Вера мыслящего человека К. Ясперса.
Понятие философской веры как веры мыслящего человека б развито в трудах Ясперса. Признаком ФВ, по Ясперсу, является то, что она существует в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию и понять саму себя. Безграничное познание, наука – основной элемент философствования. Не должно быть ничего, не допускающего вопроса, не д б тайны, закрытой исследованию. ФВ способна защититься от иллюзорного З, от ошибок Н. ФВ не может стать общезначимым знанием, но д беспрестанно становится яснее, продвигаться далее посредством сознания. Субъективная и объективная стороны веры – одно целое. ФВ объемлет С и О. ФВ – осознание бытия посредством истории и мышления.
Важнейший аспект веры — ее соотношение с истиной. Проблема соотнесения веры и истины, обращения веры в истину, принятия истины на веру остается ведущей в работах, посвященных проблеме веры, при этом подходы варьируются в зависимости от понимания того, что есть вера и что есть истина. Положительная оценка веры дается тогда, когда ею пользуются для признания особого рода положений, например, о том, что природа завтра будет следовать тем же законам, которым она следует сегодня. Это истина, которую не может знать ни один человек, мы ее попросту принимаем на веру в интересах познания и нашей деятельности. Однако в других подобных ситуациях «принятие на веру» подвергается жесткой критике. Необходимо признать, что человек не может мыслить и действовать без определенной степени веры, она для него «рабочая гипотеза», причем ему приходится в своих поступках исходить из истинности этой гипотезы независимо от того, подтверждается (опровергается) ли это в короткий срок или в результате усилий многих поколений.
Вера и истина — феномены различной природы и сущности; вера существует интуитивно-экзистенциально, а истина — рационально-рассудочно. Они отличаются прежде всего степенью близости к основаниям жизни и «глубине нашей души», а также эмоциональной окрашенностью или ее отсутствием. Истиной считают такие научные знания, как таблица умножения, теоремы, формулы, законы логики и исторические факты. По сравнению с ними «вера есть нечто гораздо большее, более творческое и более жизненное». Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни». Совместное рассмотрение веры и истины лежит в русле экзистенциально-антропологической традиции, которая глубоко укоренена в европейской философии. Такой подход служит важнейшим основанием для понимания философских и методологических проблем социально-гуманитарного знания и его природы.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1090;