ВАШИ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНИКАХ

Бумага, кисти, краски — ваши инструменты. От их качества и состояния зависит успех дела.

Бумага.Почти все графические работы выполняются на бумаге, и она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего бумага должна быть чистой и ровной. На мятой бумаге трудно получить хороший отпечаток. Скрученная в трубку бумага с трудом расправляется, поэтому хранить бумагу следует в папке или просто сложенной в стопку. Не забудьте, что бумага боится света, сырости и пыли.

У бумаги есть лицевая и оборотная стороны. На оборотной стороне можно заметить следы сетки — похоже на оттиск ткани. Чтобы это увидеть, поверните бумагу к свету. Работать лучше на лицевой стороне.

Для работы понадобится обычная писчая бумага, а также ватман и чертежная бумага. Кстати, подойдет не только белая бумага, но и бумага серого, кремового, песочного цвета.

Бумага бывает сильно или слабо проклеена. Для некоторых графических техник предпочтительнее сильно проклеенная бумага, для других — слабопроклеенная, иногда слегка влажная. Так, для работы тушью или акварелью нужна чертежная бумага. Слабопроклеенная и чуть влажная бумага хороша для монотипии. Для линогравюры и печати с аппликации понадобится слабопроклеенная и сухая бумага.

Понятно, что зачастую выбор ограничен бумагой, имеющейся в распоряжении. Но тем не менее напомним, что к выбору бумаги и ее подготовке — увлажнению или сушке, тонированию или окраске — относитесь со вниманием. Испытывайте в работе разные сорта бумаги. Постепенно сами решите, на какой бумаге работать удобнее и проще.

Кисти.Наиболее жесткие, щетинные кисти применяют для работы маслом (рис. 1, а). Круглые, мягкие, остроконечные кисти (беличьи и похожие на них по мягкости из шерсти куницы или соболя) используют для акварели (рис. 1, б), темперы. Колонковые кисти подходят для работы любыми красками.

Рис . 1. Кисти: а — для масляных красок;б —для акварельных красок.

Если в продаже нет подходящих кистей, попробуйте работать птичьим пером. Концами птичьих перьев писали мастера миниатюрной живописи на Востоке.

После работы хорошенько промойте кисти. Если работали акварелью или гуашью — прополощите кисти в чистой воде, а если маслом — в растворителе (скипидаре). После темперы кисти промывайте не мешкая и особенно тщательно — темпера по высыхании не размывается. Очищенную кисть надо вытереть тряпочкой и поставить вверх волосом в

 

Гуашь (от итальянского guazze — водяная краска) — краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водо-клеевым связующим и примесью белил. Работают гуашью по бумаге, картону, полотну, шелку.

Гуашь легко разводится водой, смывается, ложится даже на слабопроклеенную бумагу — в этом ее преимущество для начинающих графиков. Еще одно преимущество гуаши — поверх ранее отпечатанного можно писать как светлым, так и темным цветом. То есть гуашь ложится на уже имеющийся на бумаге слой краски и не смешивается с ним.

Писать гуашью советуют по сырому, постоянно смачивая бумагу. Перед началом работы краску разводят водой до густоты сливок. Из баночки ее рекомендуется брать не кистью, а специальной деревянной лопаточкой и класть на палитру. Для каждого цвета лопаточка должна быть своя.

Высохшая гуашь сильно светлеет — это полезно запомнить.

Для гуаши необходимы кисти из упругого волоса (колонковые, барсучьи, щетинные).

Акварель (от латинского слова aqua — вода) — краски, составленные на растительном клее и разводимые водой. Основные качества акварельных красок — их прозрачность (сквозь краску просвечивает бумага) и чистота цвета. Размывы и затеки акварели создают эффект подвижности. Широко применяется в пейзажной живописи. Акварель не терпит густых наслоений краски и многократного прописывания по одному месту. Если нужно что-то поправить, снимают лишнюю краску обсушенной кистью или выбирают влажной ваткой, а затем прописывают это место заново. Пишут акварелью и по сухой, и по мокрой бумаге.

Темпера (от итальянского слова tempera — смешивать краски) — одна из древнейших красок. Темперу изготовляют на эмульсии, куда входит синтетический клей (ПВА) или водный клеевой раствор в смеси с маслом. При покупке темперы выбирайте или казеиново-масляную, или синтетическую. Между собой их смешивать нельзя.

Темперу разжижают водой, но по высыхании она не размывается. Недостаток темперы — ее быстрое затвердевание, что почти исключает работу по-сырому, то есть возможность сделать с темперного изображения оттиск. По высыхании темпера светлеет. Трудно сделать оттиск и с акварельного изображения. Эти краски используются в рекомендуемых нами техниках в том случае, если нужно что-то «прописать» сверху.

Тушь. В графике используется не только жидкая черная тушь, но и цветная.

В ходе работы тушь разбавляется водой, но при высыхании она почти не смывается. Цветовой тон рисунка (и соответственно отпечатка) в зависимости от того, насколько разбавлена тушь, колеблется от бурого до серебристо-серого. Неразбавленная тушь дает на бумаге интенсивный черный цвет.

.

Для тех, кто захочет узнать о монотипии подробнее, опишем кратко основные приемы работы в этой технике.

На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге — делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Можно прокатать и фотоваликом. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один (рис. 3).

Рис. 3. Техника выполнения монотипии.

Отсюда и название — монотипия (от греческих слов monos — один, единый и typos — отпечаток). Количество красок в монотипии — любое.

Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Попробуйте нарисовать и отпечатать осенний или летний пейзаж, букет цветов в вазе...

Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой вощеной бумаге, а на фактурной — на ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листке обычной писчей бумаги...

И не гонитесь сразу за многоцветьем. Лучше сначала поработать двумя или даже одной краской.

Влажный оттиск оставьте просыхать на столе. Его можно прикрепить кнопками к специальной деревянной доске или же повесить сохнуть на веревку, прикрепив прищепкой. Так сушат фотоотпечатки.








Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1992;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.