Куда долетели выпрямители стрел
Гёбекли‑тепе – воистину особое место. Здесь человек эпохи неолита впервые явил всю мощь своих дарований. Здесь 11 тысяч лет назад стало ясно, что человек необычайно одарен, и его таланты проявляются в самых разных сферах жизни: в архитектуре, ремеслах, искусстве, религии.
В местечке Джерф‑эль‑Ахмар, как и в Гёбекли‑тепе, находят предметы, украшенные различными значками
Правда, до сих пор в окрестностях Пуповинной горы не найдено ни одного крупного поселения, в котором могла бы жить паства святилища Гёбекли‑тепе. Однако в радиусе 150 километров от священной горы в интересующую нас эпоху (9600 – 8800 годы до нашей эры) существуют поселения: Невали‑Чори, Кайёню, Халлан‑Чеми, Джерф‑эль‑Ахмар, Телль‑Кварамель и Чейк‑Хассан. И их жители, очевидно, поддерживали отношения с обитателями Гёбекли‑тепе. При раскопках некоторых поселений найдены изображения знаков, которые употреблялись в Гёбекли‑тепе: миниатюрный заяц (или лиса?) и змеи на выпрямителе стрел из Джерф‑эль‑Ахмара в Северной Сирии, зигзагообразные линии и круги на каменной плите из того же поселения (все эти знаки датируются примерно IX тысячелетием до нашей эры), змеи и тысяченожки на выпрямителе стрел из Телль‑Кварамеля.
Три тысячи лет спустя, около 6500 года до нашей эры, жители Саби‑Абьяда – поселения, лежавшего на холме к югу от давно забытого уже святилища Гёбекли‑тепе (расстояние между ними составляло менее ста километров), – запечатывали свои сокровища и припасы печатями, на которых красовались три зигзагообразные линии, напоминавшие букву «М». По мнению Клауса Шмидта, этот символ – своего рода стилизованное изображение паука, известное нам по Гёбекли‑тепе. Появляются и другие памятные символы: тысяченожка, змея, бык, кабан. «Я бы сказал, первое, что подумалось, на этих печатях мы вновь видим иконографию Гёбекли‑тепе», – признался Шмидт.
Местечко Гёбекли‑тепе расположено на юге современной Турции. Могли ли жители Урука и Вавилона развивать традиции, сложившиеся в Гёбекли‑тепе. В левом верхнем углу: Клаус Шмидт, руководитель раскопок
Около 6500 года до нашей эры жители Саби‑Абьяда – поселения, лежавшего на холме к югу от давно забытого уже святилища Гёбекли‑тепе, – запечатывали свои сокровища и припасы печатями, на которых красовались три зигзагообразные линии, напоминавшие букву «М»
Поселение в Саби‑Абьяде просуществовало еще три тысячи лет – вплоть до эпохи Урука. Что если в символике Шумера, знаменующей, по нашим представлениям, рождение первой цивилизации на Земле, отражается – последним, прощальным отблеском – сияние величественной культуры охотников и собирателей, культуры Гёбекли‑тепе?
Как пишет на страницах журнала «Bild der Wissenschaft», Харальд Хауптман из Германского археологического института: «Вполне может быть, что у пантеона месопотамских богов IV–III тысячелетий до нашей эры были свои предшественники. Я думаю, в Гёбекли‑тепе уже тогда сформировались представления, нашедшие впоследствии отражение в шумерской культуре».
Еще решительнее высказывается американский археолог Офер Бар‑Йосеф из Peabody Museum. Он усматривает прямую связь между скульптурами и рельефами Гёбекли‑тепе и древнейшей египетской пластикой – статуями верхнеегипетского бога плодородия Мина, датируемыми IV тысячелетием до нашей эры.
Конечно, четыре тысячи лет – срок немалый, но, может быть, дальнейшие раскопки на территории турецкого Курдистана, Сирии, Ирака, Ливана (то есть в горячих точках современности, что звучит несколько абсурдно) позволят более детально установить связи между древнейшими островками цивилизации, возникшими 5 – 10 тысяч лет назад на территории Передней Азии. Но ждать разгадки придется еще не скоро. Пока в этом регионе звучат взрывы и идут локальные войны, дело большинства археологов – лишь строить догадки. Спекулировать же на тему возможной связи между культурой Гёбекли‑тепе и египетской цивилизацией чересчур рано. Всему – свое время. Сейчас – время изучать, а не обобщать…. Мы до сих пор недооцениваем людей каменного века. Они не были бессильными рабами Природы; они научились выдерживать ее удары, противостоять ей. Люди этой эпохи умели вполне здраво размышлять и находили способы решения многих проблем, одолевавших их. Лишь когда человек начал возделывать землю, он вновь стал рабом Природы, заложником ее климатических капризов.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 1003;