Основной, центральный вопрос любого мировоззрения - это вопрос об отношении человека и мира.
Главными формами мировоззрения являются: мифологическое, повседневное(или обыденное), религиозное, художественное, натуралистское, философское.Они главные потому, что наиболее широко распространены и играли в истории человека (или играют ныне) значительную роль в его духовном развитии.
Типы мировоззрения выделяются по разным основаниям: если брать средства, которые преобладают при постижении мира, его структур, отдельных систем, то таковыми могут быть чувственно-образные (как, к примеру, в религиозном и повседневном типах мировоззрения) либо понятийно-знаковые (как в философском или натуралистском мировоззрениях); по общей ориентации в мире (что брать за первичное: дух или природу) выделяются идеалистические или материалистические мировоззрения; если в основании мировоззрения лежит одна какая-либо субстанция, то перед нами - монистические, если две и более субстанции, то - дуалистические и плюралистические мировоззрения. Возможны разные всеобщие методы, используемые в мировоззрении при его применении; тогда мировоззрение оказывается либо "метафизическим" (в смысле: односторонне аналитическим), либо "диалектическим" (нацеленным прежде всего на поиск и решение противоречий, на выявление связей, развития, системного характера объекта); в зависимости от уровней понятия "человек", или "субъект", мировоззрения могут быть личностными, социально-групповыми, классовыми и мировоззрениями государства, нации, общества в целом. Имевшиеся в истории общества несколько общественно-экономических формаций (или "эпох") также дают группу мировоззрений ("феодальное", "эпохи Возрождения" и т.п.). Имеется много других типов мировоззрения ("сенсуалистическое" и "рационалистическое", "сциентистское" и "антропологистское",
"националистическое", "шовинистическое", "тоталитаристское" и т.п.). Типы входят в формы мировоззрений, расчленяя их на значительное число относительно самостоятельных направлений в решении крупных мировоззренческих проблем и оставляя возможность (в большинстве случаев) для взаимодополняемости этих направлений (или подходов) в пределах единой формы мировоззрения. Да и между, казалось бы, самыми противоположными формами можно обнаружить немало общего как в предмете, так и в средствах постижения объективной и субъективной действительности.
Во всех типах, как и формах, мировоззрения главным, основным вопросом является вопрос об отношении человека к миру.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1508;