Рассмотрим теоретические представления одного из представителей радикального бихевиоризма Берреса Фредерика Скиннера (1904 - 1990).

Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны в психологии и ими нужно пренебрегать в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на индивида. Хотя его взгляд на теорию поведения отличается от точки зрения большинства персонологов, Скиннер посвятил себя задаче создания теории поведения.

В одном интервью он заявил: «Я определяю теорию как попытку объяснить поведение в терминах чего-то, происходящего в другой вселенной, такой как разум или нервная система. Я не верю, что теории такого рода существенны и полезны. Они служат причиной для беспокойства. Но я предвкушаю всеобъемлющую теорию поведения человека, которая объединит множество фактов и выразит их наиболее общим образом. Теории такого родая был бы очень заинтересован содействовать, и я считаю себя теоретиком» 1968).

Как радикальный бихевиорист, Скиннер отрицал представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие концепции он считал умозрительными, а существовать они продлжают потому, что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Теория Скиннера не рассуждает о процессах внутреннего состояния человека, это считается неприменимым к научному объяснению поведения.

Для того, чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «чёрный ящик», чьё содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Однако, Скиннер категорически не отвергал необходимость изучения высших психических процессов. Он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надёжно и объективно измерить. Именно этот акцент на объективность характеризует попытку Скиннера признать законность внутренних сотояний и явлений.

В отличие от большинства психологов Скиннер не подчёркивал важность генетических факторов, отвечающих за поведение человека, так как нельзя экспериментальным путём определить их влияние на поведение. К тму же, он настаивал на том, что даже если учёные, изучающие мозг, откроют биолого-генетические переменные, влияющие на поведение, только бихевиоральный анализ даст самое ясное объяснение действию этих переменных.

 

Личность с точки зрения бихевиорального поведения.

Ф.Б.Скиннер полагал, что люди по своей сути, очень сложные, но машины. Он не был первыл психологом, предложившим механистический подход к изучению поведения, а как бы доводил эту идею до логического конца. Для него наука о поведении человека принципиально не отличается от любой другой естественной науки, основанной на фактах, имеет одну и ту же цель - предсказать и проконтролировать изучаемое явление.

Скиннер выступал за использование видов, (для экспериментальных исследований) стоящих на более низких ступенях эволюции (например, крыс), полагая вполне очевидной связь между принципами поведения человека и животных, так как все организмы, по его мнению, развиваются по одним и тем же законам. Изучая одну крысу, одного голубя, одного человека, можно обнаружить и обобщить основные закономерности, присущие всем организмам.

Такая экспериментальная модель, направленная на исследования одного субъекта, не требует статистических методик, которые большинство студентов-психологов осваивают в ходе обучения. Скиннер придерживался мнения, по которому вместо того, чтобы делать предположения о поведении несуществующего усреднённого индивида, психологи должны пытаться предсказать влияние одной или более контролируемых переменных на обусловленный компонент поведения отдельного человека в контролируемом окружении. Его заявление, где он цитирует Павлова: «Управляйте вашими обстоятельствами, и вы увидите закономерности» подытоживает цель психологии в системе взглядов бихевиоризма.

Скиннер отстаивал функциональный анализ поведения организма, так как он устанавливает точные и обусловленные взаимоотношения между открытым поведением (реакцией) организма и условиями окружающей среды (стимулами), контролирующими их. Эти переменные должны существовать независимо от нас. Быть очевидными и определяемыми количественно. Причинно-следственные отношения, проистекающие их функционального анализа, становятся всеобщим законом науки о поведении.

Говоря о личности, Скиннер не принял идею личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма, доктрины, заранее допускающей существование чего-то, похожего на дух, который изнутри двигает тело.

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делает упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врождённых способностях. Отсюда индивидуальные различия между людьми следует понимать как окружение во времени.

 

Понятия респондентного и оперантного поведения.

Респондентное поведение связано с характерной реакцией, вызванной известным стимулом (сужение или расширение зрачков в ответ на световую стимуляцию, дрожь от холода и т.д...)

Парадигма классичекого обусловливания по И.П.Павлову лежит в основе взглядов и опытов Скиннера (скиннеровская версия павловского).

Безусловный стимул Безусловная реакция

пища Слюноотделение

 

Условный стимул Условная реакция

колокольчик Слюноотделение

Подкрепление (пища) значима как для приобретения так и для сохранения респондентного поведения.

Примеры классического обусловливания проводились и на людях. (Например, формирование таких эмоциональных реакций, как страх и тревога, «маленький Альберт»). Многие детские страхи получаются в результате классического обусловливания.

Оперантное поведение - тот тип поведения, когда организм активно воздействует на окружение, с целью изменить события каким-то образом.

За поведением идёт следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем (катание на роликовых коньках, игра на фортепиано). Бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам не известны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно присходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем усиливается, в противном случае когда последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получить оперант уменьшается. Например, если человек долгое время не улабается в ответ на вашу улыбку, вы перестаёте улыбаться ему сами.

Скиннер полагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями. Негативные или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их и усиливает поведение, устраняющее их.

Поведение человека контролируется аверсивными стимулами. Наиболее известны 2 типичных метода аверсивного контроля - наказание или негативное подкрепление. Цель наказания - побудить людей не вести себя данным образом. Скиннер рассматривал позитивное подкрепление как наиболее эффективный способ для устранения нежелательного поведения (поощрение желательного поведения, а не наказание нежелательного).

В системе Скиннера ребёнок обладает бесконечным числом возможностей для усвоения поведения, именно родители подкрепляют и таким образом формируют развитие в определённом направлении, ребёнок ведёт себя в соответствии с поощрениями родителей. По мере роста и расширения социальных рамок его общения, на поведение влияют другие источники подкрепления ( карьера, деньги и др..). Отсюда, поведение личности - продукт предшествующих подкреплений. Люди делают то, что уже было подкреплено в прошлом. ( Стимул - реакция - подкрепление).

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активноформировавшийся в 60-е годы.

Новизна здесь в том, что человек может овладевать поведением не через свои опыты проб и ошибок, а наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению (научение через наблюдение). Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивным, т. е. включает познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно узнать из социально-когнитивной теории личности канадского психолога Альберта Бандуры.

В центре его теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Многое в поведении приобретается посредством примера: мы просто наблюдаем, как делают другие, а затем повторяем их действия. Этот акцент на научение через наблюдение или пример, а не на прямое подкрепление является наиболее характерной чертой теории Бандуры. Ещё одной важной чертой этой теории является уникальная роль способности человека к саморегуляции.

Далее, Бандура утверждает, что высшие интеллектуальные способности, например, способность оперировать символами, дают людям мощные средства воздействия на наше окружение. Посредством вербальных и образных форм получения информации из внешнего мира, люди производят и сохраняют опыт так, что он служит ориентиром для будущего поведения. Способность людей формировать образы желаемых будущих форм поведения выливается в бихевиоральные стратегии, направленные на то, чтобы вести к отдалённым целям. Используя навыки оперирования символами, люди могут решать проблемы, не обращаясь к опыту проб и ошибок, и таким образом предвидеть вероятностные последствия различных действий и, соответственно, изменять своё поведение.

Люди могут получить пользу от наблюдения успехов и поражений других также, как из своего непосредственного опыта. Если кого-то поощряют за какие-то действия, люди приходят к заключению, если он сам поступит также, тоже получит такой же подкрепляющий стимул. И наоборот, если кого-то наказывают, вы придёте к заключению, что то же самое случится с вами, если вы поступите сходным образом. Бандура утверждает в связи с этим поведение самоподкрепления.

Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за её достижение или неудачу. Акцент на этом свойстве человеческой натуры повышает возможность объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

С точки зрения Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию. Есть три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа.

Процесс самонаблюдения. Функциональная значимость этих величин зависит от типа рассматриваемой деятельности. Например, атлетические соревнования оценивают в терминах времени и расстояния. Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как искренность, нравственность, девиантность и др....

Второй компонент, вовлечённый в поведение саморегулирования - самооценка. Поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не соответствующие - негативными. Оценка деятельности - ключевой фактор в критическом компоненте саморегулирования поведения.

В тех сферах жизни, которые влияют на благополучие людей и самоуважение, самооценка происходит постоянно.

Бандура утверждает, что широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворённости собой, гордости своими успехами, неудовлетворённости собой и самокритики.

Самоответ. Третий компонент, вовлечённый в поведенческое регулирование, касается процессов самоответа, в особенности результатов самооценки. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но не довольны собой, когда что-то осуждают в себе.

Бандура считает, что адекватная теория поведения должна также рассматривать такие сложные вопросы, как и почему люди отказываются поощрять себя, почему излишне требовательны к себе, когда никто не принуждает их к этому, и почему они наказывают себя. При этом он признаёт сложность ответов и недостаточную изученность темы, гипотетический характер имеющихся объяснений.

В терминах основных теоретических позиций, принятых в психологии, Бандуру изображают как умеренного бихевиориста. У него связь между человеком и окружением фактически двунаправленная: люди формируют окружение, а окружение одновременно формирует людей. Это непрерывное взаимодействие сил создаёт некое равновесие между свободой и детерминизмом. Положение рационализма лежит в основе познания человеком реальной действительности в социально-когнитивной теории. Особенно это очевидно в акценте Бандуры на моделировании или научении через наблюдение. Следуя бихевиористской традиции, Бандура уверен в познаваемости наукой природы человека.

 








Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 1124;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.