Активизации познавательной деятельности при изучении нового объекта

  Мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта    
  История происхождения и развития Нового объекта
  Качественные характеристики объекта  
  Взаимосвязи объекта с другими предметами и явле­ниями  
  Прогноз развития нового объекта  
  Результаты изучения объекта и использование (применение) его  
  Личное мнение об этом объекте  
     

 

Алгоритм показывает, как эффективно нужно подходить к изу­чению нового объекта. Представьте себе, что перед вами встала задача — изучить какой-то новый процесс, новое явление, новую тему. Это может быть тема вашего реферата в школе, диплома, тема курсовой работы, диссертации, тема любого интересного для вас занятия, если хотите, на уровне хобби, например, вдруг вам понравился какой-то предмет и вы начинаете его изу­чать. Мы предлагаем алгоритм, который поможет решить эту задачу более рационально, более эффективно, с меньшими затра­тами достичь большего.

Алгоритм активизации познавательной деятельности при изу­чении нового объекта состоит из семи блоков.

Первый блок алгоритма — мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта. Как возникает интерес к изучению ново­го объекта? Допустим, вы решили заняться разведением овощ­ных культур. Здесь существует множество направлений, например гидропоника. Оказывается, можно выращивать овощные культуры без земли, просто на одной воде. Итак, есть мотив. Допустим, нас интересует разведение огурцов на садово-огородном участке с использованием этого метода. Как это сделать лучше? Переходим к следующему блоку алгоритма.

Второй блок алгоритма — происхождение и развитие нового объекта. Всегда старайтесь докопаться до сути. Знание истории помогает избежать ошибок, найти верный путь, а иногда получить ценные сведения. Недаром говорят: что новое — это хорошо забытое старое.

Третий блок алгоритма — качественные характеристики. Вы должны как бы сопоставить качество всех вариантов, которые у вас возникли. Наконец, сопоставить с тем, что вам нужно.

Четвертый блок алгоритма— взаимосвязи предмета, объекта с другими предметами или явлениями. Всегда любое положение, любая идея обрастают какими-то смежными связями. И эти связи вы должны изучить. Итак, что нужно знать, чтобы заниматься гидропоникой? И биологию, и биохимию, физику и массу других вещей. Оказывается, нам может помочь даже знание электро­ники.

Пятый блок алгоритма — прогноз развития объекта. Вы долж­ны хотя бы для себя решить вопрос: а имеет ли будущее то, чем вы предполагаете заниматься? И естественно, это даст вам возможность оценить, в каком виде, в какой мере и какие силы вкладывать в это дело. Возможно, это будет ошибочное мнение, но оно должно у вас четко сформироваться. Прогноз развития нужно иметь всегда.

Шестой блок алгоритма — результаты изучения объекта и их использование. Вы должны как бы подвести итог вашего иссле­дования, зафиксировать его в виде самостоятельного отчета. Этот блок можно назвать доминантой всего происходящего.

Седьмой блок алгоритма — ваше мнение о выбранном занятии.

Если вы приложите этот алгоритм сегодня к тому виду дея­тельности, которым занимаетесь, то очень скоро увидите, что действительно он расширяет ваши возможности и, самое глав­ное, качественно повышает результативность вашей деятельности.

Интеллектуальный потенциал личности

Что такое интеллект? Умственная способность, которая вообще присуща каждому человеку. Интеллект, как вам хорошо извест­но, у всех разный. Значит, правильнее сказать, что интеллект — это степень проявления умственной способности. Здесь нужно подчеркнуть одно очень важное обстоятельство. Достижения ума можно использовать и во зло людям, во зло человечеству. Поэтому только развитие духовности дает возможность челове­ку с интеллектом работать на благо людей, общества и Все­ленной. Суммируя все предыдущее, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал личности складывается из семи основных факторов:

1. Физическое и психическое здоровье, уверенность в своих силах, критическое отношение к себе.

2. Здравый смысл и логическое мышление при наличии разви­того воображения.

3. Активное использование алгоритмов умственной деятель­ности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание, память.

4. Желание и умение постоянно учиться, в том числе на под­сознательном уровне.

5. Профессионализм и компетентность в конкретной пред­метной области знаний.

6. Высокий уровень обязательности.

7. Развитая рефлексия — умение видеть события и себя со стороны, а также открытость в общении.

Упражнение 7-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 7 за 1 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два—0,8, на один — 0,6.

Упражнение 7-2. Освоение алгоритма активизации позна­вательной деятельности.

Изучите алгоритм (см. с. 78—79), зарисуйте его на отдельном листочке в двух экземплярах. Один экземпляр разместите перед своим рабочим столом так, чтобы он всегда был в поле зрения. Другой экземпляр постоянно носите с собой. Очередную стоящую перед вами задачу не спеша проработайте в соответствии с блоками алгоритма. Вы убедитесь в колоссальной эффектив­ности этого метода.

Упражнение 7-3. Развитие внимания.

1. Если вам нужно быстро и качественно изучить новое явление, прежде всего разделите его на части, исследуйте каждую основательно и только потом составьте ясное представление о целом. Подобное умственное расчленение предмета помогает памяти воспринимать глубокие впечатления, которые при желании легко восстановить.

Лучший способ уяснить себе какую-либо вещь — это сформу­лировать вопросы о ней. Лучший путь к пробуждению знаний о вещи — это задать себе вопросы о ней, так, как мы форму­лировали их в начале беседы. Лучшее средство запечатлеть вещь в уме — это поставить себе вопросы, которые могут обна­ружить все ее значение.

Для иллюстрации этой мысли возьмем известное стихотво­рение М. Ю. Лермонтова «Парус». Расчлените и проанализируй­те любую фразу стихотворения. Если поставить вышеприведен­ные вопросы и вникнуть в них, вы никогда не забудете этого стихотворения. Образ паруса и мечты навсегда запечатлеется в вашем уме.

В «Парусе» активными словами являются глаголы, а все остальное зависит от этой активной части. Обычно внимание легче привлекается активными словами. И если действие пред­ложения запечатлелось в уме, остальные слова свяжутся с ним по закону ассоциации идей. Поэтому при заучивании наизусть любого текста установите аналитическим методом, что значит в этом тексте каждая ее часть.

2. Если у вас слабо развито чувство географической мест­ности, начните с того, что изучайте различные маршруты. Необ­ходимо замечать границы пунктов, которые вы прошли, направ­ление, в котором ехали, предметы и вывески, которые встречали на пути. Остановитесь на несколько минут на углу улицы и сориентируйтесь относительно места, где вы стоите. Прежняя ваша ошибка заключалась в том, что вы не замечали тех предметов, мимо которых проходили. Человек с большим чувством места воспринимает эти предметы почти инстинктивно, но вам надо сначала автоматизировать ваше восприятие, сознательно на все обращая внимание, пока это не войдет в привычку, не станет вашей второй натурой. Изучайте дорожные, туристские и обыкновенные карты и совершайте в уме путешествия по железной дороге, водя пальцем по карте.

Если вы живете в большом городе, тщательно изучите его план. Начните с какой-нибудь точки на карте и идите к намечен­ному месту, запоминая названия улиц и переулков, по которым или мимо которых проходите. Но при этом не теряйте пред­ставления о направлении, в котором держитесь. Совершите тот же путь обратно, сворачивая там, где нужно.

Совершите еще раз ту же прогулку (по карте), но другим путем. Удивительно, как подобное упражнение обостряет чувство местности и направления! Будьте внимательны ко всему!

Хорошо бы даже выучить наизусть карту целиком или хотя бы часть ее. Постарайтесь нарисовать ее в общих чертах и указать на ней возможно больше интересных пунктов. Затем прибавьте постепенно частности. Цель этого рисования — тре­нировка внимания.

3. Чтобы воспитать наблюдательность в отношении лиц и их черт, следует изучать встречающихся вам людей. Если они чем-то заинтересовали вас, отмечайте характерные детали в их внеш­ности. В это время нужно посто­янно думать: «Я узнаю вас в следующий раз, как только уви­жу». Эта мысль побудит волю приобрести ясное и отчетливое впечатление. Поупражняйтесь затем в запоминании лиц встре­чающихся людей, представляя себе умственно их образ.

Упражнение 7-4. Практичес­кие занятия.

1. Да, табуретка у нашего «умельца» не получилась. Впро­чем, оглядев свое творение с раз­ных сторон, он увидел пять букв, из которых сложилось его имя (рис. 22). Как же зовут этого горе-мастера?
2. Летела стая гусей. Попа­дается ей навстречу гусь и гово­рит: «Здравствуйте, сто гусей!» Они ему отвечают: «Нас не сто гусей, а вот если бы еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей» (рис. 23).

Сколько их летело?

Решение задач смотрите в приложении 5.

 

Рис. 22. Практическое задание

 

Рис. 23. Практическое задание

 

Упражнение 7-5. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на прочтение книги 20 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид».


БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. ПАРТИТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Гениальность и внимание

Психологи определяют гениальность как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Гений в процессе своей деятельности создает качественно новые, уникальные творения, открывает ранее не изведанные пути творчества.

История воззрения на природу гениальности связана с разви­тием понимания специфики творческого процесса как особого вида деятельности. Еще со времен античности гениальность рассматривается как иррациональный, т. е. не связанный с работой разума, вид деятельности. Действительно, такие явления, как вдохновение и озарение, составляют главную основу твор­ческого процесса гениальной личности.

Со времен эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма, и только в XIX—XX вв. получают развитие психологические и социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Именно в результате этих исследований была установлена главная особенность деятельности гениальных людей — их уме­ние быть всегда внимательными. Можно позавидовать гениальным людям, у которых внимание организовано, если так можно ска­зать, стихийно, на генетическом уровне. В них заложена такая программа: всегда быть внимательным. И они в течение всей своей жизни доказывают, что действительно умеют управлять своим вниманием. Почему гений успевает сделать очень много и все, что он делает, всегда гениально? Почему? Да потому, что в отличие от простых людей, обладающих средней возмож­ностью внимания, гений всегда занимается в режиме непроиз­вольного внимания. В единицу времени он успевает сделать зна­чительно больше, чем все остальные. За счет чего? Прежде всего за счет внимания.

Значит, чем больше мы тренируем свое внимание, чем более внимательными мы становимся, тем более мы приближаемся к уровню гениальности.

Считается, что на земном шаре гениев всего 1 %. Способных людей—90%. Большинство людей—это способные люди, ко­торые могут работать над совершенствованием своего интеллек­та. И главная задача в решении этой проблемы — научиться управлять своим вниманием. Весь комплекс наших упражнений рассчитан именно на это.

Партитурное чтение

Что такое партитурное чтение? Напомним: партитура — это нотная запись музыкального произведения. Как же происходит чтение партитуры? Нам знаком этот процесс, поскольку мы много работаем с композитором Михаилом Экимяном. Ему доста­точно бросить взгляд на нотную тетрадь, где записано его произведение, чтобы через пять минут исполнить его. Вот так возникла идея партитурного чтения. Оно близко к нашей идее симультанного опознания. Практически то, что мы ранее тренировали,— это не что иное, как подходы к организации партитурного чтения.


Алгоритм восприятия

смысловой партитуры фрагмента текста

Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот алгоритм предполагает осмыс­ление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в программе «Доминанта 2000 года», затем продолжали эту работу в программе «Сатори».

Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних программах об идее много­кратного чтения текста, которая была предложена выдающимися библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким обра­зом. Первый раз — читать и не понимать. Второй раз — читать и понимать, что написано. Третий раз — читать и понимать то, что не написано, т. е. как бы подтекст.

Есть произведения, тексты которых целиком построены имен­но на выявлении подтекста или как бы второго слоя. Например, такое выражение: «Масло уже заготовлено. Скоро наступит конец». Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно «Мастер и Маргарита». Герой попал под трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются, понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со знаменитым произведением М. А. Булга­кова.

Наша русская классическая литература отличается богат­ством внутреннего содержания. Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.

Первый аспект — референтно-коммуникативный. Что означает референтный? Реферат — это обзор, а коммуникация — это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале восприятия текста.

Второй аспект — логико-семантический. Мы постоянно говори­ли вам о том, что развиваем невербальное мышление, т. е. образ­ное. Но когда мы читаем научно-технические или научно-популяр­ные тексты, нас, конечно, интересует содержание, смысл и ло­гичность изложения. .

Третий аспект — лексика и грамматика. Мы с вами уже много говорили о том, что живость языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разно­образие лексического состава и является отличительной особен­ностью хороших текстов. Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.

Четвертый аспект — эмоционально-экспрессивный, имеет чрез­вычайно важное
значение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное из­дание учебника «Учитесь быстро читать», стараясь, чтобы его тексты не только были познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.

И наконец, последний, завершающий блок — смысл подтекс­та, т.е. то многообразие второго плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой парти­туры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по горизонтали. Одновременно идет обра­ботка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и третьего. В середине алгоритма — второй блок.

Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не утруждайте себя сейчас попыт­кой формального приложения алгоритма к чтению конкретных текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из этих аспектов. Придет время, и алгоритм «заработает». Так же как и многие другие алгоритмы программы «Ультра-рапид», он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы отодвинут для применения впослед­ствии на подсознательном уровне.

 

Рис. 24. Алгоритм смысловой партитуры фрагмента текста

Упражнение 8-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте текст № 8 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если вы правильно сможете ответить на все вопросы, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два—0,8, на один—0,6.

Упражнение 8-2. Развитие внимания.

Декомпозиция фрагмента текста по партитуре смысла. Дан исходный текст песни «Перекати-поле».

По полю, по полю,

по полю
Цыганская бричка

пылит.
Цветастая юбка

в оборках,
И сердце в груди
не болит.

Припев:

Перекати-поле,

перекати-поле,
Воля, вольная воля!..
Под вечер кибитка

спускалась
К реке, что сверкала

вдали.
По полю, по полю,

по полю
Лошадки цыганские шли.
Припев.

Старинная звонкая песня
Куда-то с собою зовет.

По полю, по полю,

по полю
Цыганская бричка

плывет.
Припев.
Запуталось в сумерках

время,
Что будет, что было

вчера.
На лицах усталых

играет
Веселое пламя костра.
Припев.

Необходимо, выбрав любой фрагмент песни, разложить его на партитурные элементы смыслов в соответствии с приведенными выше алгоритмами (алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста).

Упражнение 8-3. Практические занятия.

1. Разверните мысленно эту ленту, и на каждой ее стороне вы прочтете по одному афоризму знаменитого французского острослова Франсуа де Ларошфуко (рис. 25).

2. Задание: заменяя каждый раз только одну из пяти букв,

постройте цепочку слов, которая превратит «шпагу» в «спорт» (рис. 26).

 

Рис. 25. Практическое задание Рис. 26. Практическое задание
Решение задач смотрите в приложении 5

Упражнение 8-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориенти­ровочное время на чтение книги 20 мин. Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем, что, если у вас возникнут какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4.

 


БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. ВИДЕОТРЕНИНГ РЕФЛЕКСА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ

Что такое видеотренинг?

Выполняя упражнения и задания программы «Ультра-рапид», вы не только тренируете внимание.

Напоминаем вам, что мы решаем комплексную задачу воз­действия на три фактора нашего организма: физический, эмо­циональный и интеллектуальный. Мы надеемся, что вы уже почувствовали те благоприятные изменения, которые произошли в вашем здоровье, в вашем самочувствии, в вашем интеллекту­альном развитии и, конечно, в эмоциональном. Мы надеемся, что вы научились более качественно управлять своим вниманием. Вы почувствовали прирост биоэнергетики, возможность управ­лять своим биоэнергетическим потенциалом. Метод психической саморегуляции лежит в основе сеанса медитации программы «Ультра-рапид».

Что же такое видеотренинг рефлекса сосредоточения? Окру­жающий нас мир огромен, но познаваем. И практически каждая минута нашей деятельности должна быть направлена на решение этой задачи. Нас окружает огромное количество текстов. Мы надеемся, вы понимаете, что текстом мы называем все. Не только книжные тексты, природа — это тоже текст, картина — это тоже текст. Вот почему мы обращаем ваше внимание только на три основных, по нашему мнению, текста, которые должны быть в поле вашего зрения, в поле вашего внимания постоянно, и именно эти три текста вы должны использовать для видеотренин­га рефлекса сосредоточения.


Три текста видеотренинга

Текст звездного неба. Удивительная это вещь — карта звезд­ного неба. Как удалось различным звездочетам древности прийти к единообразной трактовке контуров созвездий? Эта неразгадан­ная загадка ждет своего решения на протяжении многих веков.

Суть нашей методики состоит в нахождении на ночном небе тех или иных созвездий и в запоминании их расположения. Для этого совершим несколько ночных прогулок по звездному небу, чтобы потренировать свою внимательность и изучить основные созвездия.

Начнем с созвездий, которые в наших географических ши­ротах видны в любое время года. Самое известное — Большая Медведица. Семь ее наиболее ярких звезд («ковш с ручкой») легко находит на небе каждый. Это звезды второй величины (слабее только одна верхняя левая звезда «ковша»). Кроме них, в созвездии насчитывается еще 125 звезд ярче шестой величины. Границы созвездия выходят далеко за пределы «ковша с ручкой».

Большая Медведица может служить своеобразным «учебным полигоном»: во-первых, это ориентир, позволяющий отыскивать другие созвездия; во-вторых, она наглядно демонстрирует су­точное вращение небосвода и изменение вида звездного неба в течение года (рис. 27, 28). Наши далекие предки видели семь звезд Большой Медведицы в ином расположении, чем видим их мы. Пройдет еще 100 тыс. лет, и перед взором наших потомков предстанет иная картина звездного неба.

Около звезды Мицар (что в переводе с арабского означает «конь») люди с хорошим зрением видят более слабую звездоч­ку Алькор («наездник») примерно пятой величины. Когда-то по этим звездам проверяли остроту зрения у будущих воинов. В бинокль (или телескоп) Мицар и Алькор видны очень хорошо, причем можно заметить, что у Мицара есть звезда-спутник, т. е. это двойная звезда.

 

 

Рис. 27. Расположение семи Рис. 28. Астроном Г. Рей соединил наиболее звезд Большой Медведицы яркие звезды Большой Медведицы так, что 100 000 лет назад (а), в насто- созвездие и в самом деле напоминает образ ящее время (6) и через поднявшего морду медведя 100000 лет (в)

Созерцание звездного неба — это не просто созерцание и еще одна очень интересная сфера познания. Это размышление, это тренировка вашего внимания и, если хотите, повышение эффективности вашего контакта с Космосом. А мы учимся рабо­тать с ним. Вглядитесь же в Космос, он несет вам энергетику, питает, насыщает вас, позволяет поддерживать здоровье и со­вершенствовать себя. Процесс общения с Космосом происходит непрерывно, хотя многие не замечают этого. Так воспринимайте излучение, работайте с ним. И решайте те задачи, которые стоят перед вами сегодня, для укрепления здоровья, развития своего интеллекта. Итак, видеотренинг рефлекса сосредоточения с использованием звездного неба — это задача номер один.

Следующая задача, которую мы предлагаем вам решить,— это работа с текстами наших замечательных икон. Икона, как правило, изображает духовное событие в трех измерениях: в плане, сбоку и в изометрической проекции. Движения персонажей икона показывает с помощью неестественной повернутости час­тей тела или глаз: один смотрит вбок, другой — на зрителя. Практикуется и показ предметов в обратной геометрической проекции. Стол, например, шире в удалении и уже впереди.

Попробуем сосредоточить свое внимание на канонической иконе Андрея Рублева «Троица». Художник создал памятник общечеловеческой значимости и непревзойденного совершенства. Воплотившая в себе канонические представления об идеальной духовной гармонии, согласии и любви, эта икона вошла в историю мировой культуры как олицетворение высоких достижений древне­русского искусства, а ее создатель удостоился сана святого и канонизирован в празднование 1000-летия принятия христианст­ва на Руси.

Давайте более подробно познакомимся с «Троицей» Андрея

Рублева (1360—1430). Иконопись—это огромная духовная и историческая сокровищница русского народа. «Троица» Андрея Рублева — это чудо подлинного искусства и чудо художест­венного творчества русских иконописцев XIV—XV вв. В XIV в., когда Русь была под татаро-монгольским игом, библейская символика «Троицы» призывала наш народ на путь смирения и страдания и лишь потом, после жертвы, к радости и успо­коению.


Рис. 29. Структурная трактовка иконы Андрея Рублева «Троица»

Эта икона была создана великим мастером иконописи Древней Руси преподобным святым Андреем Рублевым в годы его творческой зрелости. Традиционный библейский ветхозавет­ный сюжет иконы наполнен глубоким поэтическим и философским содержанием. Три лика Троицы — три ангела явились на Землю не только для того, чтобы возвестить патриарху Аврааму (Авра­ам—глава кочевого племени пастухов, жил он, по преданию, в XI в. до Рождества Христова) о чудесном рождении Сына Человеческого и Спасителя мира, Христа, но и для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования. Троица — это символ единения и умиротворения через жертву. Об этом говорят многие детали картины и вся гармоническая композиция (см. рис. 29). Символика иконы и ее иносказа­тельный смысл были хорошо поняты современниками Андрея Рублева. Чаша, к которой протянута рука среднего ангела, отмеченного одеждой с золотым клювом на плече,— это потир — чаша жертвенной смерти, трапеза — престол, гора — это путь возвышения Духа, здание (палати) — это символ вечного и грядущего созидания и строительства, пещера—это символ жилища, дерево — дерево жизни, познания, добра и зла.

«Троица» как истинно каноническая икона олицетворяет любовь и единство, внушая людям, что истинная любовь жерт­венна. Доминирующими цветами являются голубой, золотой (свет Солнца) и лиловый (печаль и скорбь). Краски иконы смиренные, положены они на доску тонко, прозрачно. Письмо ее просто, невычурно. Рублеву удалось достигнуть максималь­ного сгустка художественной и духовной энергии. Общая успо­коенность линейного и цветового ритма чувствуется во всем. Плач и смирение—главная тема русских икон, которая и в [«Троице» нашла свое продолжение. «Будьте едины, как Бог триедин»,— говорит нам невидимый текст иконы.

Поклонение иконам на Руси связано также с восполнением психофизической потребности человека в живом нормальном общении, в чутком и внимательном отношении к нему со стороны живущих здесь и сейчас. Известны случаи чудодейственных исцелений от икон.

Мы проводили эксперимент по измерению энергетического потока, который излучают иконы. Чем более древняя икона, тем больше ее энергетический поток. Это установленный факт.Так вот, иконы несут в себе энергетический заряд. Мы уже говорили вам о том, что в программе «Пятый путь», посвящен­ной анализу всех религий, мы специально рассматриваем и разбираем древнерусские иконы.

Своя икона есть у каждой церкви, своя самая почитаемая, и некоторые церкви так и называются по имени этой иконы Итак, тексты икон. Это еще одно средство тренировки видео­тренинга рефлекса сосредоточения.

И наконец, третье, на что мы хотели обратить ваше внима­ние,— это очень простая, наверное, самая простая из всех трени­ровок, которую можно придумать себе,— чтение книги природы. Когда впервые весной мы попадаем на природу, то радуемся как дети, но мы не умеем изучать, смотреть, познавать природу. А есть люди, которые знают ее в совершенстве. Это, конечно, охотники, люди, которые всю жизнь живут в тайге, например знаменитый Дерсу Узала и многие другие герои, описанные Арсеньевым в его замечательных произведениях. Ведь они,взглянув на тропинку, могут рассказать вам о том, что здесь происходило неделю назад.

Немаловажное значение имеет перенос навыков сосредото­чения с текстов печатных на тексты природы и обратно. В первую очередь это ваша внимательность при сборе лекарственных трав, грибов. Прекрасное это занятие! Рефлекс сосредоточения работает здесь со снайперской точностью, ведь есть грибы и ядовитые.

А вас никогда не занимало, почему совсем близко в траве и далеко на открытой опушке подосиновик видится подосинови­ком, а мухомор — мухомором? Почему лошадь в любом ракурсе представляется лошадью и ничем иным? Между тем это свойство человеческого зрения давно уже не дает покоя ученым. Они назвали такую способность глаза и мозга инвариантностью.

Постоянство восприятия картины мира мы ощущаем как одинаковость предметов, словно имеющих один и тот же размер, хотя расстояния до них бывают разные, а следовательно, и геометрические проекции этих предметов на сетчатке оказываются различными. А вот мозг нормализует, стандартизирует зритель­ный образ. В этом суть чтения книги Природы: человек в эволюции отобрал лишь главное, что помогло ему выжить на Земле.

Правильно говорят психологи: мы смотрим, но не видим. Поэтому простое всматривание в окружающую нас природу и представляет собой еще один способ, который можно назвать видеотренингом рефлекса сосредоточения.

Итак, давайте продолжать наши тренировки. Они очень просты и доступны. Нужно сделать только шаг, только шаг для того, чтобы внимательно посмотреть и провести мгновенный анализ. Самое замечательное в этих упражнениях то, что, пы­таясь как бы сознательно вглядываться, мы тренируем подсозна­тельные возможности своего восприятия и те механизмы мозго­вых процессов, которые управляют явлением непроизвольного внимания.

Повышение эффективности непроизвольных механизмов наше­го внимания происходит тогда, когда внимание организуется само собой, без всяких усилий. И оно само подсказывает вам, что нужно увидеть, на чем сосредоточиться. Это состояние придет в том случае, если вы будете ставить перед собой такую задачу.

Упражнение 9-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 9 за 2,5 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Если вы правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два — 0,8, на один — 0,6.

Упражнение 9-2. Развитие внимания.

1. Развитие зрения с помощью светоразгружающих панелей. Известно, что пороговая чувствительность нашего глаза меняет­ся (снижается или увеличивается) по многим причинам. Близкие предметы, в окружении которых мы живем, способствуют ослаб­лению силы взгляда, поэтому, находясь на лоне природы, старайтесь смотреть на отдаленные предметы, а для тренировки глазных мышц рекомендуется водить глазами вверх, вниз, в стороны, «рисуя» при этом взглядом разные фигуры (на стене, на небосводе).

Полезно также развивать зрение, рассматривая полоски цветной бумаги чистых тонов, а затем зрительно воспроизводить их с закрытыми глазами в своем воображении. После фикси­рования взгляда на цветной полоске посмотрите на белую стену, а потом на следующую полоску.

Особенно резкие сдвиги в чувствительности глаза наблюда­ются при более или менее длительном представлении светящихся предметов и темноты. Расширение зрачков происходит при во­ображении маленького предмета. Эти приемы тренируют глазные мышцы. Однако при признаках глаукомы следует избегать че­редования представлений света и темноты.

2. Тем, кто по каким-либо причинам не может по ночам рассматривать созвездия, рекомендуем тренировать рефлекс со­средоточения в состоянии медитации. Вот, например, упражнение «Огненный цветок».

Сядьте на колени, на пятки, руки на бедрах ладонями вверх. Позвоночник прямой. Закройте глаза и сосредоточьте взгляд на межбровной точке. Дышите через нос — плавно и ровно, как можно медленнее и как можно глубже, но без напряжения. После того, как установится ритм дыхания, говорите про себя следующее:

«С каждым вдохом моя грудь наполняется праной — жизнен­ной энергией. Я забираю, впитываю всю прану и выдыхаю пустой воздух. Я чувствую эти потоки праны, они теплые. Я направляю их в низ живота, к основанию крестца и копчика. С каждым вдохом горячий поток устремляется вниз, и я чувствую, как в основании крестца возникает жар. В центре этого жара я ощущаю уплотнение в виде ореха. Разогреваю его до появления ощущения огня, и он, разогретый, дает росток, который устремляется вверх, вдоль позвоночника. Одновременно два ростка в виде корней устремляются в ноги. С каждым вдохом я направляю потоки огня все выше и выше, а корни — по ногам до стоп. Горячий ствол, дойдя до области сердца, дает завязь, из которой в виде листьев прорастают в руках два стебля. Ствол под давлением энергии, которую я вдыхаю, продвигается в голову до центра мозга, где дает завязь в виде закрытого цветка.
Я чувствую себя цветком. Мои разогретые стопы-корни и мои горячие ладони-листья начинают получать энергию извне напрямую. Потоки энергии свободно входят в меня через стопы и ладони и поднимаются по стволу до завязи цветка. Под действием огненной энергии цветок раскрывается — ощущение крыши черепа—и исчезает. Теперь я весь—раскрытый огнен­ной цветок!

Потоки энергии свободно входят в меня через распустив­шийся цветок и пронизывают все тело! Чистая лучистая энергия вымывает из меня всю грязь! Все мои проблемы, болезни и недомогания вытесняются чистым потоком вниз и выходят из моих стоп наружу. Закончив процесс очищения своего тела и сознания, я направляю свои чистые мысли на благо всего живого, искренне желая всем избавления от грязи, порожденной эгоиз­мом, неведением, злобой, гордыней и завистью! Я ощущаю свою тождественность и неразделенность со всеми живыми существами и преисполняюсь глухим состраданием ко всем существам, стра­дающим в этом мире». Заканчивая процесс медитации в обратной последователь­ности, закрывайте магический цветок, опускайте огненный стебель, листья и корни в основание крестца и успокойте жар. Зани­маться следует ежедневно натощак утром в хорошо проветри­ваемой комнате и вечером перед сном.

3. Регулярно раз в месяц вечером зарисовывайте положение «ковша с ручкой» относительно горизонта. Вы убедитесь, что весной «ручка» указывает на восток, летом — на юг, зимой — на север.
Проверьте остроту своего зрения: видите ли вы невооруженным глазом Алькор?

Рис. 30. Практическое задание

 

Понаблюдайте за Мицаром в бинокль, а если есть возможность, в небольшой телескоп.

Упражнение 9-3. Практические занятия.

1. Ребус (рис. 30).

2. Сколько у клоуна в круге букв «А» и «Т» (рис. 31)?

Решение задач смотрите в при­ложении 5.

Упражнение 9-4. Чтение в ре­жиме «Ультра-рапид».

Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера Примерный объем книги 180—200 страниц, или 400 000 знаков. Ори­ентировочное время на чтение книги 35 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем вам, что, если у вас возникнут какие-то сомнения, неясности по этому воп­росу, следует обратиться к беседе 1—упражнение 1-4.

 

Рис. 31. Практическое задание


БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. СВЕРХВНИМАНИЕ.
КАК ЕГО ТРЕНИРОВАТЬ

Учись быть внимательным

Наша заключительная десятая беседа посвящена организации процессов сверхвнимания. Предлагаем вам небольшой отрывок из книги популярного американского писателя:

«Эх, Арчи, Арчи! Столько лет я тебя учу быть наблюда­тельным. Ты распустился. Недавно мистер Кремер показывал нам список имен на листке бумаги. Седьмым по счету шел Бэйрд Арчер.

...С тех пор прошло полтора месяца, а я и взглянул-то на этот список одним глазком. Вы, правда, тоже, но ведь вы — это вы».( Рекc Стаут. Убийство из-за книги.—М.: СП Интеграф Сервис», 1992.)

Так пререкались знаменитый детектив Ниро Вульф и его по­мощник Арчи Гудвин. Такой сверхвнимательности, какая у Ниро Вульфа, можно только позавидовать. Правда?!

Как и во всех предыдущих наших программах, в наших беседах мы предлагали вам определенные упражнения, обширный инструментарий. Это не просто разговоры и размышления, призывающие вас к каким-то умственным действиям, а конкрет­ные упражнения, задача которых формировать в себе измененное состояние сознания. Сегодня это средство выживания в любых стрессовых ситуациях.

Наша беседа подводит итог вашей работе в течение многих недель. Давайте вспомним важнейшие упражнения, которые вы выполнили за это время.

Методы и средства психофизиологического воздействия, используемые в программе «Ультра-рапид»

Измененное состояние сознания Медитация на мантре «СО ХУМ»
Медитация на пламени свечи
Биолокационный эффект
Пранаяма

Открытие третьего глаза
Использование медитативной фразы:

«Внимание, интеллект, сверхбыстрое чтение»

Развитие интеллекта Работа с таблицами Андреева — Шульте
Чтение в режиме «Ультра-рапид» познавательных книг и брошюр

Управление эмоциональным состоянием, физическое развитие

Йоговские упражнения — асаны

Дыхательные упражнения — пранаяма

Пальминг

Самомассаж биологически активных зон

Средства психической саморегуляции

Начиная с первой программы «Доминанта 2000 года», мы предлагаем вам различные средства психической саморегуляции. В программе «Ультра-рапид» они подкрепляются еще более эффективными, еще более мощными средствами. Какие они?

Первое — медитация на мантре «СО—ХУМ». Это замечатель­ная мантра! Она дает возможность использовать звуковые вибрации, управлять внутренним состоянием. Медитация на мант­ре «СО—ХУМ» представляет собой способ так называемой ди­намической медитации, которая дает возможность реализовать процесс медитативного погружения в любой ситуации: на транс­порте, во время беседы, во время слушания доклада или сообще­ния, везде и всюду, всегда вы можете научиться входить в медитативное состояние.

Следующее средство — медитация на пламени свечи. Огонь, пламя свечи — это очищающее пламя. Не случайно многие религии мира и наше православие используют культ свечей. Цвет свечи имеет глубокую физиологическую основу. Очень хорошо, если ваша свеча куплена в церкви. Это тоже имеет значение.

Мы используем с вами также биолокационный эффект — рамку биолокации. Как только вы берете в руки рамку, вы сразу чувствуете, что действительно та энергетика, то биополе, о котором многие говорят, есть, вы научились чувствовать его, особенно те, кто много работал.

Большое значение в нашей программе занимает пранаяма. Что такое прана? Это жизненная энергия, которая пронизывает Космос. Надо научиться получать эту энергию. «Гамма» ды­хательных упражнений решает эту задачу.

И наконец, медитативная фраза. Она очень простая: «Вни­мание, интеллект, сверхбыстрое чтение». Эта фраза должна произноситься вами ежедневно. Она тоже помогает решению этой задачи.

Все, что мы с вами рассмотрели,— это процесс введения в измененное состояние, т.е. управление своим эмоциональным состоянием.

Как решается задача интеллектуального развития? Прежде всего мы рассматриваем с вами отдельные актуальные проблемы интеллектуальной деятельности. Кроме того, мы научились ра­ботать с таблицами Андреева — Шульте — одним из изобретений «Школы Олега Андреева». Эти таблицы существенно отличаются от таблиц, которые вы использовали в программах «Доминанта 2000 года» и «Сатори». Цифры в таблицах Андреева — Шульте и цветные и объемные. И вы уже убедились, что работать с ними очень интересно и полезно. Вы одновременно развиваете как левое, так и правое полушарие головного мозга. Это самое результативное упражнение программы «Ультра-рапид».

И наконец, мы не забываем о физическом развитии. Ибо хорошее физическое здоровье — это основа интеллектуального совершенствования. Мы предлагаем вам самомассаж биологи­чески активных зон, некоторые новые упражнения из йоговских асан, дыхательные упражнения — пранаяма. И самое важное упражнение программы «Ультра-рапид» — пальминг, широко из­вестное на Западе.Исследования специалистов в области зрения показывают: на сегодняшний день нет лучшего профилактического средства, обеспечивающего сохранение и укрепление зрения. Многие говорят: «Ну, а что здесь особенного происходит, мы же закрываем глаза, когда спим ночью, значит, они отдыхают». Но это не так. Глаза отдыхают тогда и только тогда, когда вы выполняете упражнение «Пальминг».

Это упражнение имеет глубокие психофизиологические корни. Вы не просто закрываете глаза, вы закрываете их своими руками. И тем самым вы обеспечиваете контакт, контроль, вы согреваете ваши глазные яблоки. Но это еще не все. Ваша задача заклю­чается в том, чтобы не просто сидеть с закрытыми глазами, а управлять вашим внутренним созерцанием. В процессе выполне­ния этого упражнения ставится задача увидеть абсолютно чер­ное тело. Это задача не одного дня, недели, может быть, даже не одного месяца. В последней, десятой беседе мы только обозна­чим направления ваших самостоятельных занятий. Будьте настой­чивы! Мы говорим вам: положительные результаты будут. Ра­ботайте!

Упражнение 10-1. Определение коэффициента внимания. Прочтите тест № 10 за 4,5 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, если вы пра­вильно сможете ответить на все три вопроса, на два — 0,8, на один — 0,6.

Упражнение 10-2. Развитие внимания.

I. Американские психологи проследили связь между отноше­нием к жизни и физическим здоровьем у группы выпускников Гарвардского университета. Оказалось, что частота заболеваний и их тяжесть связаны с тем, как сильно и часто больные под­вержены различным стрессам. Загнанные внутрь страхи могут приводить к сердечным нарушениям. Инфаркт возникает, как правило, из-за того, что конфликты слишком долго «заметались под ковер» и не получали должного разрешения. Другими сло­вами, стресс явно способствует болезням.

Специалисты давно наблюдают, что люди с замкнутой, скрытой психикой больше подвержены таким недугам, как повышенное кровяное давление, язва и даже рак.

Задание. В течение двух недель записывайте в тетрадь свои обиды и огорчения или поговорите о них откровенно с теми людьми, кому вы доверяете (с родителями, братом или сестрой, дедушкой или бабушкой и т. д.).

II. Наш всемирно известный театральный режиссер Констан­тин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой любой человек может управлять объемом своего вни­мания. Станиславский разделил все пространство внимания на три круга:

большой круг — все обозримое и воспринимаемое прост­ранство. В театре или цирке это весь зрительный зал;

средний круг — круг непосредственного общения и ориенти­ровки. В театре или цирке это сцена или арена цирка с играю­щими актерами;

малый круг — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль.

Психолог В. Л. Леви добавил к этой схеме еще один круг — круг внутреннего психологического пространства человека — это особая зона наших мыслей и ощущений внутреннего ду­шевного плана.

В повседневной жизни наше внимание ориентируется при восприятии картины мира на эти четыре круга. Установка вни­мания на тот или иной круг более всего зависит от деятельности человека в конкретной ситуации.

Начнем тренинг. Итак, волевое упражнение «Прожектор внимания».

1. Произносите про себя формулу самовнушения: «Внимание! В моей голове находится прожектор. Его луч может осветить что угодно с колоссальной силой и яркостью. Когда он нацелен на что-нибудь, ничего другого уже не существует, все прочее погружается во тьму. Этот прожектор — мое внимание!

Я управляю его лучом,

Как хочу, он вездесущ,

Он пронзителен и ярок,

Легко двигаясь, он с огромной яркостью

и силой освещает необходимое...»

Такое волевое, императивное самовнушение действует безот­казно.

2. Теперь выберите какую-то точку в большом круге внима­ния, например дальний-дальний огонек на горизонте или звезду на ночном небосклоне. Можно выбрать и слуховую точку — какой-нибудь глухой и отдаленный шум, например шум прибоя или водопада, журчание ручья. Возьмите теперь другую и уже полярную точку — у границы малого круга, внутреннего круга. Пусть это будет кончик вашего носа. Теперь совершайте «технику взмахов» луча «прожектора» от дальнего плана внимания к ближнему кругу — туда и обратно, туда и обратно. Это упражне­ние можно делать и с открытыми глазами, и с закрытыми, а также и с попеременным открыванием — закрыванием глаз.

Но не забудьте во время тренинга, что «прожектор внимания» должен охватывать каждый выбранный вами предмет (звезду, например, и кончик носа) с предельной концентрацией. Впивайтесь цепко в эти точки всеми своими чувствами, как будто вы их пожираете упоенно, вожделенно всем своим существом, испе­пеляете, гипнотизируете их, заставляя кружиться и танцевать в волшебном танце, сами входите внутрь звезды, сливайтесь с ней.

3. А теперь успокаивайтесь. Спокойно... Вы прочно, надежно, нерушимо связаны с лучом «прожектора внимания». Эта связь органична, и уже не требуется от вас никаких усилий мани­пулировать лучом. Вы властелин луча.

4. Очень помогает тренировать «прожектор внимания» меди­тативная лирика. Вот, например, стихотворение поэта Рильке в переводе Бориса Пастернака:

 


...И если я от книги подыму

Глаза и за окно уставлюсь взглядом,

Как будет близко все, как станет рядом,

Сродни и впору сердцу моему!

Но надо глубже вжиться в полутьму

И глаз приноровить к ночным громадам...

Здесь поэт удивительно верно показывает, как важно научить­ся осознавать установку своего внимания и менять ее произ­вольно по необходимости.

Упражнение 10-3. Практические занятия.

На рисунке 32 проследите глазами, без помощи какой-либо указки (карандаша, пальца и др.) каждую из 25 линий от начала ее до конца.

Решение задачи смотрите в приложении 5.

Упражнение 10-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид».

Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 180—200 страниц, или 400000 знаков. Ориентировочное время на чтение книги 35 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Рекомендуем ежедневно читать книги научно-популярного

Рис. 32. Практическое задание

характера, научно-техническую литературу в режиме «Ультра­рапид».

«Ни дня без книги»—лозунг для самосовершенствования будет вашим лозунгом на долгие годы.


Итоги самостоятельных занятий

Оценить интеллектуальный уровень человека из-за отсутствия в современной науке соответствующих методов не представляется сейчас возможным. Не разработаны еще критерии интеллек­туальности. Однако ученые ищут подходы к решению этой пробле­мы. Косвенно рост уровня интеллектуальности для одного че­ловека в какой-то степени можно определить посредством сравне­ния изменений в показателях, характеризующих его умственную деятельность.

Проанализируем динамику изменения ваших показателей: u — скорость чтения и Кв — коэффициент внимания.

Если скорость чтения увеличилась в 2 раза или больше, а коэффициент внимания (сложите значения коэффициента внима­ния за последние пять занятий и разделите на пять) равен или больше 0,9, то вы, бесспорно, повысили свой интеллектуальный уровень. Мы поздравляем вас.

Итак, вы подвели итоги своей работы. Остались позади месяцы напряженной творческой работы. Но как бы ни были высоки ваши успехи, вы не должны ограничиться этим.

Тренировочный комплекс

Предлагаемый тренировочный комплекс упражнений вы­полняется через месяц после подведения итогов обучения. Комп­лекс упражнений рассчитан на одну неделю. Периодичность занятий — один раз в месяц в течение одного года. Полезно проводить тренировки по указанной программе после длитель­ного перерыва, например после болезни или по иным причинам.

1. Проведение медитации на мантре «СО—ХУМ» 3 раза в день по 20 мин в течение недели, перед медитацией необходимо сделать самомассаж биологически активных зон. Вспомните, что медита­цию на мантре «СО—ХУМ» можно проводить в любом месте, в любой обстановке, в метро, в парке на отдыхе и т. д.

2. Первые два дня недели ежедневно 25—30 мин работать с таблицами Андреева — Шульте.

3. Вторые два дня недельного тренировочного цикла посвя­тите упражнениям для тренировки внимания. Выберите упражне­ния (не менее двух) из числа рекомендуемых в десяти беседах, те, которые вам наиболее нравятся.

4. Заключительные четыре дня недели ежедневно 1—1,5 ч читайте различные тексты, используя принципы иного типа восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения.

Свидетельством успеха ваших тренировок будет показанная вами скорость чтения, равная 20 тыс. знаков или даже выше.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Текст сеанса медитации

Я вхожу в состояние медитации «Ультра-рапид». Мое тело свободное, расслабленное, спокойное, умиротворенное. Мне светит солнце. Доброе лучезарное солнце помогает мне. Я усаживаюсь удобнее. Тишина, покой окружают меня. Мне тепло и спокойно. Я погружаюсь в полудрему. Я в полусне. Мне хорошо. Легко проваливаюсь в это состояние.

Тихо-тихо про себя произношу на вдохе слог «СО», еще раз «СО», еще и еще раз «СО». Все глубже и глубже проваливаюсь в сон. Сон. Благодатный радостный сон. Спать. Очень хочется спать. Я поддаюсь этому состоянию и проваливаюсь глубже, еще глубже. Внешние шумы не волнуют меня. Я слышу только себя. Ощущения становятся состоянием. Чуть-чуть улыбаюсь, зубы не стиснуты, язык свободно лежит во рту. Я расслабляюсь, и все тело теплеет. Меня греет мое солнышко. Я чувствую его лучи. Лучи творения.

Я делаю мысленно зевок, чуть-чуть морщу нос, как это делают дети. На кончиках ресничек появляются чувства радости и умиления. Мне хорошо. Я отдыхаю, набираюсь сил от солнеч­ных лучей. Энергия! В меня вливается энергия солнца. Я рас­слабляюсь. Мне хорошо!

А теперь мысленно произношу на выдохе слог «ХУМ». Еще раз «ХУМ». Отправляю его в переносицу, в мой третий мисти­ческий глаз, шестую чакру йогов. Передо мною возникает зелено-голубая гамма тишины и покоя. Я спокоен. А теперь медленно и спокойно, в режиме своего дыхания, внутренне очищаясь, пропеваю про себя мантру «СО—ХУМ», вдох—выдох, «СО— ХУМ», «СО — ХУМ». Продолжаю.

В меня вливается энергия Космоса. Прана. Она растекается по телу, ногам, рукам. Она в голове и на лице. Я смелый, твер­до уверенный в себе. Читаю быстро, очень быстро. Читаю и все запоминаю. Я все смею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильнее и сильнее. Я внимательный, максимально сосредоточен. Читаю сверхбыстро, все быстрее и быстрее развиваются мои способности в технике быстрого чте­ния. Мое внимание все более сильное, все более устойчивое. Я постоянно и непрерывно контролирую каждый свой поступок,

каждое свое движение. Завтра будет лучше, чем сегодня. Моя сила в спокойствии. Я абсолютно, безгранично управляю своим поведением и всей деятельностью своего организма. Мой организм мобилизует все ресурсы, все безграничные резервы. Я — силь­ный, я — здоровый. Помню всегда, помню: ВНИМАНИЕ, ИНТЕЛ­ЛЕКТ, СВЕРХБЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ.

Я человек смелый, твердо уверенный в себе. Мне необходимо быстро читать, и я читаю очень быстро. Я с беспредельной дерзновенностью верю в свои безграничные возможности. Я твердо знаю, что буду читать очень быстро всегда, всю мою жизнь. Я всегда читаю очень внимательно. Все знают меня как очень внимательного и волевого человека. Прилагаю большие волевые усилия, чтобы всегда читать очень внимательно, быстро, очень быстро. Твердо помню, что я очень внимательный. С боль­шой настойчивостью стараюсь читать всегда очень быстро, сверх­быстро и сверх внимательно.

А теперь я беру из Космоса все больше и больше энергии. Внутренне обновляюсь и возвышаюсь. Мои возможности безгра­ничны, работоспособность необычайная. А сейчас, пока глаза закрыты, я постепенно выхожу из сонного состояния и возвра­щаюсь в реальный мир. Я хорошо зарядился и отдохнул. Мир положительных эмоций — это мой мир! И я рад этому. Я люблю этот мир, это солнце и окружающую меня природу.

Здравствуй, солнце! Здравствуй, мир! Спасибо, солнце, за твое тепло, за твою энергию. Я добрый,сильный, читаю быстро и очень внимательно. Непрерывно усиливается моя воля, растут мои возможности. Все энергичнее и быстрее развиваются мои умст­венные способности. Я здоровею и крепну. Все ярче, отчетливее чувствую, что здоровею, молодею и крепну, и это наполняет мое существо торжеством молодой юной жизни. Я весь напол­няюсь радостным, победным торжеством молодой юной жизни. В моей душе цветет весна, и солнечная радостная улыбка на­полняет все мое существо. Я радостно улыбаюсь, сжимаю и разжимаю кулаки, делаю вдох, выдох, открываю глаза.
Приложение 2
Медитативные стихи

А. Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тон

И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам,— плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Н. Гумилев

С тобой я буду до зари,
Наутро я уйду

Искать, где спрятались цари,

Лобзавшие звезду.

У тех царей лазурный сон

Заткал лучистый взор,

Они — заснувший небосклон

Над мраморностью гор.

Сверкают в золоте лучей
Их мантий багрецы,

И на сединах их кудрей

Алмазные венцы.
Я тайны выпытаю их,

Все тайны дивных снов,

И заключу в короткий стих,

В оправу звонких слов.

Промчится день, зажжет закат,
Природа будет храм,

И я приду, приду назад,

К отворенным дверям.

С тобою встретим мы зарю,

Наутро я уйду,

И на прощанье подарю

Добытую звезду.


Д. Андреев

Есть праздник у русской природы:

Опустится шар огневой —
И будто прохладные воды
Сомкнутся над жаркой землей.

 

Светило прощально и мирно
Алеет сквозь них и листву,

Беззнойно, безгневно, эфирно,—
Архангельский лик наяву.

 

Еще не проснулись поверья,
Ни сказок, ни лунных седин,
Но всей полнотой предвечерья
Мир залит, блажен и един.

Росой уже веет из сада
И сладко — Бог весть почему,
И большего счастья не надо
Ни мне, ни тебе, никому.

Н. Гумилев
Осенней неги поцелуй
Горел в лесах звездою алой,
И песнь прозрачно-звонких струй
Казалась тихой и усталой.

С деревьев падал лист сухой,
То бледно-желтый, то багряный,
Печально плача над Землей
Среди росистого тумана.
И Солнце пышное вдали
Мечтало снами изобилья
И целовало лик Земли
В истоме сладкого бессилья.
А вечерами в небесах
Горели алые одежды
И обагрянные, в слезах
Рыдали голуби надежды.
Летя в безмирной красоте,
Сердца к Далекому манили
И созидали в Высоте
Венки воздушно-белых лилий.


Н. Гумилев

Я отдыхал в купели вод

Под тенью мощною скалы,

А надо мною пламенели

Цветы неведомых высот.

И в этот миг с высоких гор

Ко мне спустился ангел дивный,

В меня вонзил он взор призывный,
Могучей негой полный взор...

А горный воздух так прохладен,

И так пленительна лазурь.

 

 










Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 964; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2020 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.088 сек.