Принятие христианства.
Все историки, писавшие о древнем периоде русской истории, подчеркивают то важнейшее значение в истории России, которое занимает принятие и распространение христианства на Руси. Особое место в этом процессе занимает 988 год - год принятия христианства князя Владимира. Христианство стало распространяться в Русском государстве гораздо ранее 988 года. Довольно много знатных и влиятельных людей принимали христианскую веру. В 957г. христианкой стала сама княгиня Ольга. Но большинство и знатных, и простых людей придерживались традиционных верований, связанных с родоплеменной эпохой. Для этих верований были характерны многобожие, обожествление природных явлений, и, к сожалению, наличие явно антигуманных традиций. Эти верования допускали и даже поощряли человеческие жертвоприношения. Зримое свидетельство этому можно увидеть в центре современной Москвы, в Историческом музее, где находятся две огромные картины, написанные на историческую тематику. На картинах изображены события дохристианской эпохи русской истории. На одной из них и показаны обряды жертвоприношений, сопровождаемые текстом из старинных хроник, в которых говорится, что при Святославе практиковались многочисленные человеческие жертвоприношения, причем в жертву могли приноситься женщины и дети.
Допущение и поощрение человеческих жертвоприношений было характерно для традиций многих родоплеменных и национальных верований во всех регионах нашей планеты. На смену этим верованиям пришли мировые религии, гуманистические по своему духовному содержанию. В этих религиях главное место занимали нравственные нормы, требования, предъявляемые к каждому человеку. В этих религиях человеческая жизнь понималась как высочайшая ценность, эти религии требовали доброго отношения человека к человеку, и, конечно же, эти религии запрещали человеческие жертвоприношения.
Первой такой религией стал зороастризм, получивший распространение примерно с VII в. до н.э., затем в VI в. до н.э. возникает и распространяется буддизм. В I в.н.э. возникает и распространяется христианство, а в VII веке - ислам.
Принятие гуманистического по своей сути христианского вероучения способствовало гуманизации нравов любого общества, любой страны. Кроме того, принятие христианства способствовало бы более интенсивному приобщению страны к культурным достижениям тех стран и регионов, где уже было принято христианство. Поэтому не удивительно, что князь Владимир решил не только сам принять христианство, но обязать принять христианство всех членов своей семьи и всех жителей, подданных Русского государства. Массовое принятие христианства произошло в 988 году и получило название Крещение Руси - от названия обряда, связанного с погружением в воду, и, символизирующего приобщение к христианскому миру. Массовое приобщение жителей государства к новой религии по решению правителей достаточно часто имело место в истории человечества. В 301г. христианской страной стала Армения, географически относящаяся к Азии, но связанная с Европой многими политическими и культурными событиями. В самой Европе массовая христианизация произошла в IV веке в Римской империи. Последним государством Европы, принявшим христианство, стала Литва, где христианство утвердилось через 400 лет после Крещения Руси. А в XVI веке после разделения западно-европейского христианства на католицизм и протестантизм был даже официально утвержден принцип "чья страна - того вера". То есть в государстве, где правители были протестантами - утверждался пртестантизм, а где правителем был католик - католицизм. Несогласные могли перебраться в другое государство.
Согласно "Повести временных лет" Владимир, решив отказаться от многобожия, языческих родоплеменных верований, не сразу оставил свой выбор на христианской религии. Он выбирал между тремя религиями: христианством, исламом и иудаизмом. Характерно, что Владимир выбирал только между авраамистическими религиями,о которых уже говорилось во второй теме. Можно напомнить, что в этих религиях общая нравственная основа. Согласно летописи, Владимир выбрал христианство в силу причин не содержательного, идейного характера, а руководствуясь причинами политического или обрядового характера.
Строго говоря, в "Повести временных лет" можно увидеть выбор не между тремя, а между четырьмя религиозными учениями. В летописи говорится, что Владимир выбирал и между византийским (греческим) и западноевропейским христианством. Историк Н.М.Карамзин даже говорил о выборе между верой греческой и верой немецких католиков. Но эта трактовка Карамзина вызывает принципиальное возражение.
Раскол европейского христианства на православную и католическую конфессии произошел официально в 1054г., полвека спустя после крещения Руси. К X веку существовали различные христианские конфессии, порвавшие с европейским христианством по принципиальным соображениям, например, монофизиты, несториане. Но христианская церковь в Европе была единой. Между Восточной церковью, с центром в Константинополе, и Западной церковью с центром в Риме имелись значительные различия, как в толковании некоторых догм, так и в обрядах. Но до официального разрыва, церковного раскола дело не доходило.
Сам раскол, произошедший в 1054г., по мнению некоторых исследователей, не был фатальным, неизбежным. Большую роль в церковном расколе сыграли моменты личностного, субъективного характера. Раскол произошел после того, как легат (посол) папы Римского в Константинополе кардинал Гумберт официально отлучил патриарха Константинопольского от церкви. В ответ патриарх Михаил Керуларий отлучил легата и папу (предав их анафеме). В это время в Риме не было папы (предыдущий умер, нового не избрали). И кардинал Гумберт, и Михаил Керуларий были вспыльчивыми людьми, не признающими вежливых дипломатических ходов и компромиссов. В 1054г. мало кто предполагал, что взаимное отлучение будет оставаться в силе свыше 900 лет, до конца XX века. Как бы то ни было, европейское христианство разделилось в 1054г на православие и католицизм. В 988г. выбор между верой католиков и верой православных вряд ли мог иметь место. Владимир выбирал для Руси христианство, а не какую-то христианскую конфессию.
Последнее обстоятельство постоянно подчеркивает в своих статьях и выступлениях папа Римский Иоанн - Павел II, последний папа XX века и первый папа XXI века. Иоанн-Павел II первый папа, являющийся славянином по происхождению, и вследствие этого, он прекрасный специалист по истории принятия христианства славянскими народами и государствами. В своих выступлениях, посвященных тысячелетию принятия христианства на Руси, папа указывал на высокий смысл того, что Русь принимала христианство до раскола 1054г. Эти действия папы не связаны со стремлением возвысить католицизм по сравнению с православием, или со стремлением принизить роль православия в истории России.
Папа исходит из соображений экуменизма. Так принято называть движение, связанное со стремлением преодолевать разногласия и вражду между различными христианскими конфессиями. Само слово «экуменизм» произошло от греческого слова ойкумена, означавшего весь человеческий мир. Экуменизм возник в начале XX века, причем не в католицизме, а среди протестантских религиозных конфессий, и католическими священниками долго не принимался. Главное в экуменизме - это возвышение нравственных принципов христианства, человеколюбия. Различные религиозные конфессии разделяет в основном обрядовая сторона. Нравственная основа одна - и именно к ней взывают сторонники экуменизма. Они призывают отбросить предубеждения прошлого и стремиться к миру и согласию. Недаром, к экуменическому движению присоединяются священнослужители и других религий буддизма и ислама, например.
Не случайно, Иоанн Павел II в 1980г. провозгласил святых Кирилла и Мефодия покровителями Европы - как людей, призывавших к миру и согласию. Кирилл и Мефодий очень много сделали для распространения христианства среди славянских народов, поэтому они зовутся апостолами.Святой Кирилл покоится в Риме, и католики почитают его останки, находящиеся в римской церкви, в базилике святого Кирилла. С этим почитанием, и с почитанием многих других людей, одинаково дорогих католикам и православным, Иоанн Павел II связывает экуменические надежды на общее согласие между представителями православия и католицизма. Папа обратил внимание и на то, что даже после официального раскола 1054 года, Римский папа Григорий VII, знаменитый Гильдебранд, в своем послании 1075 года подтвердил за князем киевским Изяславом (внуком Владимира) титул короля. Григорий VII прославился своей борьбой с германским императором Генрихом IV, а главное, своей борьбой за чистоту нравов в христианской церкви. Знаменитый папа в своем послании порицал польского короля Болеслава, у которого пытался искать помощи изгнанный из Киева внук Владимира, князь Изяслав. Болеслав отказался помочь Изяславу и захватил казну князя. В "Истории…" Н.Карамзина приводится письмо папы к Болеславу, где говорится: "Беззаконно присвоив себе казну государства российского, ты нарушил добродетель христианскую. Молю и заклинаю тебя именем Божиим отдать ему все взятое тобою…" Характерно, что папа встанет на сторону не короля Польши, склонявшегося к Западной церкви, а на сторону князя Киевского. Это обстоятельство подтверждает, что раскол 1054г. долгое время не рассматривали как принципиальный, и что Русь уже давно воспринималась как сила, способствующая единению христианства.
Интересно заметить, что А. Карпов, автор специального биографического исследования жизни и деятельности Ярослава Мудрого, сына Владимира Святого, считает, что Ярослав Мудрый, не скончайся он в том же 1054г., мог помешать расколу Восточной и Западной церкви. В соответствии с его пониманием христианства, с его пониманием интересов Руси и Европы, в связи со значительным влиянием Ярослава и в Константинополе, и в Западной Европе, Ярослав мог бы заставить аннулировать взаимные отлучения 1054 года, или по крайне мере, смягчить их последствия. Смерть помешала Ярославу содействовать примирению церквей. Но он успел много сделать для распространения моральных ценностей христианства в Русском государстве.
Принятие новой религии не способно быстро сделать жизнь всех жителей государства лучше. Распространение новых гуманных принципов - долгий процесс. Но эти принципы сразу же утверждают новые идеалы, утверждают то, к чему должен стремиться каждый человек. Распространение гуманистических идеалов гуманизирует общество, государство, гуманизирует представления о поступках и смысле жизни самых разных людей. Лучше всего это можно увидеть на судьбе детей Владимира. Старший его сын, Святополк, преступивший христианские заветы был прозван в народе окаянным, а сыновья Борис и Глеб, поступившие в соответствии с нравственными идеалами христианства, стали почитаться как святые. В своей книге "Святые Древней Руси" Г.П.Федотов отмечает, что добровольное самопожертвование - отказ от борьбы за власть, отвечало самой сути учения Иисуса Христа, но при этом не имело аналогов в предшествующей агиографии- описаниях, житиях святых, официально признаваемых церковью. То есть, мученичество Бориса и Глеба было принципиально новым явлением в истории. Поэтому Федотов делает многозначительный вывод: "Подвиг непротивления есть национальный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещеного русского народа".
4.Правление Ярослава Мудрого. Расцвет Русского государства.
Князь Владимир умер в 1015г. У Владимира согласно летописи, было 12 сыновей. Следуя примеру Святослава и распространенной ранее в Европе традиции, Владимир выделил сыновьям в правление различные области Руси, т.е. сделал их удельными князьями. Старшему сыну Вышеславу он выделил Новгород, а после смерти Вышеслава Новгород был передан Ярославу. Один из сыновей - Мстислав, получил в правление самую отдаленную область - Тьмутаракань, расположенную на Таманском полуострове, возле Керченского пролива. Тьмутаракань была захвачена Святославом и долгое время была южным форпостом Русского государства.
Правление сыновей, вероятно, мыслилось Владимиру, как правление наместников, полностью подчиняющихся Киевскому князю. Но уже сам Владимир успел столкнуться со стремлением владеющих уделами сыновей к самостоятельности. Перед самой смертью Владимира, ему отказался выплачивать уговоренную, традиционную дань в Киев сын Ярослав, правивший в Новгороде. Летописи не позволяют точно установить, был ли отказ выплачивать дань в Киев личной инициативой Ярослава, или же он уступал давлению новгородцев и зависел от внутренней ситуации в Новгороде, всегда претендовавшим на особое место в Древнерусском государстве. В любом случае, отказ Ярослава выплачивать дань Киеву, конечно, не мог понравиться князю Владимиру, который даже решил военной силой привести Ярослава и Новгород к повиновению. Смерть Владимира помешала вооруженному столкновению между отцом и сыном.
Новым князем киевским стал Святополк, старший из сыновей, наследовавших власть Владимира. Согласно летописям Святополк был не родным, а приемным сыном Владимира. Судя по летописям, сам Владимир не собирался передавать киевский престол Святополку, а хотел передать его Борису, любимому сыну. Может быть именно из-за этого, а может быть, просто боясь конкуренции со стороны Бориса, правивший в то время в Ростове Святополк приказал убить Бориса. Люди из окружения Бориса предлагали ему оказать вооруженный отпор Святополку и самому занять киевский престол. Но Борис отказался, не желая разжигать братоубийственную войну. Борис был убит. Затем, та же участь постигла его брата Глеба, правившего в Муроме. Другой брат Святополка, Святослав, правивший в Древлянской земле, решил бежать в Чехию, чтобы затем повести борьбу со Святополком, но был настигнут и убит.
Правивший в Новгороде Ярослав, вначале также планировал покинуть на время Русь, чтобы подобно своему отцу укрепить свои силы в Скандинавии. Но новгородцы воспротивились этому и предложили Ярославу выступить против Святополка прямо из Новгорода. Укрепив силы новгородцев отрядом варягов, Ярослав вышел в поход и осенью 1016г. одержал победу над Святополком, который бежал в Польшу за поддержкой к своему тестю, польскому королю Болеславу. В 1018г. Болеслав помог Святополку одержать победу над Ярославом и вновь захватить киевский престол. Ярослав вернулся в Новгород, где новгородцы опять убедили его выступить в поход на Святополка. Новгородцы, не ожидая для себя ничего хорошего от князя, которого уже сгоняли с киевского престола, готовы были пожертвовать своим имуществом для организации нового похода. В 1019г. состоялось новое сражение и Святополк, потерпев поражение, был вынужден скрыться за пределами Руси и вскоре умер, получив за свои братоубийственные действия прозвище Окаянный.
В четвертый раз с 882 года Новгород навязывал своего правителя Киеву - при Олеге, Владимире и дважды при Ярославе. Согласно летописям, ставший киевским князем Ярослав, щедро наградил участвовавших в походе новгородцев и узаконил особые права и привилегии Новгорода, прежде всего в сфере управления и финансов. На протяжении 400 лет автономия Новгорода продолжала усиливаться, порой, достигая уровня полной самостоятельности.
Ярослав стал почти единоправным правителем Русского государства. Почти - потому, что вскоре возросло политическое влияние младшего брата Мстислава, правившего в Тьмутаракани. Мстислав и по молодости лет и из-за удаленности Тьмутаракани от остальной Руси не участвовал в войне 1015-1019гг. Но в последующие годы Мстислав проявил себя, подобно деду Святославу, как великий полководец и храбрый воин. Может быть, Мстислав был еще более великим воином, недаром в некоторых летописях его называют Мстиславом Храбрым, в некоторых Мстиславом Удалым. Мстислав увеличивал свой Тьмутараканский удел в основном военными способами. Своих восточных соседей касогов, живших на Северном Кавказе, он подчинил, одолев в личном поединке предводителя касогов Редедю. В поединке два князя предпочли рискнуть жизнями не своих воинов, а своими собственными жизнями, и Мстислав победил и убил Редедю.
В 1024г. Мстислав начал военные действия против Ярослава и одержал победу. Ярослав снова укрылся в Новгороде. Братья в 1026 году заключили Городецкий мир, по которому Русское государство фактически распалось на два княжества. Граница между ними шла по Днепру: левобережная Русь Мстислава со столицей в Чернигове, и правобережная Русь со столицей в Киеве, но с частым пребыванием Ярослава в Новгороде. Историк А.Карпов считает, что раздел Руси по условиям Городецкого мира предвосхитил будущее разделение Единой Руси на Россию и Украину. Около 1035г. Мстислав Храбрый умер, дееспособного наследника у него не оказалось, и княжество Мстислава было присоединено к владениям Ярослава. Вскоре Ярослав получил сведения о каких-то действиях, затеваемых против него последним из братьев - Судиславом, живущим в Пскове. Может быть, Судислав был оклеветан. Ярослав ограничился заточением брата в темнице.
Князь Ярослав стал фактически единственным правителем Русского государства и проявил себя в этом качестве как блестящий государственный деятель, причем во всех сферах деятельности: и в военной, и в дипломатической, и в экономической, и, что очень важно, в культурной. Ярослав не стремился к военным походам, но обеспечил безопасность государства и своих поданных. Русское государство превратилось в ведущую, передовую европейскую страну, с которой считались все ведущие державы Европы. Сам Ярослав еще в 1019г. женился на дочери шведского правителя, конунга Олафа Ингрид (Ирине), и впоследствии оказывал влияние на политические и военные события в Скандинавии. Другим примером династических действий Ярослава могут служить браки его дочерей. Самый известный из этих браков - замужество его дочери Анны, ставшей в 1051году женой французского короля Генриха I, а затем матерью следующего короля Франции. Если сравнить положение русского государства и французского королевства в середине XI века, то можно счесть этот брак большой удачей для французов. Генрих I был всего третьим королем в новой династии, ведущей свой род от графа Парижского Гуго Капета. Первые Капетинги реально управляли небольшой территорией вокруг своего Парижа, бывшего небольшим городком по сравнению с Киевом. Другому своему зятю, мужу дочери Анастасии, Ярослав помог стать королем Венгрии. Дочь Ярослава Елизавета вышла замуж за норвежского конунга Харальда и впоследствии чуть было не стала английской королевой, когда Харальд пытался завоевать Англию в 1066г. Харальд был разбит и погиб в бою, но его попытка захватить престол не была авантюрой, поскольку победитель Харальда, английский король Гарольд через три недели сам погиб в бою с другим, более удачливым претендентом на престол - герцогом Нормандским, вассалом французских королей, а следовательно вассалом королевы Анны, дочери Ярослава.
Все эти примеры показывают, как тесно переплелись интересы Ярослава и его семьи с судьбами правящих династий ведущих европейских государств. Но главным в деятельности Ярослава была внутренняя политика. Это и покровительство торговле, ремеслам, всем видам производительной деятельности, разумная налоговая политика, покровительство искусству и духовной культуре в целом.
Наиболее зримый и сохранивший свое значение на последующие столетия плод деятельности Ярослава - это создание первого свода законов, получившего впоследствии название "Русская Правда". Благодаря своду законов, Русское государство превращалось в одно из передовых в социальном отношении государств, в правовое государство. Свод законов регламентировал как гражданские споры между людьми, так и устанавливал ответственность за уголовные преступления. Подобный свод законов ознаменует собой особую стадию в истории любого государства и общества. Недаром, одним из самых ценных и знаменитых экспонатов Луврского музея, является каменная стелла, на которой высечен свод законов царя Вавилона Хаммурапи, правившего в XVIII в. до н.э. Свод законов создает юридический, правовой фундамент общества и государства, устанавливает цивилизованные правила взаимоотношений между людьми, а также между человеком и государством.
О ценности кодекса законов, восходящего к Ярославу, можно судить даже по тому обстоятельству, что все последующие кодексы в истории России создавались как развитие дополнения и изменения к Русской Правде: Судебник Ивана Великого 1497 года, Соборное Уложение 1649 года и, наконец, Свод законов Российской империи. Эта преемственность в развитии законотворческого процесса обеспечивала и преемственность развития государственных и общественных процессов, обеспечивала определенную стабильность и прочность, обеспечивала и легитимность российского общественного устройства. Эта преемственность была нарушена в начале 1918 года, тогда же, когда была нарушена легитимность в передаче властных полномочий, вручаемых обществом правителям государства.
В деятельности Ярослава, заслуженно прозванного Мудрым, заслуживает упоминания еще один интересный факт, имеющий значительные последствия для будущих социальных и законотворческих процессов в России. В упомянутом исследовании А.Карпова о Ярославе Мудром говорится, что он способствовал установлению на Руси празднования в честь святого Георгия не только весной, но и осенью - 26 ноября. Святой Георгий был покровителем Ярослава, получившим в крещении именно это имя, Георгий. На Руси вместо слова Георгий иногда говорили Юрий.И день 26 ноября стал называться Юрьев день -тот самый день, за неделю до которого, и неделю после которого, разрешался долгие годы переход крестьян от одного владельца земли к другому. Отмена этого права Юрьева дня началась в конце XVI века и положила начало крепостному правуна Руси.Таким образом, право выбора, право свободы для простых людей на Руси, связано с именем и деятельностью Ярослава Мудрого.
С этим двойным (или тройным) именем Ярослава связаны и названия городов, основанных Ярославом. Два из них были названы Юрьевым. Самый известный Юрьев - это нынешний эстонский Тарту, когда-то северо-западный форпост Руси. Другой известный город, основанный Ярославом, назван в его честь Ярославлем. Город находился на берегах Волги и, следовательно, оказался в выгодном месте, через который проходил Волжский торговый путь.
То обстоятельство, что символ личной свободы на Руси был связан с именем Ярослава, можно посчитать случайностью. Но в деятельности Ярослава можно найти много примеров, свидетельствующих о внутреннем стремлении князя к гуманистическим и демократическим тенденциям. В книге его биографа А.Карпова приводится многозначительное сравнение по поводу различных наказаний за схожие преступления по нормам "Устава князя Ярослава о церковных судах" и нормам византийского права. За похищение, умыкание девицы, Устав Ярослава предусматривает крупный штраф с похитителей и наказание по выбору князя. По византийскому праву похититель подлежал казни, пособники приговаривались к наказанию и отрезанию носов. Очевидно, какое из этих наказаний ближе к дикости, а какое к цивилизованности.
Это сравнение позволяет говорить не только о личных качествах Ярослава Мудрого, но и общих тенденциях, характерных для русского общества и государства того времени. О цивилизованных и гуманистических тенденциях общества и государства можно судить и по высокому для средневековья уровню веротерпимости, существовавшем в Древнерусском государстве. В Киеве и других городах Руси существовали целые кварталы, где жили мусульмане и евреи, и те, и другие имели возможность удовлетворить свои религиозные потребности без притеснения.
Разумеется, Ярослав Мудрый особое внимание уделял христианской религии, распространившейся, благодаря его отцу, князю Владимиру. Ярослав покровительствовал строительству храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде, а так же строительству многих других христианских церквей. Много внимания при Ярославе уделялось переводу и распространению христианских книг, Святого Писания. Распространение христианской литературы сочеталось с поощрением книжной грамотности в широком смысле слова, связанной не только с религиозными соображениями. При Ярославе государство стало поддерживать создание школ, где представители самых разных слоев общества могли получить основы образования, грамотности.
Особенностью древнерусского общества и государства, начиная с XI века (если не раньше), можно считать устойчивые тенденции к демократическому развитию. Выше уже упоминалось, что Ярослав в 1019г. пожаловал особые права Новгороду. Таким образом, было узаконено демократическое развитие Новгородской земли, превратившейся, фактически, в регион с республиканским устройством, где очень сильна была роль народного собрания - вече.В Новгороде сложилась система избрания высших должностных лиц, сложилась система регулярной смены исполнительной власти, сложился механизм действенного общественного, гражданского контроля за действиями государственных органов власти. Все это способствовало динамическому развитию Новгорода, способствовало высокому уровню развития культуры.
Новгородская земля не была единственным демократическим республиканским образованием на Руси. Складывается схожее с Новгородским общественное устройство в Псковской земле, затем выходцы из Новгорода основывают город Вятку, вокруг которого складывается Вятская республика. Демократические начала общественного устройства существовали и в других регионах русского государства. Вечевые собрания были распространены во многих городах Руси, в том числе и в Киеве. Вече могло выразить порицание некоторым действиям князя, могло даже способствовать выдворению князя из города. На протяжении XI и XII вв. нередко были случаи, когда князья изгонялись со своим окружением. Естественно, что это обстоятельство ограничивало самоуправство и деспотические тенденции в управлении.
Степень демократических тенденций и правления в жизни разных регионов была различной, что является свидетельством многообразия и гибкости форм самоуправленияобщества. В Русском государстве периода правления Ярослава Мудрого, существовало разумное сочетание принципов федерализма и сильной центральной власти.
Можно сделать вывод, что по уровню своего культурного, экономического и социального развития Русское государство эпохи Ярослава Мудрого было передовым государством своего времени. До возникновения английской и французской демократии было еще довольно долго. С уровнем демократических тенденций Руси можно сравнить Исландию, где в X веке стало складываться схожее с Новгородским республиканское устройство, и возникло народное представительное учреждение альтинг,прообраз будущих парламентов. Но с уровнем веротерпимости в Русском государстве, вряд ли могло быть сравнимо какое другое европейское государство того времени.
Все вышеизложенное позволяет считать необоснованными, надуманными и просто неверными те представления и теории, согласно которым в истории России всегда и изначально государственная власть давлела над обществом, подавляя гражданское общество и интересы граждан. С этими теориями и представлениями связаны столь же мало обоснованные и столь же неверные представления об отсутствии или слабой роли в истории Российского государства и общества демократических тенденций и уважительного отношения к правам отдельных людей.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 872;