Внутренняя политика. Политическая борьба.
После заключения перемирия в 1609 г. в Соединенных провинциях в течение 10 лет постепенно сложилось три политические группировки.
1. «Унитаристы» (объединители), или «оранжисты», главным образом дворянство, группировались вокруг штатгальтера Морица Оранского, настаивали на более тесном объединении провинций путем расширении прав федеральных органов власти и все это ради достижения полной независимости всех Нидерландов, окончательной победы над Испанией,
2. «Гомаристы» - владельцы мануфактур ориентированных на внутренний рынок, мелкая буржуазия (ремесленники) и городские низы, группировались вокруг кальвинистских консисторий, наиболее известным проповедником и идеологом которых являлся Гомар. Они надеялись на «неизбежное» подчинение штатгальтера «истинным» идеям Кальвина, но в большей степени их требования имели «протестный» характер: они требовали положить конец, и регламентировать торговую политику, проводимую под лозунгом «свободной торговли» купеческой олигархией, господствовавшей в Штатах и советах. Свободная торговля означала подавляющие преимущества олигархии в конкурентной борьбе, кроме того, в годы войны голландские купцы даже поставляли испанским войскам снаряжение и продовольствие, считая, что не стоит терять прибыль, поскольку испанцы все равно это купят, если не у них, так у купцов других стран. Единственной силой способной обуздать купеческую олигархию «гомаристы» считали власть штатгальтера.
3. «Провинциалисты» - сторонники широкой автономии провинций и расширения полномочий Генеральных штатов, позволявших купеческой олигархии сохранять власть в своих руках. Они группировались вокруг «великого пенсионария» Яна фан Олденбарнефельда. Они противопоставляли идее «народного суверенитета» «гомаристов», сторонников коллегиальной власти консисторий, идею «суверенитета Генеральных штатов», считая опасной неконтролируемую власть, как консисторий, так и диктаторской власти штатгальтера. Идеологом этой группировки являлся теолог Арминий, проповедовавший веротерпимость, в противоположность нетерпимости кальвинистов.
Внутренняя политика зависела от результатов борьбы между этими тремя группировками. Сначала «провинциалисты» обладали всей полнотой власти, ввиду стремления населения освободиться от налогов, взимаемых штатгальтером Морицем Оранским на нужды его наемной армии и общей усталости от разорительной войны. Однако, в дальнейшем, произвол купеческой олигархии, жестокая эксплуатация, низкий уровень заработной платы при высоких ценах - все это, обогащая купеческую олигархию создавало хорошую почву для агитации «гомаристов». Штатгальтер Мориц Оранский принял сторону «гомаристов» и сумел воспользоваться массовыми выступлениями разоренных ремесленников и городских наемных рабочих, нередко защищая их силами своих отрядов. Осознав опасность объединения «оранжистов» и «гомаристов» Олденбарнефельд решил организовать переворот и полностью сосредоточить власть в руках Генеральных штатов, упразднив должность штатгальтера. Однако ввиду известий о стремлении Испании возобновить военные действия, участившихся к 1619 г., среди «провинциалистов» произошел раскол, и часть из них поддержала штатгальтера. Открытое выступление сторонников Ольденбарнефельда было подавлено, а сам он был казнен в мае 1619 г.
Серьезных изменений в налоговой политике не произошло, поскольку вскоре началась война с Испанией, на ведение которой и расходовались собираемые средства. Дальнейшая внутренняя политика определялась нуждами войн, в которых участвовали Соединенные провинции.
После окончания Тридцатилетней войны политическая борьба возобновилась. К этому времени «гомаристы» в силу объективных военных нужд перестали выдвигать свои былые радикальные требования и утратили доверие и авторитет населения и постепенно «сошли» с политической сцены. Поэтому возобновившаяся политическая борьба велась «оранжистами» и «провинциалистами». На гребне успехов в войне, завершившейся уже официальным признанием независимости Соединенных провинций Нидерландов со стороны Испании по Вестфальскому миру и передачей Нидерландам ряда городов и территорий Испанских Нидерландов (часть Брабанта, Фландрии и Либурга), штатгальтер Вильгельм II Оранский, сменивший на этом посту отца после его гибели в 1625 г., решился на военный переворот. Попытка монархического переворота летом 1650 г. окончилась неудачей, поскольку Вильгельм не получил той поддержки, которую он имел в годы войны от городских и крестьянских масс, немалую роль сыграло и умелая пропаганда и объяснение событий английской революции со стороны «провинциалистов».
После смерти Вильгельма II в ноябре этого же года, власть, по примеру Англии, сосредоточилась в руках Генеральных Штатов и Государственного совета, которым руководил «великий пенсионарий» Ян де Витт. (Штатгальтера всей страны просто перестали избирать вплоть до 1672 г.) Более того, Голландские провинциальные штаты вообще упразднили должность штатгальтера на своей территории, а в 1667 г. Генеральные штаты приняли «вечный эдикт» согласно которому должность штатгальтера объявлялась «несовместимой» с должностью главнокомандующего.
После сосредоточения власти в руках Яна де Витта не были отменены налоги военного времени. Эта проблема могла бы быть решена в Генеральных и провинциальных штатах. Однако процедура выборов в муниципальные и провинциальные штаты в Соединенных провинциях, изменилась таким образом, что право выбирать за счет высокого имущественного ценза сосредоточилось в руках «регентов», немногих представителей торгового капитала, оттеснивших то власти представителей «мануфактурного» капитала и ремесленников.
Последствием этого был целый ряд восстаний: в Бриле и Миделбурге в 1651 г., в Голландии в 1653 г., Гронингене в 1657 г., в ходе которых выдвигались именно требования снижения налогов, участия в городском и провинциальном самоуправлении, отстранении от власти крупной торговой буржуазии.
Правительство Яна де Витта, не трогая своих доходов от различных монопольных торговых прав, ценовой политики, свободы установления времени и условий труда, избрало политику облегчения общего налогового бремени путем «жесткой экономии» но только в военных расходах. Это губительным образом отразилось на ходе первой и второй англо-голландских войн. Обозленные неподготовленностью страны народные массы подняли восстание в момент французского вторжения в 1672 г и одновременной третьей англо-голландской войны, в ходе этого мощного восстания погиб Ян де Витт и купеческая олигархия предпочла уступить власть вновь оранжистам, а именно Вильгельму III Оранскому. Пост штатгальтера был восстановлен и Вильгельм являлся полновластным хозяином страны вплоть до своего избрания королем Англии в 1688 г.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1315;