Биологические ритмы
Деление залов на залы с естественной акустикой и залы, оборудованные электроакустическими системами, условно, так как все современные залы должны иметь системы звукоусиления.
Залы, оборудованные электроакустическими системами делятся на две группы: 1. залы, в которых зрители воспринимают звук непосредственно со сцены и при помощи системы звуковоспроизведения. Это залы со звукоусилением (лекционные, концертные, залы многоцелевого назначения); 2. залы, в которых зрители воспринимают звук только при помощи звуковоспроизводящей системы (кинотеатры).
Целесообразность использования систем звукоусиления в залах первой группы (для залов второй группы это очевидно) определяется прежде всего их большими размерами. В залах многоцелевого назначения большого объема помимо усиления звука специальные электроакустические системы могут выполнять еще и функции регулирования времени реверберации. Такие системы называются амбиофоническими.
Качество передачи звука при работе в зале системы звукоусиления определяется классом используемой аппаратуры, правильностью и взаимоувязкой электроакустического и акустического проектов. Чтобы обеспечить качество звукопередачи и повысит надежность работы системы звукоусиления при акустическом проектировании зала необходимо выполнить ряд дополнительных требований.
Для устойчивой работы системы звукоусиления время реверберации зала должно быть небольшим. Рекомендуемые в разд. 6 (см. рис. 43) значения времени реверберации соответствуют оптимальным для залов, оборудованных системами звукоусиления. Если зал имеет жесткие кресла, то рекомендуется при выборе оптимального значения времени реверберации ориентироваться на нижнюю границу полосы, указанной на рис. 43.
При разработке архитектурно-акустического решения околосценического пространства (устройство порталов, козырьков, боковых звукоотражателей и других поверхностей) необходимо учитывать размещение в нем основной централизованной группы громкоговорителей. Они должны размещаться таким образом, чтобы прямой звук от них не попадал в возможные места расположения микрофонов, а разность хода между прямым звуком громкоговорителей и естественных источников со сцены не превышала величин, указанных в п. 5.2.
Средний коэффициент звукопоглощения поверхностей зала, примыкающих к местам расположения микрофонов, должен быть не ниже (целесообразно несколько выше), чем в целом по залу. В залах с выделенным сценическим объемом это условие выполняется, если имеются кулисы, занавеси и декорации. В случае, когда сцена составляет с залом единый объем, необходимо предусмотреть звукопоглощающую отделку примыкающих к стене поверхностей стен и потолка. Поверхности эти следует расчленять, а звукопоглотитель на них размещать в соответствии с п. 8.1.
В проектах залов следует избегать решений, в которых непосредственно за зоной установки микрофонов находится плоская или вогнутая отражающая стена или поверхность. Часть пола и мебель, на которых крепятся микрофоны, желательно подглушить, используя для этой цели на полу ковровые дорожки или ковер, стол президиума, покрытый скатертью или сукном, трибуну с мягкой обивкой внутренних поверхностей.
Что такое время реверберации?
Любой звуковой сигнал создает в замкнутом помещении звуковое поле. Это происходит в результате многократных отражений звуковых волн распространяющихся внутри помещения от граничных поверхностей (потолка, пола и стен).
Упрощенно, время реверберацииэто время, за которое энергия звукового поля уменьшается в один миллион раз, после выключения источника звука в помещении. Или, переходя на научный язык, время, за которое уровень звукового давления в помещении уменьшается на 60 дБ (децибел) по сравнению со своей исходной величиной.
Если в помещении воспроизвести одиночный звуковой сигнал (включить, а затем выключить источник звука), то звуковое поле от этого сигнала «останется» в помещении, даже после того как источник звука будет выключен. Со временем, такое звуковое поле будет постепенно «затухать», в основном, за счет поглощения звуковой энергии материалами, использованными для отделки граничных поверхностей. Скорость угасания звуковой энергии будет определяться звукопоглощающими характеристиками отделочных материалов и объемом помещения.
Для помещений обладающих недостатками в акустике (вследствие высоких значений времен реверберации), измерение фактического значения времени реверберациидает возможность рассчитать количество и тип отделочных звукопоглощающих материалов, с помощью которых возможно снизить время реверберации до желаемых (заданных) значений.
Значение времени реверберации, определяется, прежде всего, звукопоглощающими свойствами отделочных материалов, и может составлять для разных помещений от долей секунды до нескольких секунд. Время реверберации является важным параметром, характеризующим акустические свойства помещения. Например, помещения, имеющие высокие значения для времени реверберацииобладают повышенной «гулкостью» и менее комфортны. Рекомендуемые значения времени реверберации для помещений различного назначения приведены в СНиП 23-03-2003 (Строительные нормы и правила Российской Федерации, «Защита от шума»).
Биологические ритмы
Целью данной работы является обзор биологических ритмов живых организмов в целом и человека в частности с рассмотрением некоторых конкретных примеров влияния циклических изменений и их нарушений на жизнедеятельность и производительность труда.
Нетрудно заметить ритмические изменения, происходящие в окружающем мире: весна, лето, осень и зима образуют годовой цикл, солнце восходит каждый лень, движется по небу и заходит; луна прибывает и убывает; в океане приливы чередуются с отливами. Задолго до того, как люди узнали о вращении Земли и движении планет вокруг Солнца, они наблюдали эти изменения, задумывались об их смысле, устраивали в их честь церемонии и праздники, приурочивали к ним свою каждодневную деятельность.
В организме тоже имеются свои ритмы, многие из которых связаны с земными циклами и приспособлены к ним. Большинство ритмических изменений человек не замечает — таковы, например, гормональные приливы и отливы, циклы быстрой и медленной активности мозга, циклические колебания температуры тела. Хотя нам мало что известно об отдельных исполнителях, мы определенно знаем, что роль дирижера, управляющего биологическими ритмами, в человеческом организме принадлежит мозгу.
Однако ритмы существуют и у организмов с менее развитым мозгом и даже совсем без мозга. На пляжах залива Кейп-Код встречается один вид золотистых водорослей. Во время прилива эти одноклеточные организмы находятся в песке, но как только начинается дневной отлив, водоросли продвигаются между песчинками и выбираются на солнце, чтобы подзарядить свой аппарат фотосинтеза. Незадолго до того как волны возвращающегося прилива накроют их, водоросли вновь уходят на безопасную глубину.
Разумеется, приливы не происходят каждый день в одно и то же время. Цикл приливов и отливов связан с лунными сутками, длина которых 24,8 ч. Поэтому если в понедельник водоросли атлантического побережья северо-востока Соединенных Штатов должны успеть зарыться в песок в 14 ч 1 мин, то во вторник — в 14 ч 57 мин, в среду — в 15 ч 55 мин и т.д.
Зависит ли поддержание столь сложного ритма у этих одноклеточных растений от их реакции на сигналы, поступающие из внешней среды? Чтобы выяснить это, представителей популяции водорослей перенесли с песчаного пляжа в лабораторию и поместили в сосуд, находившийся в условиях постоянного освещения. Приливов — или их имитации — в лаборатории тоже не было. Оказалось, что, несмотря на отсутствие показателей времени — дней и ночей, приливов и отливов, — водоросли упорно карабкались на поверхность, когда на их родном пляже начинался отлив, и вновь зарывались в песок незадолго до того, как подступала вода. Водоросли были настолько пунктуальны, что экспериментаторы всегда могли судить по ним об уровне воды на берегу океана, находившемся на расстоянии более 27 миль. Очевидно, что поведением водорослей управляли биологические часы, установленные по лунному времени.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 559;