РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
Patriotism and civic consciousness have huge value in social and spiritual development of the person. They act as components of his outlook and the relation to the native land, other nations and the people.
Патриотизм – это чувство любви к своей Родине, выраженное в активной деятельности по ее процветанию и защите от врагов. В этом определении заложена сущность идеологии патриотизма в общем виде. Конкретно направленность патриотизма определяется его идеологической основой.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание гражданина – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания, усилия прежде всего следует сосредоточивать на формировании у учащихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности».
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является очень важным и значимым компонентом в процессе формирования всесторонне развитой гармонической личности. Поскольку без формирования в человеке нравственных идеалов чувства любви к Родине, стремления к миру, без воспитания в нем сознательности и ответственности не только за свою жизнь, но и за судьбы других людей, народа не возможно полноценное развитие государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009 / 2010 учебном году» [Электронный ресурс]. URL: http://www.umk.gorodgomel.by/content/blogcategory/0/53/.
2. Рекомендации (гражданственность и патриотизм) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mtec.by/
rekomendacii.
3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании [Электронный ресурс]. URL: http://www.adu.by.
4. Финогенова А.В. Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление. – М., 2011.
Князева Юлия,
студентка 3 курса СПФ АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.псх.н., доцент Т.И. Олешко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП
Аннотация
Actual problem is studying of psychological features of representatives of various religious groups as in Russia there are a lot of faiths, religious trends and the directions.
Актуальной проблемой является изучение психологических особенностей представителей различных религиозных групп, так как в России много конфессий, религиозных течений и направлений. Как известно, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», поэтому необходимо толерантное и бережное отношение к чужой религии, ведь Бог един, как бы Его не называли, соответственно, необходимо обладать знаниями в этой области и достаточным уровнем информации о различных религиях. Религия влияет на формирование черт личности, поэтому при составлении психологического портрета человека, важно учитывать его принадлежность к той или иной религии.
При общении с представителями разных религиозных групп так же необходимо учитывать психологические особенности, сформированные в определённой религиозной среде.
Религия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозную общину.
Религиозные люди отличаются от неверующих по многим показателям. Религия оставляет свой психологический отпечаток на человеке, исповедующем её. Религия воздействует, прежде всего, на психический мир личности. Она создает определенную систему ценностей, которые выступают, как мотив поведения, осуществляемого как в пределах религиозной общины, так и за её пределами. Чтобы раскрыть воздействие религии на личность, необходимо изучение психических особенностей верующих.
Все психологи признают роль религиозного фактора в жизни людей, однако не все исследователи изучают причины данного факта. Чаще всего этим занимаются теологи и философы. Они считают, что религиозность людей связана с тем, что они пережили встречу со сверхъестественным проявлением Бога. Есть точка зрения, что если так много людей утверждают, что они действительно были свидетелями Божьего вмешательства, то потусторонний мир всё-таки существует. «За сферой простой религиозной жизни, обусловленной бытом и традициями, скрывается нечто большее», – считают они.
Цель данной работы – изучение психологических особенностей различных представителей религиозных групп.
Объект изучения – представители религиозных групп.
Предмет – психологические особенности различных представителей религиозных групп.
Гипотеза: верующим людям присущи более желательные черты личности.
Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Теоретический анализ психологических особенностей различных представителей религиозных групп.
2. При помощи эмпирического исследования установить различия психологических особенностей у христиан, мусульман, буддистов, язычников, атеистов.
3. Подобрать рекомендации по сглаживанию нежелательных факторов.
Мы провели исследование на 35 представителях различных религиозных групп. Выборку составили люди в возрасте от 16 до 32 лет. Основным критерием подбора респондентов стало принадлежность к определённой религии, твёрдость убеждений. Из них по 7 человек, принадлежащих к христианству, исламу, буддизму, славянскому язычеству, а также 7 убеждённых атеистов.
Нами были применены методы наблюдения, беседы, тестирования, анализ продуктов деятельности.
Мы использовали такие методики, как многофакторный опросник Кеттелла, тест на определение акцентуаций (Леонардо), тест на самооценку психических состояний (Айзенк).
По опроснику Кеттела было выявлено, что от религии не зависят такие факторы, как: общительность-замкнутость, интеллект, практичность-мечтательность, самооценка. Более спокойными оказались буддисты, а эмоциональными – мусульмане, это может быть связано с тем, что буддисты практикуют медитации для успокоения и расслабления, а мусульмане в России, как правило, кавказцы, а они имеют «горячую кровь». Мусульманские девушки подчиняются, а мужчины доминантны, а в других религиях, в т.ч. и у атеистов такой закономерности нет. Также мы видим, что буддисты сдержаны в речи, жестах, проявлениях эмоций, а особо экспрессивны мусульмане и язычники. Нормативность поведения у религиозных людей выше, это может быть связано с тем, что для атеистов и язычников нет религиозных правил и поэтому они могут вести себя, как хотят, а не как надо. Также мы видим закономерность в том, что мусульманские девушки робкие, а мужчины смелые, когда в других религиозных группах (и у атеистов) могут смелость-робость не зависит от пола. Верующие люди наиболее чувствительны к другим людям и наиболее мягкие в общении, так как им обязательно любить ближнего и считаться с ним. Наиболее доверчивыми являются христиане и буддисты. Самые прямолинейные – это христиане, а затем мусульмане, они открыто заявляют человеку о его недостатках и пороках, стараясь сделать его как можно лучше. Повышенная тревожность наблюдается у атеистов и язычников, так как они надеются лишь на себя, а религиозные люди надеются на волю Божью, частично снимая с себя ответственность. Радикальные взгляды присуще только атеистам, все верующие придерживаются доктрин своей религии. Нонконформизм присущ атеистам и язычникам, именно они ориентируются на своё мнение, а не на мнение религиозной группы, хоть иногда их собственное мнение расходится с ценностями общества. Так же атеисты и язычники являются наиболее напряжёнными людьми.
По тесту Леонардо было выявлено, что чаще всего акцентуации встречаются у атеистов и язычников, а реже всего у буддистов, вероятно, это связано с повышенной тревожностью, напряжённостью и эмоциональностью.
По результатам теста Айзенка было выявлено, что наиболее тревожны и фрустрированы атеисты, а наименее – буддисты; атеисты больше склонны менять своё мнение, а буддисты – напротив. Данные результаты объясняются тем, что атеисты рассчитывают только на себя, и когда претерпевают поражение, то винят себя; язычники надеются, как на себя, так и на волю богов, и если что-то не получается, то, вероятно, они не заслужили милость богов; христиане и мусульмане в большей степени надеются на волю Бога, нежели на свои силы, и если всё выходит плохо, значит на то воля Божья; а буддисты считают, что все их несчастья и неудачи – следствие кармы, поэтому даже неудачи они рассматривают как положительный момент, ведь неудачи «смывают» плохую карму, очищая душу. Также мы видим, что атеисты чаще проявляют агрессию, а самые спокойные и терпимые – буддисты и христиане. Данные результаты объясняются тем, что верующие люди часто сдерживают порывы гнева, так как уверены, что за ними наблюдает Бог, а гнев во многих религиях расценивается как грех.
Рекомендации по снижению уровня тревожности и фрустрированности:
1. Вы должны помнить, что несмотря на то, как складывается ситуация, у вас всегда есть шанс повлиять на нее.
2. Именно от того, какие действия вы предпримете в ближайшее время, будет зависеть и дальнейшее развитие событий.
3. Каждый живой человек испытывает чувства, в том числе и тревогу. Так что в этом отношении вы не одиноки.
4. Не жалейте о прошлом, оно уже ушло. Меняйте настоящее и будущее.
5. Примите, что всё, что происходит у вас, происходит у всех без исключения.
6. То, что у вас не получилось, – это не конец света, у вас должно быть право на ошибку, в конце концов, негативный опыт – тоже опыт.
Рекомендации по снижению уровня агрессии:
Не только верующие люди должны любить ближних, ведь ещё Карнеги сказал «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», хоть сей афоризм взят из Библии, но он же является и золотым правилом психологии. Никто не хочет, чтобы к нему относились плохо, так тогда зачем относится с пренебрежением к другим людям? Атеисты должны ориентироваться на общечеловеческие гуманистические ценности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – М.: Академия, 2010.
2. Писманик М.Г. Личность и религия. – М.: Генезис, 2003.
3. Юнг К.Г. Психология и религия. – М.: Академия, 2004.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/.
Колодин Денис,
студент 2 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова
РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА, ДУХОВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
In the conditions of domination of the market relations in modern Post-Soviet Russia, in the conditions of a constant pursuit of profit and obtaining the income as the purposes in life, spiritually – moral, patriotic education is especially significant for all social groups of society.
В условиях господства рыночных отношений в современной постсоветской России, в условиях постоянной погони за прибылью и получения дохода как цели в жизни, духовно-нравственное, патриотическое воспитание особенно значимо для всех социальных слоёв общества. В качестве первоначальной задачи следует выявить определение и историю развития патриотизма, духовности как свойства личности и культуры личности, так называемой культуры бытия. Патриотизм – особое отношение к собственной стране и народу. Бытующее среди населения представление о патриотизме просто как о любви к Родине примитивно, поверхностно и не является исчерпывающим. Для того чтобы выявить все его особенности обратимся к истокам возникновения этого социального явления. Патриотизм – явление, возникшее ещё в эпоху бесклассового общества, первобытнообщинного строя. Появилось оно как естественное стремление представителя человеческого рода защитить свою собственную жизнь и интересы, своих сородичей, своё жизненное пространство. Это стремление не имеет ничего общего с чувством собственничества, поскольку в этот период ещё не существовало прибавочного продукта, а значит, не могло быть и собственности. Впоследствии, в процессе обособления территорий каждого племени и перехода к осёдлости в сознании человека развивалось чувство патриотизма как привязанность к своей земле, гордости от принадлежности к племени, живущего на этой земле. В сознании нашего народа патриотизм всегда занимал особенное место. Он позиционируется не только как готовность защищать Родину, отстаивать её интересы, но и как желание внести вклад в её развитие, в счастье и благополучие народа России. Именно такое чувство следует воспитывать в современных условиях в гражданах. Здесь важно упомянуть, что россиянам вовсе не свойственна ненависть к чужим народностям, их языку, культурному наследию, равно как и чувство превосходства над ними, какой-то исключительности по отношению к чужеземцам – то, что называют национализмом. Наоборот, многовековой опыт мирного сосуществования народностей на территории России, развития общности интересов и взаимной терпимости является характерной особенностью нашего русского народа. В качестве примера можно привести и совместное проживание восточнославянских и финно-угорских племён в северо-восточной Европе в VI-XII веках, русских и коренных народов Сибири и дальнего востока после присоединения данных территорий в XVII веке и тому подобное. Именно такое чувство следует воспитывать в современных условиях в гражданах.
Духовность есть совокупность проявлений духа в мире и человеке. Дух – абстрактная субстанция, вера в её существование, а следовательно, и присутствие в человеке, способность к какому-либо проявлению в нём неразрывно связанно с религиозными представлениями. Но развитие такого представления о духовности не может быть задачей государства и общества, поскольку любые религиозные представления в нашем государстве дело сугубо личное. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести и вероисповедания, запрещает устанавливать какие-либо религиозные верования или представления в качестве государственных или обязательных. Но вполне можно сформировать иное, компромиссное представление о духовности. Это свойство личности и традиционного общественного сознания российского народа, основанное на общности традиций (иногда, впрочем, имеющих религиозную основу), ценностей, стремлений. В условиях современного российского, сугубо светского государства может существовать на уровне официальной политической доктрины. К тому же только такое представление может быть общим для различных народностей нашей страны. Культура личности – совокупность знаний человека об обществе, мире, самом себе, его мировоззрение и миропонимание. Она подразумевает и нравственные знания и представления и правовые и многое другое. Сформировывается и развивается культура личности одновременно с воспитанием. В этом процессе важно воздействие, как семьи, так и общества и государства. Особенно государства. Эти три понятия неразрывно связанны, для современного человека важны все. Как уже было сказано ранее, в условиях современной постсоветской России, в условиях непрекращающейся погони за прибылью, именно такие хорошо усвоенные, правильно истолкованные качества каждой личности как патриотизм, духовность, нравственно-правовая культура личности в своём взаимодействии могут стать скрепами общества, гарантией его целостности, возможности противостоять как внешним, так и внутренним негативным факторам. Но перед государством и обществом возникает вопрос о том, как воспитать, развить такие качества в сознании как коллективном, так и индивидуальном. Воспитательная работа в следующих направлениях во многом решит поставленные задачи: в первую очередь необходимо воспитывать уважение и преданность к историческим личностям общенационального уровня. Ими могут быть только общепризнанные герои. Люди, на чьём счету совершение непререкаемых подвигов, признаваемых людьми любых политических, идеологических, конфессиональных убеждений. Ими могут быть как военнослужащие, так и учёные, писатели, политики. Все граждане нашей страны, внесшие вклад в её развитие. Такие как, Александр Невский, Юрий Гагарин, Сергей Королёв, Михаил Кутузов, Михаил Лермонтов. Кроме того для воспитания патриотических чувств, желания служить Отечеству, оборонять его важно с раннего детства прививать чувства гордости, уважения перед государственными символами Российской Федерации – флагу, гербу, гимну, иным символам. Обязательное изучение в рамках дисциплин «история отечества» и «основы безопасности жизнедеятельности» российского исторического наследия, значения исторических святынь, побед русского оружия. Причём здесь особенное внимание следует уделять как коллективным, так и индивидуальным подвигам, проявлениям мужества и отваги – самопожертвованию Александра Матросова, подвиду 28 панфиловцев, 26 бакинских комиссаров, героическому акту Ивана Сусанина. Именно такие примеры пробуждают желание подражать, следовать им. Для воспитания и развития духовности также важно изучать отечественную историю. Именно она повествует о том, что соборность – исконное качество русского народа, показывает, какие ценности являются для нашей страны традиционными, к чему издревле стремился наш народ. Такое знание поможет воспитать преемственность в передаче этих ценностей, этого наследия. Чтобы сформировать высокую нравственно-правовую культуры личности важно в рамках изучения дисциплин «обществознание» и «этика» прививать уважение к Конституции, нормам законов, принципам коллективной жизни, сосуществования в обществе, основанным на правилах этикета – уважительного отношения людей друг к другу, интересам, особенностям друг друга. Причём необходимо реалистично и максимально доступно разъяснить все выгоды такого поведения, постараться добиться того, чтобы следование нормам закона и этикета было не какой-то демонстрацией воспитанности в обществе, а единственной допустимой моделью поведения, потребностью. Именно это называется культурой личности. Одновременно с вышеуказанными направлениями воспитательной работы следует применять и подавление антипатриотических чувств, модели культуры личности недопустимой для общества, отрицания духовности как обязательного атрибута сознания личности. Для этого можно использовать те же методы. В частности демонстрация аморальности поведения, оснований для осуждения знаменитых личностей, отстаивающих такие ценности, их вреда интересам нашего народа и государства. Следует также постараться показать противопоставление своих интересов интересам общества у лиц и социальных групп, придерживающихся иных моделей культуры личности, нежели нравственно-правовой ущербности таких субъектов. Как уже было сказано выше именно государство должно играть ведущую роль в воспитании и развитии таких качеств как патриотизм, духовность, культура личности. Именно оно обладает полным объёмом необходимых для этого полномочий, только оно может устанавливать какие – либо правила, одинаковые для всех и следить за их реализацией. Но это не значит, что вмешательство государства может заменить воздействие со стороны семьи, школы и общества. Наоборот, только совместная, хорошо организованная их работа в воспитательной работе может привести к желаемому результату.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вежевич Т.Е. Моделирование систем патриотического воспитания школьников: методология, теория, практика. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2010. – 392 с.
Коржова Юлия,
студентка 5 курса СПФ АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.пед.н., доцент М.Н. Егизарьянц
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО СПЛОЧЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КОЛЛЕКТИВА
В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Аннотация
The article describes the socio-pedagogical conditions influencing the process of formation and formation of the team. Discloses the methods, techniques and forms of socio-pedagogical work team building.
Жизнедеятельность коллектива выступает базой накопления его членами социального опыта, сферой самоутверждения и самореализации, а также обеспечивает переживание его представителями определенных социальных ролей [1]. Только в сплоченном коллективе преобладают отношения взаимопонимания и взаимопомощи.
Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, которая связана с реализацией социально-педагогических условий: а) доброжелательная и комфортная атмосфера, в которой каждый ребенок ощущает себя необходимым и значимым; б) «ситуация успеха» для каждого члена подросткового коллектива, способствующая его самоутверждению в среде сверстников социально адекватным способом; в) приобретение каждым воспитанником социального опыта; г) наличие органов детского самоуправления, способного реально влиять на содержание деятельности коллектива [2, 4].
Рассмотрим следующие социально-педагогические приемы сплочения коллектива подростков.
1. Организация знакомства, предполагающая проведение небольшой игры, во время которой каждый из присутствующих (включая социального педагога) расскажет всем немного о себе. Возможны и такие игры, как «О себе в 3-х словах», «Страна перевернутых имен» и т.д.
2. Разработка вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в коллективе. Правила, разработанные самими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.
3. Выбор лидера. Первоначально это может быть староста класса, помогающая в организационных вопросах, – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).
4. Введение системы постоянных или временных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такое поручение (несложное для исполнения) поможет каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, так как он будет выполнять его для всех. Назовем для примера организацию дежурства во время и после занятия, проверку готовности всех ребят к занятию и т.д.
5. Формирование относительно постоянного актива, от которого может исходить инициатива в определении тематики и форм не только мероприятий досугово-развивающего характера, но и учебной работы [1, 4].
В качестве форм работы социального педагога, направленных на сплочение подросткового коллектива можно выделить: дискуссии, беседы, состязания, конкурсы, экскурсии, походы, художественно-эстетическая деятельность, общественно полезный и творческий труд, тренинги. Также возможно проведение классных часов, которые могут проводиться в форме тематической лекции или экскурсии, воспитательного часа, классного собрания [3].
Сплочение коллектива невозможно без применения соответствующих методов социально-педагогической работы:
- методы формирования позитивного социального опыта и организации деятельности (упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций требование, инструктаж и т.д.);
- методы формирования сознания (разъяснение, объяснение, внушение, метод примера, работа с литературой и т.д.);
- методы стимулирования и мотивации поведения и деятельности (игровые методы, эмоциональное воздействие, наказание, поощрение и т.д.);
- методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (анализ результатов деятельности воспитанников, диагностика, самоанализ, социально-педагогический мониторинг и т.д.) [1].
Таким образом, сплочение коллектива – это сложный и многоплановый процесс, требующий постоянной и систематической работы с использованием определенных социально-педагогических приемов, форм и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. – Архангельск, 2010.
2. Коменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. – М., 2008.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 2009.
4. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. – М., 2008.
Кочура Марина,
студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
The concept cultural wealth covers public ideals, installations and estimates, and also standards and a ban, the purposes and projects, standards and standards, the principles of action expressed in the form of standard ideas of the benefit, the good and evil, fine and ugly, fair and unfair, lawful and illegal, about sense of history and mission of the person, etc.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.
В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ – духовность. Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…
Духовный мир личноститесно связан с духовной жизнью общества. Это понятие характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. На духовный мир человека неизбежно накладывают свой отпечаток духовная жизнь, ценности общества, в котором он живет, в его деятельности проявляются многовековые традиции и особенности века нынешнего. Но внутренний мир человека отнюдь не пассивное отражение внешних условий. Складываясь из множества биогенетических, социальных и духовных предпосылок, внутренний мир приобретает черты определенной целостности. Благодаря непрестанному соотношению внутреннего мира, внутреннего опыта с миром внешних обстоятельств и складывается человеческая личность.
Рассмотрим определение «личность», данное российским философом А.Ф. Лосевым, прямо связанное с внутренним миром человека: «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со всем окружающим. Соотношение личностей и есть общество». Следовательно, каждый человек, индивид может быть рассмотрен и правильно понят как представитель общества на данном этапе его развития.
Духовный мир человека – целостное и в то же время противоречивое явление, это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т.е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Понятие духовные ценности охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т.п.
«Духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.
Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это – необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельности и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественноисторическим путем и извлекаются из массовой житейской практики.
Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».
Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них – И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.
Категорический императив – это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». (Максима – высший принцип, высшее правило). Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категорического императива И. Канта, известный философ XX в. К. Поппер (1902-1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».
Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).
Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.
Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности».
Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.
На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.
Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.
Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать добро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек – это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».
Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть – это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Поэт Осип Мандельштам писал: «...Совесть твоя: Узел жизни, в котором мы узнаны. Без совести нет нравственности. Совесть – внутренний суд, который человек вершит над самим собой». «Угрызения совести, – писал Адам Смит более двух веков назад, – самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».
К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т.е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют, как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему – особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности – это, прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М., 2009.
2. Брушлинский А.В. Психология субъекта // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 2. – С. 15-17.
3. Дудко В.А. Психологические основы процесса развития и преобразования личности // Мир психологии. – 2012. – № 2 (70). – С. 46-53.
Лукьяненко Диана,
студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)
Научный руководитель: к.псх.н., доцент И.А. Твелова
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1253;