Моральная ответственность ученого за введение конвенций.
Признание факта коммуникативности в науке означает, что процесс открытия, обоснования и принятия нового знания нельзя представлять лишь как субъект-объектное взаимодействие: одним из решающих факторов здесь являются контакты ученых, то есть субъект-субъектное взаимодействие. При этом выясняется, что практически любое научное высказывание всегда в чем-то недоопределено, может вызвать вопросы и возражения: всегда сохраняется возможность регресса теоретической дедукции к ее предельно простым основаниям, а также возможность требовать все новых эмпирических подтверждений или опровержений научной теории. Это особенно часто проявляется в социально-гуманитарном знании, где законы носят статистический характер, а само знание имеет многоуровневую структуру, насыщено философскими обобщениями и ценностными суждениями. В такой ситуации очевидна необходимость консенсуса участников научного общения, без которого дальнейшее развитие познания вряд ли возможно. На другую ситуацию, требующую консенсуса, указал К. Поппер. Она возникает тогда, когда на основе одного эмпирического (фактического) базиса возникает необходимость выбрать среди нескольких конкурирующих теорий один вариант его анализа.
Научные конвенции — соглашения ученых — являются одной из форм проявления такого консенсуса, а их введение или исключение — универсальной познавательной процедурой. Конвенции, в том числе и в социально-гуманитарных науках, представляют собой договоренности:
- о системе измерения и стандартах описания явлений и процессов;
- значении научных терминов;
- формах представления результатов исследований;
- закреплении научных приоритетов. Конвенциональными по своей природе являются естественные и искусственные языки, а также иные знаковые системы — модели, схемы, правила. Достижение соглашения между учеными базируется не толь
ко на сугубо познавательных критериях. Так, например, в ситуации выбора теории, описанной К. Поппером, ни опытная подтверждаемость, ни логическая выводимость не являются главными основаниями выбора: предпочтение отдается той теоретической модели, которая оказалась наиболее эвристичной, продуктивной в научном смысле, дающей новые результаты, а значит, наиболее жизнеспособной. Выбор теории оказывается, по К. Попперу, «практическим действием», а следовательно, до известной степени, социально детерминированным действием. Социальный характер конвенций в общественных и гуманитарных науках пытаются обосновать различными способами: посредством их связи с идеалами, нормами и оценками, имеющими социальное происхождение (К. Поппер); через легитимацию языка молчаливым социальным соглашением (Э. Сепир); через смысловую ориентацию на поведение других членов научного сообщества (М. Вебер). Социальный характер таких конвенций проявляется также в ответственности ученого за их введение, изменение или отказ от них. Подробнее специфика конвенций социально-гуманитарных наук раскрыта в работах К. Поппера «Открытое общество и его враги» и М. Вебера «О некоторых категориях понимающей социологии»
Сама искусственность конвенций – это не только то, что они были сознательно сконструированы, но и то, что люди могут их оценивать и изменять, нести за них моральную ответственность. В конвенциях существует опр.элемент произвольности, однако искусственность ни в коей мере не влечет за собой полный произвол. Первый конвенционалист – Протагор: человек есть мера всех вещей. Однако не все социологические законы имеют природу искусственных норм. Законы экономических процессов и функционирования социальных институтов аналогичны законам природы. Но их выполнение в значительной степени зависит от установленных норм, в социальных институтах сочетаются объективные законы и законы-конвенции.
Две ошибочные тенденции в истории философии 1. одна, стремящаяся к монизму, сводит нормы к фактам 2. стремится переложить нашу ответственность за этические решения на внешний, объективный фактор – Бога, природу, общество, историю. На самом деле – в каждом явления, событии, к которым причастен человек, необходимо выявлять специфическое сочетание и взаимодействие законов и норм-конвенций.
Особенности конвенций в социально-гуманитарном знании обусловлены его спецификой и, прежде всего, ориентацией на качественную сторону явлений. Здесь возникают многочисленные разногласия, связанные с переводом качественных свойств и характеристик на язык количественных (математических) методов, при помощи которых осуществляется измерение, например в социологии или экономике.
Другая особенность конвенций в общественных и гуманитарных науках вытекает из их мировоззренческой и ценностной окрашенности, тесной взаимосвязи с определенными социальными и культурными условиями и, как следствие, отсутствия в них общепризнанных парадигм. В ряде наук или их отраслей отсутствует разработанный понятийный аппарат, что также создает трудности при переходе от эмпирического уровня исследования к теоретическому. В этих условиях неизбежны разногласия, а значит, и соглашения, по поводу определения ключевых понятий. Такая же ситуация возникает и при выборе гипотез исследования, например в философии, социологии, истории, лингвистике. В ряде случаев приходится использовать одновременно несколько
конкурирующих друг с другом гипотез, постоянно проверяя их корректность и степень соответствия фактам.
Современное состояние общественных наук и истории подтверждает тот факт, что в различные периоды их развития степень достигаемого в них консенсуса неодинакова, он в различной мере дополняется спорами и разногласиями. Каждая из этих тенденций, как и их сочетание, продуктивны и не могут быть устранены искусственно.
Следует также иметь в виду, что научный консенсус имеет иерархический характер: в нем выделяются низший (фактуальный); средний (методологический, процедурный) и высший (ценностно-целевой) уровни. В разных научных сообществах возможна разная степень согласия ученых. При этом если в естествознании ценностно-целевому консенсусу не придается особого значения, ибо по умолчанию предполагается, что он незыблем для всех ученых, то в социально-гуманитарных науках мировоззренческие и ценностные различия типичны и могут быть тесно связаны с методологическими.
Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1535;