого состава заключается в том, что его обязательным признаком является нанесение оскорбления публично, то есть в учреждении или ином общественном месте, в средствах массовой информации или просто в присутствии посторонних. Публичный характер могут носить как сами действия, так и последствия этих действий, например, вывешивание тайно оскорбительных текстов или изображений в общественном месте с целью обнародовать их. Если же оскорбление представителю власти нанесено один на один либо при условиях, которые исключали возможность третьим лицам сознавать, что потерпевшему наносится оскорбление, то действия виновного должны квалифицироваться по ст.130 УК.
Оскорбление может быть нанесено словесно, в письменной форме либо в средствах массовой информации. Оно может заключаться также в действиях, например, в нанесении пощечин, сбивании головного убора, в неприличных телодвижениях и жестах.
Необходимо отметить, что новый УК не предусматривает специального состава оскорбления представителей власти, осуществляющих правосудие, как и лиц, ведущих предварительное расследование. Поэтому оскорбление таких должностных лиц в связи с их деятельностью по осуществлению правосудия или предварительного расследования также охватывается составом данного преступления.
Необходимым условием для квалификации совершенного преступления по ст.319 УК является нанесение оскорбления представителю власти при исполнении им своих обязанностей или в связи с их исполнением.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует отграничивать оскорбление представителя власти в
форме действия и насилие в отношении представителя власти, а также совершение хулиганских действий.
Статья 330. САМОУПРАВСТВО
Осуществление гражданами принадлежащих им субъективных прав должно происходить в строго определенном порядке. Игнорирование данного положения опасно тем, что создает угрозу нарушения прав и законных интересов других заинтересованных граждан и организаций.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется рядом признаков. Самоуправство всегда выражается в активных действиях. Виновный в самоуправстве действует самовольно, то есть без каких-либо полномочий со стороны надлежащих органов и лиц. С этим связан и следующий признак - нарушение установленного законом или иным нормативным актом порядка осуществления своих прав. Диспозиция ст.330 УК охватывает не только самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, которое оспаривается какой-либо организацией или гражданином, но и совершение любых иных действий вопреки установленному порядку их совершения. Действительным является право, которым лицо обладает на законном основании. Под предполагаемым правом понимается право, которое в действительности не принадлежит лицу, однако оно ошибочно считает, что обладает таким правом. Под признаки состава преступления, предусмотренного ст.330 УК, подпадает также совершение иных самоуправных действий, то есть и при отсутствии даже предполагаемого права, когда виновный не заблуждается относительно неправомерности своих действий.
Признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является причинение существенного вреда другим гражданам или организациям. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным, решается в каждом конкретном случае не только в зависимости от размеров причиненного ущерба, но и с учетом важности нарушенных прав и интересов.
Субъективная сторона самоуправства характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Ч.2 ст.330 УК устанавливает ответственность за совершение самоуправства 1) с применением насилия 2) с угрозой применения насилия. Под насилием, охватываемым составом самоуправства, следует понимать насилие, не влекущее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего. В последнем случае деяние необходимо квалифицировать по совокупности преступлений.
Дата добавления: 2015-05-19; просмотров: 1330;