Как следствие диалогизации международных отношений
Мышление диалога цивилизаций оперирует не узконациональными (парадигма теории политического реализма), а планетарными параметрами. Народы в своем развитии уже давно пришли к осознанию необходимости формирования гражданских институтов, обеспечивающих устойчивость общественного функционирования и гарантирующих реализацию личностных прав. Однако эти институциональные структуры и нормы составляют пока исключительно предмет внутреннего пользования. Принятые применительно к уровню национальных государств они до настоящего времени на систему международных отношений так и не были экстраполированы. Отсюда все возрастающие страновые диспаритеты в общественном развитии, двойные политические стандарты, незащищенность идентификационного выбора.
Так, общепризнанной категорией является в настоящее время концепт социального государства. Однако действие его адресно ограничено лишь группой граждан соответствующего государства. Между тем, заложенные в нем принципы социального гуманизма вполне могли бы быть реализованы в масштабе международных отношений. Почему этого не сделано до сих пор? Для ответа на этот вопрос достаточно сопоставить уровень среднедушевого потребления граждан США и представителей стран третьего мира.
Плюрализм общественного мнения оценивается ныне как непременный атрибут демократии. Однако на международные отношения плюралистический подход опять-таки не распространяется. Там с подачи единственной в современном мире сверхдержавы доминирует монистическая парадигма. Бомбардировки Ирака и Югославии ярко проиллюстрировали диссонанс между плюрализмом для внутреннего пользования и тоталитарностью для внешнего потребления.
Преодоление такого рода расхождений видится в формировании институционального поля мировой общественности. Это принципиально новая по отношению к предшествующему международному опыту постановка задачи. Гражданское общество выстраивается не в рамках национальных государств, а в мировом масштабе. Преодолеваются в формате диалога цивилизаций противоречия между вселенскостью и национальной партикулярностью.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 822;