Формирование и развитие гуманистической психологии.
Гуманистическая психология официально заявила о себе в 1960-х, выступив одновременно против бихевиористской предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется внешними силами, и против психоаналитической предпосылки, согласно которой человеческое поведение определяется силами бессознательного. Его сторонники хотели уйти как от механистического обусловливания бихевиоризма, так и от детерминистских инстинктов психоанализа. Они также хотели отойти от методологии исследований и статистических процедур, которые психология заимствовала у физических наук, считая, что при строгом контроле условий экспериментов и представлении их результатов в числовой форме упускается из виду наиболее важное из того, что касается человеческой деятельности.
Согласно утверждениям гуманистических психологов, опыт и смысл, а не поведение должны считаться первичными данными психологии. Внешнее наблюдение, при котором игнорируются мышление и чувства, является неадекватным методом познания. Источниками данных о внутреннем мире могут послужить произведения искусства, литературное творчество, биографии и интервью. Каждый человек уникален. Изучение крыс, голубей и других "низших" животных не может привести к пониманию людей, как не может сделать этого и изучение условных реакций (рефлексов), статистических данных или личностных черт. Люди совершают акты свободного выбора, а не направляются подкреплениями и бессознательными силами. Каждый совершающий выбор индивидуум наделен ответственностью за развитие системы ценностей, которая будет служить для него направляющей силой в достижении осмысленной и полноценной жизни. Это достижение они назвали самореализацией, или самоактуализацией. Если традиционная психология озабочена методической строгостью планирования экспериментов, а не проблемами, стоящими перед людьми, то гуманистическая психология является проблемно-центрированной. Она упрекает традиционную психологию в том, что та теряет конкретного человека в массе статистических данных. Основной акцент должен быть перенесен на уникальность индивидуума, обладающего потенциалом познания самого себя и тем самым - познания других. Благодаря искусству и гуманитарным наукам мы можем расширить эту сферу знания и разделить его с другими на благо взаимного самоосуществления.
Гордон Олпорт, занимавшийся психологией личности, начал сомневаться в приемлемости использования методов естественных наук в психологии. В середине 1940-х гг. его деятельность привела к отделению представителей клинической и социальной психологии, культурной антропологии и социологии, работающих в Гарвардском университете, и образованию нового факультета социальных отношений. Олпорт подчеркивал значение роста, или становления, как направленного на достижение целей, - такой предмет, как цели, в значительной степени игнорировался традиционной психологией. Олпорт утверждал, что психология придает основное значение групповым нормам и другим статистическим показателям и в значительной степени упускает из вида индивидуальный опыт.
Согласно Роджерсу - еще одному представителю гуманистической психологии, достижение аутентичности должно являться целью каждого индивидуума, что означает следовать своему собственному пути, а не чужим указаниям. У каждого человека есть свое "истинное я" или его "внутренняя сущность" - это и есть аутентичность; она является уже полностью развитой и доступной ему. Потребность в саморазвитии при этом отпадает. Чтобы достичь самоактуализации, человек должен актуализировать свою личность, живя в согласии со своей внутренней сущностью. Это скорее вопрос раскрытия своего истинного "Я", чем его создания.
Актуализирующая тенденция, самоактуализация и тенденция роста представляют собой биологические аналогии, базирующиеся на аргументации Курта Гольдштейна, указывающего на то, что организм реорганизуется и самоактуализируется после повреждения. Гештальтпсихологи снабдили нас концепцией целостности индивидуального опыта и его роли в определении поведения. Экзистенциальная психология также оказала значительное влияние на гуманистическую психологию, в особенности на Маслоу и Ролло Мэя. Оба они подчеркивали центральную роль непосредственного опыта в понимании того, что значит быть человеком, как это делают сторонники экзистенциализма. Однако они не разделяли свойственного экзистенциалистам пессимизма - положения о том, что страх сопровождает осознание своей свободы брать ответственность за себя во вселенной - вселенной, лишенной смысла.
Хотя представители гуманистической психологии достаточно конкретно указывали на то, против чего они выступали, они были значительно менее конкретны в отношении провозглашаемых ими взглядов. Ниже перечислены некоторые из таких положений, сформулированных Генри Мюрреем:
· Предметом изучения должны стать:
o люди, а не животные;
o весь человек, рассматриваемый во всех его аспектах и как целостность;
o человек в контексте всей его жизни;
o внутренний, сокровенный человек как дополняющий внешнего человека до целостности;
o человек в естественном окружении, а не в лабораторных условиях;
o положительные характеристики, составляющие для человека счастье и радость жизни;
o волевая активность;
o философия жизни, включая систему ценностей, рассматриваемую во времени.
Данное перечисление не отличается четкой последовательностью и не содержит общей структуры. Список, приводимый Симпсоном, включает "использование энергетических потоков и естественную способность организма поддерживать собственное равновесие", а также заимствованное у трансперсонализма "духовное измерение". Шарлотта Бюлер, психиатр и бывший президент Ассоциации гуманистической психологии, заявляет в качестве принципиальных интересов данной системы (а) конкретного человека во всей его полноте; (б) стержень всей его жизни (возможно, неосознаваемый, но, как правило, "прослеживаемый"); (в) интенциональность (осознанную и неосознанную "ориентацию".
Недирективная, или клиент-центрированная, терапия, разработанная Карлом Роджерсом, оказала значительное влияние на психотерапию благодаря тому, что представляла собой радикальный отход от теории и практики психоанализа, позволяя индивидууму самому определять путь к своему выздоровлению и наиболее полному выражению себя. При таком подходе психотерапевт принимает на себя роль консультанта, а не руководящей инстанции, и предлагает клиенту в процессе его принятия как личности, честность (открытость) и понимание, что позволяет последнему устранить социальные преграды на пути собственного роста. Именно клиент, а не терапевт наделен интуицией, касающейся его собственного роста. Теория личности Роджерса предполагает наличие "феноменального поля", составляющего опыт всей жизни индивида. Одной из областей этого поля является "Я", включающее отношение к себе и другим людям и сформированные на основе этого отношения ценности. "Я" постоянно оценивает различные области феноменального поля и является наиболее здоровым тогда, когда находится в соответствии с "идеальным Я", то есть когда "Я", каким оно хотело бы быть, максимально совпадает с тем, каково оно есть.
Теории личности Генри Мюррея, Гарднера Мёрфи, Джорджа Келли и Абрахама Маслоу также оказали важное влияние на развитие гуманистической психологии. Например, Маслоу не выступал против психоаналитической теории личности столь резко, как Роджерс, однако он хотел добавить к ней более светлую и здоровую струю. Он предложил теорию мотивации, получившую всеобщую. В ней предлагалась иерархия врожденных человеческих потребностей: физиологические потребности, такие как голод, жажда и секс, нуждаются в удовлетворении в первую очередь. Затем следуют потребности в безопасности и защищенности; вслед за ними потребность в любви и чувстве принадлежности; и, наконец, самоуважение - принятие и уважение своего "я". Лишь после того как эти "потребности в восполнении дефицита" удовлетворены, высший потенциал человека может быть реализован. Это и есть самоактуализация. Для одного индивидуума она может выражаться в области искусства, для другого в науке, а для третьего - в покорении горных вершин. Маслоу считал, что самоактуализированные люди являются наиболее здоровыми и что изучение ценностей этих людей может привести к формированию научно обоснованной универсальной этической системы. Она включала бы такие ценности, как истина, добро, красота, веселье, справедливость и радость. Те, кого можно назвать самоактуализированными, достигают "вершинных", или "пиковых", переживаний по отношению к миру.
· В целом можно сказать, что основными положениями гуманистической психологии, характеризующими ее "центральное ядро", являются:
o свобода выбора, противопоставляемая детерминизму причинно-следственных связей;
o уникальность каждого отдельного человека;
o личная сфера, субъективность, или внутренняя реальность;
o и самопрозрачность, "глубинный источник свободы и локус уникальности и интимности", а также "источник уверенности и ясности в отношении человеческого существования".
В соответствии с представлениями гуманистической психологии, все люди находятся в процессе непрерывного становления, реализуя в той или иной степени возможность стать такими, какими им позволяют стать их способности. Они избирают свой жизненный путь и принимают на себя ответственность за свою самость и свои достижения в жизни. Для того чтобы достичь всего, на что они способны, люди должны быть функционально автономными, или самоосознающими и центрированными. Согласно Маслоу, "я" должно достичь спонтанной интеграции и затем заняться актуализированием собственного потенциала через посредство своего "инстинктоида", подталкивающего его вперед. Инстинктоид - это биологический потенциал, который индивид открывает в себе и доводит до актуализации посредством творческого процесса. В отличие от такой биологической характеристики актуализации, Мэй утверждает, что процесс становления осуществляется не через биологические механизмы, а через противостояние тревогам, возникающим в условиях нашего существования, и самоосознавание, вызываемое этим процессом.
Роджерс полагал, что в основе человеческой природы лежит добро и при наличии соответствующих возможностей эта природа способна реализовать свой внутренний потенциал роста. Маслоу также верил в доброкачественность человеческой природы и в то, что при благоприятных обстоятельствах самоактуализация должна произойти. В отличие от них, Мэй, чьи взгляды уходят своими корнями в экзистенциализм, считал зло и тревогу, наряду с добром, определяющими факторами бытия, аутентичности, выбора и смысла.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1370;