Случай Толи Т.

На прием к психологу обратилась женщина 29 лет, медицинская сестра операционного блока больницы. Поводом для консультации послужили школьные проблемы ее сына Толи Т. 7,5 лет, ученика первого класса гуманитарной гимназии. В конце учебного года молодая учительница стала жаловаться маме, что Толя стал беспокойным, не может «высидеть» урок, встает. Он замыкается в себе, у него нет друзей, потому что он «кусает тех, кто его бьет или за волосы дергает». «Хотя, — сказала мама, — класс тяжелый, да и сама учительница настраивает класс против ребенка». Ситуация усугубилась две недели назад, когда Толя обма-

Рис.8.8. Рисунок Толи Т. «Автопортрет»

нул учительницу. Он отпросился в туалет, а сам пошел в столовую и купил бутылку пепси-колы. Объяснил потом, что пить захотел. И когда учительница обнаружила обман, то при всем классе обозвала мальчика вруном, и тогда дети от Толи — отвернулись.

Мальчик легко вступил в контакт и рассказал психологу, что в гимназии ему учиться нравится. Особенно ему по душе математика, музыка, чтение, шахматы, окружающий мир, психология и «технология — там мы пишем узорчики». После короткого знакомства и беседы психолог попросила маму посидеть в коридоре (мама охотно согласилась), а Толе предложила порисовать.

Приводим стенограмму взаимодействия психолога с Толей.

Психолог (дает Толе лист бумаги формата А4 и шариковую ручку): Нарисуй, пожалуйста, свой портрет.

Толя рисует автопортрет (рис. 8.8).

Рис.8.9. Рисунок Толи Т. «Если бы у меня была волшебная палочка»

Психолог: «Расскажи, какое у тебя здесь, на портрете, настроение?» Толя: «Настроение у меня хорошее». Психолог: «Хорошее настроение — почему?» Толя: «Потому что катаюсь на велосипеде. Красивый велосипед, зовут — "Виктория"».

Психолог убирает первый рисунок и предлагает следующий лист бумаги: «А сейчас нарисуй рисунок "Моя семья"».1

Толя рисует.

Диалог с психологом по рисунку: Толя: «Мама смеется анекдоту, который я рассказал. Я бегаю, играю в футбол. Бабуля готовит ужин. Папа-дедуля пишет диссертацию». — Психолог: «А кто тут самый главный на рисунке?» Толя: «Самый главный папа-дедуля. Он всем приказывает. И бабуля, она тоже всем все приказывает». Психолог: «А вы с мамой какие?» Толя: «Мама, я — добрые. Не ругаемся — и все».

Психолог: «Теперь рисуй рисунок "Если бы у меня была волшебная палочка, я бы превратился..."» (рис. 8.9).

Диалог с психологом по рисунку. Толя: «Я бы превратился в слона». Психолог: «Зачем тебе быть слоном?» Толя: «Пил бы воду хоботом, помогал бы всем. Возил бы всех на себе. Добрый бы был — спасал хозяина». Психолог: «А как бы тебе, слону, было на душе?» Толя: «Добро и весело». Психолог: «Если бы у тебя была мама-слониха, что бы она тебе говорила?» Толя: «Если бы я был слоненком, мама-слониха говорила бы так: «Молодец, хороший слоненок». Психолог: «А что еще мама для слоника делает?» Т о -л я: «Кормит, моет его».

Рисунок Толи Т. «Моя семья» приведен в главе 2 в разделе «Рисунок семьи» (рис. 2.5).

Рис. 8.10.Рисунок Толи Т. «Я в классе»

Психолог: «Сейчас нарисуй рисунок в классе"» (рис. 8.10).

Диалог с психологом: «Что ты тут, в классе, делаешь?» Толя: «Я сижу за партой. Пишу, хочу быстрее закончить письмо, чтобы не опоздать на перемену». Психолог: «А что, если не закончишь письмо, не пустят?» Толя: «Пустят, но только потом придется доделывать». Психолог: «А как тебе на душе тут, в классе?» Толя: «Хорошо, спокойно». Психолог: «А чего ты тут, в классе, боишься?» Толя: «Я боюсь, что опоздаю на перемену. Не хочется на перемене дописывать, хочется поиграть, побегать, попрыгать».

Психолог: «Сейчас у нас рисунок "Я боюсь"» (рис.8.11).

Диалог с психологом. Психолог: «Что ты тут, на рисунке, делаешь, чего боишься?» Толя: «Я лезу по лиане. Я, когда на высоте, на деревьях, очень боюсь высоты и не смотрю вниз. Если посмотрю — страшно становится, думаю, что дерево само свалится, упадет. Но все равно лезу». — «А еще чего ты боишься?» Толя: «Фуры — что прицеп упадет. Льва, у него когти, зубы. Тарантула — страшный. Большого осьминога — может целый дом снести». Психолог: «А плохих отметок боишься?» Толя: «Боюсь троек и двоек». Психолог: «Почему?» Толя: «Ремня боюсь — от мамы. Папа — подзатыльники дает». Психолог: «Это какой папа, дедуля?» — «Да. А другой папа нас покинул...» Пауза. Толя: «Еще аварии боюсь — может ударить другая машина в заднее сиденье. Наркоманов боюсь — раскиданных шприцов. В них что-то остается, и когда выдавливаешь, можно нанести на кожу и заразиться». Психолог: «А в лифте не боишься застрять?» Толя: «В лифте я застревал — поплакал, поплакал и успокоился». — «А не боишься, когда над тобой смеются?» Т о -л я: «Я злюсь, если смеются!»

Рис. 8.11.Рисунок Толи Т. «Я боюсь»

Психолог: «Рисуй: "Я ужасно разозлился"» (рис. 8.12).

Диалог с психологом по рисунку. Психолог: «Что тут, на рисунке, произошло?» Толя: «Один мальчик меня обидел, ударил по животу. Илья. Плохой, он плохо ведет себя на уроке. Я заплакал и тоже его ударил, и он побежал рассказывать про меня учительнице. Меня посадили на стул, наказали, выгнали за дверь, в угол поставили». П с и х о л о г: «О чем ты там думаешь в углу?» Толя: «Думаю — но не я же первый начал! Я пытался доказать, но Илья обманул. Стал врать и все рассказал моей маме. Мне мама всыпала, ничего не покупала. Я маме хотел доказать, но мама не поверила. Сказала: "Ты первый начал!" Наказала все равно». Психолог: «Как тебе от этого на душе?» Толя: «На душе плохо. Хочется разозлиться еще больше. Хочется Егора ударить, он враг и обманщик». Психолог: «Так тебя кто-то понимает?» Толя: «Никто не понимает». Психолог: «А какое-нибудь животное у тебя есть?» Толя: «Нет. Только собаки, но они не здесь, а на юге. Они понимают».

Рис. 8.12.Рисунок Толи Т. «Я ужасно разозлился

Психолог: «Неприятная ситуация» (рис. 8.13).

Диалог по рисунку. То л я: «Я об этом не хочу вспоминать. Мальчик меня ударил, я упал и запачкал школьные штаны. Мама отругала, ведь я упал. И сказала: "Отпаривай брюки". А я не умею отпаривать брюки. И сказала: "Стирай брюки". А я стирать не умею. Я пожаловался маме на мальчика Гришу: "Это не я начал, он врет!"» Психолог: «А что было самое неприятное в этой ситуации?» Толя: «Что стал грязным. Учительница спросила — почему ты грязный? Неприятно, мама брюки стирать заставит. Мама строгая».

Психолог: «Сейчас рисунок "Я переживаю"» (рис. 8.14).

Толя: «Я получил двойку и думаю, что мама выпорет. Потому что я сделал три ошибки в одном слове — "виласипеты". Выпорола, когда я пришел домой. Тетрадки в этот день не сдавали. За математику не выпорола, но спросила: "Почему четверка?" Я сказал: "У меня одна ошибка". Мама сказала: "Хорошо, что не три". А так бы выпорола. Больно, чуть ли не

Рис.8.13. Рисунок Толи Т. «Неприятная ситуация»

Рис.8.14. Рисунок Толи Т. «Я переживаю»

Рис.8.15. Рисунок Толи Т. «Я такой довольный. Я такой счастливый»

пряжкой порет». Психолог: «Часто порет?» Толя: «Два раза в неделю порет. За двойки, за тройки, за обман».

Психолог: «Рисуй: "Я такой довольный, я такой счастливый"» (рис. 8.15).

Психолог: «Что ты тут нарисовал?» Толя: «Это рука мамина — я такой довольный, такой счастливый, — что похвалила». Психолог: «Как тебе на душе?» — «Хорошо на душе». Психолог: «Как ты к маме тут, на рисунке, относишься?» Толя: «Люблю маму, когда похвалит меня, поцелует, обнимет и отпустит погулять, на велосипеде покататься».

Прокомментируем представленную стенограмму. Первая жалоба, которую мама предъявляет психологу, заключается в том, что ее сын «беспокойный, не может высидеть урок, встает». Это позволяет предположить, что Толю отличают активность и моторная расторможенность, которые могут выступать как одна из причин его школьных трудностей. Рисунки и рассказы подтверждают это предположение. Высказывания мальчика («хорошее настроение потому что катаюсь на велосипеде», «я бегаю, играю в футбол», «не хочется на перемене дописывать, хочется поиграть, побегать, попрыгать») говорят о том, что высокая двигательная активность — его отличительная особенность.

Вторая жалоба мамы состоит в том, что ее сын «кусает тех, кто его бьет или за волосы дергает». В первый момент можно подумать, что Толя — агрессивный мальчик. Однако рассказ по рисунку «Если бы у меня была волшебная палочка»

(«я бы превратился в слона, пил бы воду хоботом, помогал бы всем, возил бы всех на себе, добрый бы был — спасал хозяина») не позволяет однозначно согласиться с таким выводом. Скорее, этот рассказ указывает на то, что Толя мечтает быть сильным, добрым и нужным людям, а не злым и агрессивным по отношению к ним. Конечно, в связи с тем что Толя — мальчик, а не девочка, ему свойственна доминантность (потребность в самоутверждении, независимость, напористость, желание настоять на своем), что характерно для лиц мужского пола. И поэтому он легко может ввязаться в драку («один мальчик меня обидел, ударил по животу, я заплакал и тоже его ударил»), не терпит, когда над ним смеются («я злюсь, если смеются») и склонен к риску («лезу по лиане, боюсь высоты, но все равно лезу»). Кроме того, Толе всего 7,5 лет. Особенностями детей этого возраста являются напряженность, раздражительность, фрустрированность, тревожность и озабоченность, чувствительность к угрозе, зависимость от других, легкая возбудимость, реактивность, нетерпеливость, низкий самоконтроль и плохое понимание социальных нормативов (Никольская И. М., Грановская Р. М., 2000). Значит, поведение Толи скорее соответствует возрастным и половым нормам.

В этой связи возникает желание понять, почему же все-таки учительница выделяет Толю среди других детей и считает его беспокойным, замкнутым и лживым? Что и кто заставляют Толю быть злым, несмотря на то, что в душе ему хочется быть добрым и не ругаться? Ответы на эти вопросы можно также получить из рисунков и рассказов. Уже второй рисунок — «Моя семья» — и рассказ по нему позволяют выдвинуть гипотезу о том, что проблема Толи частично связана с ситуацией в его семье и непосредственно с мамой. Самая большая фигура на рисунке, с самой большой головой и с самым большим ртом — это мама. По-видимому, подсознательно Толя испытывает к ней страх и уважение, зависит от ее оценок и считает самой умной. Толя очень нуждается в хороших отношениях с мамой, в ее одобрении (чтобы мама говорила: «молодец, хороший слоненок») и в ее ласке («люблю маму, когда похвалит меня, поцелует, обнимет»). Однако доверие между мамой и сыном нарушено. Во-первых, она не верит, что Толя не сам ввязывается в драки с ребятами («мама не поверила, сказала: "Ты первый начал!"»). Во-вторых, мама строгая. Она следит за отметками и недовольна даже четверками, а если сын испачкает одежду, заставляет стирать и отпаривать брюки. В-третьих, мама, по словам Толи, запросто может его выпороть.

По-видимому, из-за всего этого у мальчика возникает чувство, что не только мама, но и весь мир его не понимает и плохо к нему относится. Только собаки понимают, а они — на юге. И тогда ему приходится замкнуться в себе, насторожиться и ко всем относиться с недоверием — и к учительнице, и к ребятам из класса (образно говоря, «сжать кулаки и в любой момент быть готовым дать сдачу»).

Выдвинутые гипотезы подтверждаются результатами исследования психофизического состояния мальчика. Оценка психофизического состояния была проведена сразу после завершения рисования с помощью восьмицветного теста М. Лю-шера.

Выявлена потребность в покое, избегании конфликтов. Зависимость позиции, пессимистический настрой. Стремление к расслаблению и отдыху. Протестные реакции на ситуацию. Эмоциональная неустойчивость, возможность импульсив-

ных необдуманных поступков (агрессия и аутоагрессии). Фрустрирована потребность в самореализации и достижении цели, потребность в признании. Напряженность в контактах узкого круга. Физиологические потребности в зоне комфорта, но не окрашены позитивными переживаниями. Выраженный субъективизм в оценке явлений окружающей жизни. Беспокойство, тревога, комплекс собственного несовершенства маскируются демонстративностью поведения. Высокий уровень притязаний сталкивается с ощущением собственной изолированности. Жажда одобрения и успеха не удовлетворена. Состояние характеризуется переживанием чувства одиночества и неуверенности.

Заключение: потребность в покое, в любви и уважении.

* * *

Полученный материал показывает необходимость более подробного изучения внутрисемейных отношений: между Толей, его мамой, бабушкой и дедушкой, между мамой и ее родителями. Особенно важным в свете полученных результатов представляется последний момент. По словам Толи, «самый главный в семье — папа-дедуля, он всем приказывает. И бабуля тоже всем приказывает». Вероятно, Толина мама находится между двух огней — между сыном и своими родителями. И ее излишняя строгость по отношению к сыну — проявление воспитательской неуверенности и неустойчивого стиля воспитания из-за страха перед своими родителями и, возможно, чувства вины вследствие неудавшегося брака. Кроме того, актуально раскрытие личностных особенностей самой мамы.

В беседе психолога с мамой по результатам исследования Толи были обсуждены все выдвинутые гипотезы и рекомендовано дальнейшее изучение семейных взаимоотношений.

Приведенный пример показывает, как использование метода серийных рисунков и рассказов в течение короткого времени (не более одного часа) позволяет получить информацию о контексте переживаний ребенка и их причинах, сформулировать гипотезы об актуальных семейных проблемах и наметить стратегию дальнейших действий по оказанию психологической помощи.








Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 1183;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.