Восстание стрельцов в 1698 г.
В период пребывания царя в Европе в составе Великого посольства произошло восстание стрелецких полков, крайне встревожившее Петра и заставившего его спешно вернуться в Москву.
Весной 1698 г. часть стрельцов из полков, переводимых на службу у литовской границы, бежала в Москву и подала жалобу на отсутствие у них по новым указам привычных занятий торгами и промыслами и возникшую вследствие этого «бескормицу». Стрельцы сумели установить связи с опальной царевной Софьей, передавшей им письмо с требованием закрыть границу и не пускать в Россию царя Петра, рассеять и распустить солдатские полки и в случае необходимости «возмущать» против петровского правительства «чернь». Ободренные поддержкой бывшей правительницы, 2 тыс. стрельцов пошли походом из Великих Лук к Москве.
17 июня недалеко от Новоиерусалимского Воскресенского монастыря им преградили путь 4 тыс. солдат боярина А.С. Шеина, генералов Гордона и Кольцова‑Мосальского. В скоротечном бою стрельцы были разбиты. Начавшийся розыск не вскрыл связей стрельцов с Софьей, однако с приездом царя Петра, узнавшего в Вене о стрелецком восстании и выехавшего тут же в Москву, следствие было расширено. Были открыты письма и воззвания Софьи к стрельцам, их намерения свергнуть царя и его правительство и поставить царем князя М.А. Черкасского.
Казни было подвергнуто 799 стрельцов, в роли палачей выступили сам царь и его приближенные. Софью и ее сестру Марфу, чтобы лишить связи с внешним миром, насильно постригли в монахини и отправили под строгий надзор в Новодевичий монастырь.
После восстания 1698 г. стрелецкие полки были частично упразднены. Царь Петр подозревал и бояр Лопухиных, из рода которых происходила его жена Евдокия, в оппозиционных настроениях. В сентябре 1698 г. он приказал сослать Евдокию в один из Суздальских монастырей, где она по его повелению была пострижена в монахини.
Стрелецкое восстание и другие оппозиционные выступления показали, что общество разделилось на сторонников и противников преобразований. Жестокие казни стрельцов в 1698 г. вызвали возбуждение в посадской и крестьянской среде. Всеобщим стало мнение о том, что царь Петр «обасурманился» – «бороды бреет и с немцами водится и вера стала немецкая». Доказательство этого видели в жестокости царя, проявленной в казнях стрельцов. Повсеместно стали поговаривать о том, что «которого дня государь и князь Ромодановский (глава Преображенского приказа) – крови изопьют, того дня и те часы они веселы, а которого не изопьют, и того дня им хлеб не естся». Поездка царя в Европу вызвала толки о том, что он пленен в Швеции и там «закладен в столб», а в Россию вместо него приехал «немчин» и завладел «царством». Доказательство этого видели в том, что он «велит носить немецкое платье». Наиболее радикально были настроены старообрядцы, убежденные в том, что царь Петр – антихрист, который разрушает веру христианскую.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 1023;