Музыкальная система
Музыкальной системой называется комплекс определенным образом отобранных звуков различной высоты, в совокупности образующих материальную основу музыки.
Музыкальная система является основой различных музыкальных строев, точно регламентирующих соотношения ее звуков в виде отношений чисел колебаний (подробнее о строях сказано выше (см. § 3).
Общепринятая ныне в подавляющем большинстве стран мира (в том числе и в Советском Союзе) хроматическая музыкальная система сложилась в Европе в основном уже к началу XVII столетия. Она представляет собой результат творческой деятельности композиторов и исполнительской практики той эпохи.
Хроматическая система является следствием исторического развития музыкального искусства. На более ранних этапах этого процесса музыкальная система была иной. Так, например, еще в глубокой древности в основе многих античных ладов лежал диатонический тетрахорд* [Этот термин образовался от слияния двух греческих слов, которые в буквальном переводе означают: «четыре» (tetra), «струна» (hоrdе). Подробнее о тетрахордах см. в главе «Лад и тональность»], то есть четырехзвучная последовательность в диапазоне кварты. Естественно, что впоследствии — по мере развития музыкальной практики — понадобилось расширение диапазона и, соответственно, увеличение звуковых ресурсов, и тогда стали соединять два соседних тетрахорда в одну систему слитным или раздельным способом. Слитно в данном случае означает, что верхний звук нижнего тетрахорда одновременно является нижним звуком верхнего тетрахорда, а раздельно — когда между тетрахордами есть разделяющий их диатонический тон. Слияние двух тетрахордов привело к образованию диатонических ладов.
Среди множества существующих современных музыкальных инструментов лишь фортепиано и орган обладают полным диапазоном* [Диапазоном называется общий звуковой объем певческого голоса, какого-либо музыкального инструмента, а также звукоряда, мелодии и т.д., определяемый интервалом между самым низким и самым высоким звуками данного голоса, инструмента т.д.], содержащим в себе практически все музыкальные звуки, в той или иной мере используемые в любых произведениях самых различных жанров. Наиболее наглядное представление об этом дает хорошо всем известная фортепианная клавиатура, насчитывающая — на концертных инструментах — 88 клавишей (52 белых и 36 черных — от ля субконтроктавы до до пятой октавы*[На некоторых роялях и пианино бывает только 85 клавишей (сокращение делается за счет изъятия трех самых высоких звуков, весьма редко встречающихся в музыкальной литературе.]
В настоящее время встречаются отдельные концертные рояли, имеющие 92 клавиши (54 белых и 38 черных) — за счет добавления еще четырех звуков в нижней части клавиатуры, доходящей, таким образом, до фа субконтроктавы.).
Относительная ограниченность звуковысотного диапазона многих инструментов (а также певческих человеческих голосов) в музыкальной практике преодолевается сведением их в ансамбли, а также в оркестры (или хоры). Несмотря на такое большое количество употребительных в музыке звуков, различных названий этих звуков существует только семь, и каждое из них представляет собой ту или иную ступень диатонического звукоряда. Эти семь звуков, имеющих собственные раз и навсегда закрепленные за ними наименования, являются основными ступенями музыкальной системы. Они расположены в строго определенном порядке и соответствуют семи взятым подряд белым клавишам фортепиано, которые в такой же периодически повторяющейся последовательности размещаются по всей клавиатуре.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 902;