В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
"Проблема" есть разновидность "вопроса". Если вопрос может быть отделен от поиска еще не известной никому информации (например, вопрос преподавателя ученикам начальных классов), то проблема есть такой вопрос, который тесно связан с поиском новой информации; ставится задача, зачастую трудная, требующая исследования, разрешения. Она лишь в некотором смысле есть знание, уже имеющееся, но это знание - о незнании. Проблема неотрывна от поисковой ситуации, которая может дать положительный результат, но может и не дать. Проблемы могут быть существенными и несущественными, главными и второстепенными и т.п. Специфика проблем в философии:1) их предельный характер(шире этих проблем: "что такое субстанция?" "что такое причинность?" и др. в познании нет); 2) их вечность, инвариантность(с древнейших времен поставлены вопросы: что такое смысл жизни, в чем заключается счастье и т.п., а они остаются актуальными и сегодня).
В философии проблемы концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее - на "проблему человека". И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, так как три первых вопроса относятся к последнему2. От центрального вопроса расходятся радиально несколько групп вопросов (проблем), соответствующих структуре мировоззрения: это проблемы жизневоззренческие(экзистенциальные), затем теоретико-познавательные, аксиологические, праксиологические(духовно-практические) и природно-косми-ческие.Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимодо-полняют друг друга, как, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы "удалены" они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема "части и целого"), являются все же так или иначе связанными с ней, конкретизируя ее и содействуя
1 Соколов В.В. Философия в исторической перспективе // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 137.
2 Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 332.
осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.
Информация, получаемая при постижении проблем, концентрируется в философских понятиях (категориях), законах и принципах.
Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человеческих потребностей и интересов обусловливает и широкую полифункциональность философии.Можно выделять познавательные и идеологические ее функции, которые затем, в зависимости от уровня понятий "субъекта" и "объекта", будут подразделяться на множество подфункций. Часто за основание делений функций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи следующие подфункции (или функции): в мировоззренческих - гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отражательно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристическую, координирующую, синтезирующую и логико-методологическую функции.
Место философии в системе культуры.Начиная с античности, философы отводили философскому знанию центральное место среди многообразных сфер культуры. Некоторые из них даже ставили философию на самый высокий уровень обобщения знания, а отдельные направления культуры рассматривали как ее подразделения. Так, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую (знание о человеческой деятельности и ее результатах) и изобразительную (творческую). Первая охватывала метафизику, физику и математику, вторая - этику, экономику и политику, а третья философия - поэтику, риторику и искусство. С его точки зрения, философия есть такой род знания, который может быть определен как "главная и главенствующая наука, которой все другие науки, словно рабыни, не смеют прекословить"1. Творец "Великого Восстановления Наук" Ф. Бэкон (1561-1626) писал, что различные отрасли науки нельзя уподобить нескольким линиям, расходящимся из одной точки, а скорее их можно сравнить с ветвями дерева, вырастающими из одного ствола, который до того, как разделиться на ветви, остается на некотором участке цельным и единым; необходимо признать одну всеобщую науку, которая была бы как бы матерью остальных наук и в развитии их занимала такое же место, как тот общий участок пути, за которым дороги начинают расходиться в разные стороны. Эту науку мы назовем
1 Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 102.
"первая философия", или же "мудрость"1. "Тот, кто в философии и в изучении общих законов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства"2.
У Аристотеля и Ф. Бэкона, которых разделяют более полутора тысяч лет, нет принципиального расхождения в понимании сути философии как учения о всеобщем, хотя, как мы видим, имеется и своеобразие в ее трактовке. Да и отношение философии к культуре (или отдельным обширным ее сферам) тоже неодинаково: у Аристотеля оно скорее экзогенного плана, а у Ф. Бэкона - эндогенного. Но в обоих случаях оказывается, что философия проникает все области культуры, являясь ее общим основанием (или "корнем").
Философия, вернее, значительная ее часть, особенно онтология, или учение о бытии, о природе, а также учение о мышлении, обладает всеми признаками натуралистского, естественно-научного знания: объективностью, логической принудительностью, подчиненностью принципу достаточного основания, возможностью проверки на практике и т.п. Это не только сближает философию и естествознание, но и позволяет им воздействовать друг на друга в содержательном отношении: философские представления (о причинности, о времени и т.п.) проникают в саму ткань различных естественно-научных теорий, выполняя конструктивную функцию; ни одна теория в науках не может возникнуть и функционировать без тех или иных блоков философских понятий (преломляемых на пути к создаваемой теории в тот или иной комплекс общенаучных принципов). Конечно, ученый может выбрать не самое лучшее среди философских понятий и принципов, и тогда философия не приведет к успеху. Нужно научиться умению выбирать из многоразличного философского материала то, что окажется эффективным в решении частнонаучных проблем, т.е. в построении гипотез и теорий. С другой стороны, научные понятия, и прежде всего общенаучные, служат одним из источников развития философии и способны порой переходить в философские категории (пример - понятия "система", "элемент", "структура"). Аналогично и взаимоотношение философии с идеологией, с гуманитарным знанием, с искусством. Связь с искусством проявляется, в частности, в том, что в философском творчестве большую роль играет субъективно-личностный момент, эмоциональность философа, сказывающаяся как на форме, так и на содержании произведения философа. Проникая друг в друга, философия и наука, философия и идеология, философия и искусство в целом содействуют позитивному разви-
1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 200.
2 Там же. С. 142.
тию всей культуры. Известный русский мыслитель и литературовед М.М. Бахтин справедливо отмечал, что философию "можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)"1.
Философия есть ядро, синтезирующее все сферы культуры и в то же время мировоззренческое и методологическое ее основание.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 844;