Виды социальных норм и механизмы их регулирования
Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы – записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.
По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно‑нравственные, морально‑этические, правовые, политические, организационно‑профессиональные.
Носителями нравственных (духовных) нормвыступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно‑нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.
Мы можем рассмотреть социально‑психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы – Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых – достойные образцы для подражания верующих людей.
Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества – все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи – чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.
Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].
Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего.
Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.
В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально‑этические нормыпредставляют собой ожидания‑предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально‑этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.
Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.
Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка – основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.
Политические нормысформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).
Организационно‑профессиональные нормырегулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы – индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.
Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.
Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер‑Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.
В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально‑психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» – в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20‑е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:
когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);
аффективный (эмоционально‑оценочное отношение к объекту);
конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16].
Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему‑либо, как значение объекта (явления) для данной личности – его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.
В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):
1) простейшие ситуативные поведенческие установки;
2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;
3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;
4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.
На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное – карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].
В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.
Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.
Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1143;