Деяния акерамических зодчих

 

Вот уже десять лет в местечке Гёбекли‑тепе («Пуповинная гора»), на юго‑востоке Турции, на территории, населенной в основном курдами, ведутся раскопки поселения эпохи неолита, и с каждым годом итоги экспедиции выглядят все удивительнее.

Гёбекли‑тепе – один из бессчетных холмов в этом нелюдимом, пустынном краю, больше похожем на лунный ландшафт. Участники экспедиции, организованной Германским археологическим институтом (ими руководит Клаус Шмидт), приступили к раскопкам в 1995 году, не строя особых иллюзий. Их заинтересовали кремневые изделия, найденные побывавшим здесь исследователем. Вот и Клаус Шмидт отыскал на вершине холма множество орудий из кремня: ножи, серпы, скребки, наконечники стрел. Было здесь немало и заготовок, и неправильно сколотых камней. Шмидт даже назвал Гёбекли‑тепе «кремневой мануфактурой», в которой производили больше товаров, чем того требовало натуральное хозяйство эпохи неолита. Кремень был тогда самым ходовым материалом; недаром археологи прозвали его «сталью каменного века».

И вот первая неожиданность. Вы можете представить себе мельницу, выстроенную вдали от реки? А вот древнейшая «мануфактура» была сооружена там, где кремня не было и в помине. Сырье для мастеров‑камнерезов приходилось приносить на гору издалека.

 

Возможно, так выглядел храм в Гёбекли‑тепе. На этой компьютерной модели темным цветом отмечены недостающие части сооружения

 

Другой повод удивляться. Сразу под тонким слоем почвы, покрывавшим вершину холма, прятался «каменный век». Едва приступив к раскопкам, археологи обнаружили стены и Т‑образные столбы из известняка, достигавшие в высоту трех метров. Их поверхность украшали рельефы, на которых натуралистично изображались животные. Здесь собрался целый зоопарк: леопард, лиса, дикий осел, змея, утка, кабан, дикий бык. Глядя на них, представляешь, что утки вот‑вот крякнут, лиса бросится на добычу, а кабан грозно устремится на вас, посверкивая клыками. В ту эпоху не было создано ничего подобного по красоте и изяществу (по крайней мере, нам пока неизвестно об этом).

Чаще всего встречается изображение лисы. У зверька острые зубы, пушистый хвост и отчетливо выделяющиеся гениталии. Возможно, здесь существовал какой‑то культ лисы. Может быть, местные жители считали, что в обличье хитроумной и вездесущей лисы скрывается некий могущественный дух?

За последнюю пару лет найдены также изображения насекомых, газелей, журавлей, дикой овцы и, возможно, тысяченожек. Датировка рельефов изумила научный мир. Эти памятники относились к раннему периоду неолита – примерно к 9600 году до нашей эры. Повелось считать, что в ту пору люди были сущими дикарями – жили тем, что принесет им природа: охотились (главным образом, на газелей) и собирали плоды. Зачем охотникам, готовым дни напролет бродить горами и долами, возводить стены на вершине холма и высекать узоры на камне? Эта находка не вписывалась в привычные представления о прошлом.

В последующие годы археологи раскопали в Гёбекли‑тепе четыре округлые постройки, достигавшие в поперечнике 15 – 20 метров. Внутри помещений, перекрытых плитами из известняка, были настланы мозаичные полы; возле стен высились почти четыре десятка монолитных столбов. Еще два пятиметровых каменных столба, весивших 50 тонн каждый, были возведены посреди помещений. Как отмечают исследователи, самые крупные монолиты Гёбекли‑тепе напоминают каменные плиты Стоунхенджа – вот только они старше почти на шесть тысяч лет.

 

Гебекли‑тепе, подземный храм «премудрой лисы»

 

В принципе, стены построек Гёбекли‑тепе, сложенные из бутового камня, то есть неотесанного камня неправильной формы, выглядят довольно неказисто, но ведь зодчие каменного века только набирались опыта. Позднее они откажутся от традиционной для древнейших построек круглой формы зданий и станут выкладывать прямые утлы – этот принцип строительства переживет тысячелетия.

Геомагнитные исследования показали, что вся вершина холма была застроена некими округлыми сооружениями. По меньшей мере, десять построек предстоит раскопать в ближайшие годы. По оценкам ученых, в земле покоится еще и более полутора сотен каменных столбов, очевидно, тоже украшенных рельефами.

Все реже археологи говорят о «мануфактуре»; все чаще – о том, что здесь находилось крупное межплеменное святилище эпохи неолита. Разумеется, пока ничего нельзя сказать о том, каких верований придерживались люди, приходившие сюда, но не вызывает сомнений, что мысли о чем‑то трансцендентальном, отвлеченном уже тогда заботили их.

В ту пору местные жители – эти якобы «примитивные охотники и собиратели» – даже не умели изготавливать керамику. Не случайно эта эпоха так и называется «акерамическим неолитом». Еще труднее было представить себе, что эти «бродяги» займутся строительством храмов.

 

На территории святилища в Гёбекли‑тепе высятся десятки громадных столбов

 

Известно, что в эпоху неолита, повинуясь воле вождей, жрецов и старейшин, люди возводят грандиозные каменные постройки, где почитают понятных им природных богов. Сии столпы и опоры защищают урожаи и скот древних пастухов и пахарей от порчи и падежа. Однако никогда еще ученые не находили святилища, возведенного в ту эпоху, когда наши предки не знали ни земледелия, ни скотоводства. Считалось, что изысканная архитектура сакральных сооружений зародилась гораздо позже, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни.

Дикари же, погрязшие в своем первобыте, могли только поклоняться ручьям и горам, почитать деревья и животных, но вовсе не строить им «дома богов».

 

Раскопки в Гёбекли‑тепе продолжаются вот уже десять лет

 

Кроме того, строительство крупных архитектурных комплексов, вроде обнаруженного в Гёбекли‑тепе, предполагало, что в обществе произошло разделение труда: одни люди неделями возводили стены и колонны, другие добывали для них пищу. Наверняка в Гёбекли‑тепе несколько сот человек жили круглый год. Это были служители культа, строители новых храмов или обелисков, купцы, выменивавшие товар. Всем им надо было чем‑то питаться. Возможно, местные жители стали возделывать дикие злаки, чтобы всегда иметь под рукой пищу. Религиозное сознание заставило древних людей отправиться в глухой, уединенный край – на ничейную землю, не занятую ни одним племенем. Чтобы выжить здесь, наверное, пришлось переменить свой образ жизни и от сбора пищи перейти к ее выращиванию.

 

Эта известняковая статуя найдена в окрестности Гёбекли‑тепе. Ее возраст превышает 10 тысяч лет

 

Впрочем, в ту далекую эпоху природа здешних краев благоволила людям. Здесь росли просторные дубравы, в которых бродило много зверья. Часто встречались рощи фисташковых деревьев. На лугах паслись стада копытных животных. Местность изобиловала ценным поделочным материалом – полупрозрачным обсидианом, или вулканическим стеклом, образовавшимся после извержений вулканов.

Впоследствии, быть может, потомки тех же самых «дикарей» основали на юге современной Турции один из древнейших городов планеты – Чатал‑Гуюк.

 

 








Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 809;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.