Волжская Булгария.
В IX веке на территории нынешней России возникает государство, которое просуществовало около 400 лет и которое сыграло значительную, даже выдающуюся роль в мировой и российской истории. Это государство называют по-разному: иногда Волжская Булгария, иногда Волжско-Камская Булгария. Эти названия связаны с географическим местонахождением столицы этого государства-города Булгар, располагавшегося возле места впадения реки Камы в Волгу.
Интересна и значительна сама история возникновения этого государства. Его создали булгары, точнее часть этого тюркоязычного народа, который уже в VII веке создал свое первое государство - Великую Булгарию, занимавшую территорию в северном Приазовье. Правителем этого государства был хан Кубрат. Это государство не пережило своего создателя, поскольку булгары стали испытывать давление со стороны Хазарского каганата, которому не смогли оказать надежного военного сопротивления. Булгары решили разделиться в поисках лучшей жизни. Причем, часть булгар осталась на прежнем месте обитания и вошла в состав Хазарии. Некоторые исследователи этнографы считают, что современные балкарцы,проживающие на Северном Кавказе в России, ведут свою родословную от булгар, оказавшихся на Северном Кавказе.
Часть булгар во главе с младшим сыном Кубрата ханом Аспарухом переселилась на Балканский полуостров, в район нижнего Дуная, где было основано новое государство - Дунайская Булгария или Болгария. На Балканах булгары ассимилировались,смешались с жившими там славянами, в результате чего возник особый этнос - болгары, народ говоривший на славянском языке, но носивший имя тюркского этноса. Дунайская Болгария стала сильным государством, вначале ханством, потом царством, с которым вынуждена была считаться даже Византийская империя, южный сосед Болгарского государства.
Другая часть булгар переселилась в противоположном направлении - на Среднюю Волгу, где со временем и образовалось еще одно булгарское государство - Волжская Булгария. К моменту переселения булгар Волжско-Камский район заселяли в основном финно-угорские племена. С большинством из этих племен булгары установили режим мирного сосуществования, с частью финно-угров происходила ассимиляция, смешение, в результате чего сформировался особый этнос - волжские булгары, которые в отличие от дунайских булгар говорили на тюркском языке.
Вначале булгары вели преимущественно кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Но после переселения на Дунай и Волгу, они перешли к оседлому образу жизни, с преобладанием земледелия и других видов жизнедеятельности. Высокого уровня в Волжской Булгарии достигло развитие различных ремесел и градостроительство. Особую роль в истории Волжской Булгарии сыграло ее географическое положение. Дело в том, что еще до IX века огромную роль в мировой экономике приобрел Волжский торговый путь. Это была торговая магистраль, по которой осуществлялся товарообмен от Скандинавии и Балтии до Центральной Азии, Персии и Арабского халифата. Волжский путь можно рассматривать как продолжение Великого шелкового пути. По мнению исследователей, Волжский торговый путь был более древним и важным, чем, например, знаменитый "путь из Варяг в греки", упомянутый в «Повести временных лет».
Основным товаром, который шел по Волжскому пути с севера на юг, была пушнина, (высоко ценившиеся меха), а также мед, воск, янтарь. В обратном направлении шли пряности, шелк, украшения, а затем и серебро, которого было мало в Скандинавии и Восточной Европе. Волжская Булгария получала высокие доходы в виде торговых пошлин и сама участвовала в торговле по Волжскому пути, продавая тот же мех, который приобретался у северных и лесных народов в обмен на продукты ремесла и земледелия.
Выгодное стратегическое положение Волжской Булгарии привело к тому, что Хазария, совершив военные походы, принудила булгар выплачивать дань Хазарскому каганату. Булгары стали искать союзников в противостоянии Хазарии. Таким естественным союзником выглядел Арабский халифат, с которым Хазария вела продолжительную борьбу. Союз с Арабским халифатом не был военным союзом, тем более, что к концу IX -началу X вв. халифат уже перестал быть мощной военной силой. Правители многих мусульманских государств признавали власть Багдадских халифов только номинально, формально, не подчиняясь им реально, а в Испании существовал свой халифат, абсолютно самостоятельное государственное образование. Но союз с Багдадским халифатом имел важное дипломатическое и культурное значение.
Благодаря этому союзу Волжская Булгария становилась государством, официально признанным другими государствами. И самое главное, благодаря этому союзу Булгария приобщалась к развитой мусульманской культуре, а следовательно становилась частью той суперцивилизации, которая основывалась на монотеизме, на общих моральных ценностях, присущих авраамистическим религиям: иудаизму, христианству, исламу. Правители Волжской Булгарии уведомили Багдад о желании принять ислам в качестве официальной религии. В 921г. из Багдада в Волжскую Булгарию было отправлено официальное посольство, участник которого ибн Фадлан оставил много ценных исторических сведений о Волжской Булгарии.5
В 922г. Волжская Булгария принимает ислам и становится преимущественно мусульманской страной. Сам этот факт, само это событие - уникальный и значительный момент в мировой истории. Волжская Булгария стала первым государством Европы принявшим ислам добровольно, без какого-либо военного или экономического принуждения. Это был свободный, добровольный выбор, подобный тому, что до этого сделала Хазария, выбрав иудаизм, а позже - Русь, выбрав христианство.
Принятие ислама Волжской Булгарией, помогает прояснить весьма важную и сложную проблему мировой истории, а именно - в каком соотношении находились два исторических процесса: распространение ислама и арабская военная экспансия. В исторической литературе иногда эти процессы отождествляются, смешиваются. Но арабские завоевания VII-VIII вв. не обязательно были связаны с обращением в ислам всего населения покоренных арабами земель. Например, многие христиане Египта, Эфиопии и Ближнего Востока оставались приверженцами старой веры, так же, как и многие иудеи, евреи, жившие на территориях, захваченных арабами. И наоборот, некоторые народы, восприняв исламскую религию, вели борьбу против арабов - завоевателей, как это было с персами, например. Два различных исторических процесса оказались переплетены и трудно различимы на протяжении многих веков. Причиной этому была одновременность возникновения у арабов единого государства и новой религии, ислама. Это произошло, благодаря одному человеку - пророку Мухамеду, сосредоточившему в своих руках и светскую, и духовную власть. Такая же двойственность была характерна и для преемников Мухамеда - халифов. Подобное переплетение светской и религиозной власти со временем стала приводить к негативным последствиям. Неслучайно, в начале XX века первый президент Турецкого государства М. Кемаль осуществил реформы, сутью которых было отделение религии от государства. В итоге реформ Турция, оставшись мусульманской страной, смогла добиться значительных успехов в политическом, экономическом и культурном развитии. Примеру Турции последовали и многие другие страны. А первым государством, пошедшим по этому пути, можно считать именно Волжскую Булгарию.
Наиболее благоприятно принятие ислама сказалось именно на культурной жизни Булгарии. Следует учитывать, что в IX-XII вв. арабоязычный Восток был лидером во многих сферах культуры, особенно в сфере науки и искусства, например, в медицине, математике, философии, астрономии, в художественной прозе и поэзии. Выдающийся мыслитель XI века Ибн-Сина, Авиценна, был признан позднее в Европе лучшим знатоком медицины и философии. Труды Авиценны изучались в Волжской Булгарии, как и труды других ученых. Изучение подобных трудов привело к созданию в Волжской Булгарии развитой системы образования, что привело в итоге и к появлению собственных писателей и философов, ученых - астрономов, математиков и историков. К XII веку для получения образования, в Булгарию приезжали даже из самого Арабского халифата.
После падения Хазарии Волжская Булгария была полностью независимым государством почти 300 лет. И все это время особое место для Волжской Булгарии занимали отношения и связи с Русью, древним Русским государством. Иногда эти отношения не были мирными, перерастали в военные действия. Например, князь Святослав, примерно в тоже время, когда он разгромил Хазарию, нанес поражение и Булгарии. Поход на Булгарию совершил и сын Святослава Владимир, принудив булгар уплачивать дань. Это событие описано в "Повести временных лет", причем в этом эпизоде летописи дружинник князя Добрыня увидя, что булгары обуты в сапоги, порекомендовал князю искать других данников, одетых попроще. Позже имели место военные столкновения булгар с некоторыми князьями Руси, распавшейся на отдельные княжества. Важно отметить, что эти столкновения не имели своей причиной межрелигиозную вражду. Князья воевали между собой чаще, чем с Булгарией. Просто в те далекие времена война казалась морально приемлемым способом выяснения отношений. Мирное сосуществование имело место только в случае очевидной выгоды. И именно в отношении между Русью и Волжской Булгарией годы мирного сосуществования были явно преобладающими по сравнению с военным временем. Мирные отношения нашли свое выражение в неоднократно заключаемых и продлеваемых торговых договорах и соглашениях. Волжская Булгария и Русь помогали друг другу, использовали выгоды международной торговли, товарообмена между Севером и Югом. Характерным следствием этого было то, что в Киеве проживало много мусульман, имевших свои мечети. То есть, принципы мирного сосуществования христианства и ислама в России имеют давние традиции.
Неизвестно, как складывались бы отношения Волжской Булгарии с Русью в дальнейшем, так как естественному развитию этих государств был положен конец монгольским нашествиям войск Чингисхана в середине XIII века. В результате нашествия Русь на долгие годы утратила государственную самостоятельность, а Волжская Булгария была уничтожена монголами как государство в 1236 г. Особая жестокость монголов по отношению к Булгарии объясняется тем обстоятельством, что булгары первыми из народов Восточной Европы нанесли военное поражение монголам в 1223г., еще при жизни Чингисхана. Произошло это событие в конце разведовательного похода передового отряда монгольских войск, в ходе которого монголы нанесли поражение объединенному военному отряду русских князей и их южных соседей половцев. Монголы не забыли своего поражения и в начале своего похода в Восточную Европу уничтожили государство Волжскую Булгарию. Десятки тысяч булгар были убиты, а их культурные ценности уничтожены.
Булгарский этнос не исчез бесследно. Булгары - это предки современных поволжских народов России - татар, чувашей, говорящих на тюркских языках и живущих примерно в той же местности, где существовала Волжская Булгария. Необычным и даже парадоксальным образом сложилась судьба татарского народа. Когда-то татарами называли один из монгольских народов, живший ближе всего к Китаю, поэтому китайцы иногда называли татарами всех монголов. Но татары были кровными врагами Чингисхана, который, став правителем монголов, приказал убить всех мужчин татарского народа, которые были ростом "выше чеки тележного колеса", т.е. всех, кроме маленьких детей. Татары были уничтожены Чингисханом как этнос. Вслед за Китаем монгольских завоевателей стали называть татарами и в Европе, в том числе и в России.
В XIX веке наименование "татары" стало наименованием того самого народа, предки которого нанесли первое поражение монголам в 1223 г. Сейчас оно используется уже как самоназвание потомков волжских булгар, живших в Среднем Поволжье. В силу этого исторического недоразумения потомков булгар иногда отождествляют с теми самыми монголами, которые вначале уничтожили татар, а затем и Волжскую Булгарию. Неслучайно, в конце XX века в Татарстане возникли общественные организации, представители которых предлагали вернуть современным татарам наименование булгары. Но подобное переименование трудно осуществить из-за психологических, обрядовых, организационных, юридических и иных факторов. В любом случае, современные российские татары - это потомки волжских булгар, того народа Восточной Европы, который нанес первое военное поражение разрушителем многих государств и цивилизаций - чингисхановским монголам. И это историческое событие - важная веха в истории России.
В истории России есть одно важное историческое событие, свидетельствующее в пользу глубинной духовной общности между христианством и исламом, между тюркскими и славянскими народами. В середине XI века Русская христианская церковь признала святыми и канонизировала Бориса и Глеба, сыновей Великого князя Владимира, убитых своим братом Святополком, захватившим власть в Киеве и, опасавшимся своих братьев как возможных соперников. Святополк в 1015 г. послал убийц к Борису, Глебу и к другому брату Святославу. Все они были убиты, но Святослав перед этим пытался бежать в Чехию, но был схвачен. Борис и Глеб не пытались бежать или как-то сопротивляться брату. Их поведение полностью соответствовало нравственным ценностям христианства, порицающим всякое насилие. Борис и Глеб приняли смерть, чтобы не начинать братоубийственную войну. Сказано же в Евангелии в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Блаженны миротворцы, ибо их есть Царство небесное". Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, а их жизнь и мученичество стали идеалом, к которому должны стремиться другие люди.
Борис и Глеб, как сообщает "Повесть временных лет", были детьми Владимира от жены-болгарки. Другие сыновья Владимира были от других жен. По мнению современных исследователей, эта жена была родом из Волжской Булгарии, а не Дунайской (в летописи и западные, и волжские булгары именуются болгарами). Например, так считает автор наиболее полной биографии Ярослава Мудрого, историк В. Карпов.6 В пользу Волжской Булгарии говорит и то обстоятельство, что Дунайская Булгария в IX веке приняла христианство, и вряд ли бы знатная христианка была отдана Владимиру в качестве одной из нескольких его жен. С точки зрения же ислама многоженство допускалось, а к моменту женитьбы Владимира знать Волжской Булгарии исповедовала ислам.
Из всего вышеизложенного следует, что первые русские святые, Борис и Глеб, были детьми мусульманки и представительницы тюркоязычного народа. Конечно, это можно считать случайностью, но эта случайность выглядит глубоко символичной. Но дело не только в символах. Между моральными учениями христианства и ислама есть не только символичное, но и реальное родство. Важнейшее место в исламе занимают шесть столпов веры. Это то, во что должны верить мусульмане в соответствии с заветами пророка Мухаммеда, изложенными в одном из хадисов - небольших рассказах о жизни пророка, входящих в "Сунну" - официальное толкование Корана. Мухаммед завещал мусульманам верить в священные книги, к которым, кроме Корана, относятся Тора (или Пятикнижие Моисея), а так же Евангелие.7 А именно в Евангелии и содержаться призывы Иисуса Христа к миролюбию и непротивлению злу силою, к тем принципам, за которые Борис и Глеб почитаются как святые.
Таким образом, то подчеркивание духовной общности авраамистических религий, из которого исходили великие русские мыслители Лев Толстой и Владимир Соловьев, из которых исходят современные мусульманские богословы имели давние корни в истории Руси. Точно так же в истории Древней Руси зародилась традиция, которая, по мнению Г.П. Федотова и привела к превращению Руси в Россию.
ТЕМА 3. НОВГОРОДСКО - КИЕВСКАЯ РУСЬ.
Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 1440;