Полетная десинхронизация.
Один из обычных факторов современной цивилизации, нарушающих ритм жизни многих людей, — это перелеты на дальние расстояния. За 10 часов можно переправиться с востока России на запад, пересекая несколько часовых поясов. В результате местное время при прилете будет на несколько часов отличаться от соответствующей фазы циркадианного цикла.
Большинству знакомы ощущения, связанные с длительными перелетами. В течение некоторого времени человек чувствует усталость и раздражительность, плохо спит, иногда испытывает расстройства пищеварения; немного угнетен и чувствует себя умственно и физически не в своей тарелке. Эти ощущения возникают в результате десинхронизации ритмов тела, несогласованности двух или нескольких ритмов, которые обычно взаимосвязаны. Десинхронизация происходит из-за сдвига фаз, т. е. изменения соотношений между биологическими часами организма и обычными часами, по которым идет жизнь. Обычно человек ложится спать, когда температура тела у него начинает опускаться, а, оказавшись в новом месте, он пытается уснуть при ее подъеме. Обычно выброс кортизола надпочечниками происходит перед пробуждением; теперь же кортизола действует в середине дня или перед сном. Иногда в течение нескольких дней после перелета человек просыпается разбитым, а ночью лежит с широко открытыми глазами.
В конце концов, ритмы приходят в норму и синхронизируются. Но, поскольку одни ритмы восстанавливаются раньше, а другие позже, для полной
их синхронизации требуется некоторое время. Какое именно – зависит от нескольких причин. Во-первых, скорость восстановления зависит от того, в каком направлении произошел сдвиг. При перелетах в западном направлении биологические часы отстают по отношению к 24-часовому суточному циклу, и для того, чтобы приспособиться к распорядку дня в новом месте, должна произойти фазовая задержка, а после перелетов в восточном направлении — фазовое ускорение. По-видимому, организму легче осуществить фазовую задержку, нежели ее ускорение: после перелетов в западном направлении ритмы синхронизируются быстрее (рис. 3). С другой стороны, время, необходимое для адаптации к новым временным рамкам, зависит от физиологии индивида. Люди сильно различаются по своей приспособляемости.
Чтобы успешнее справиться с проблемой полетной десинхронизации, необходимо как можно скорее организовать режим дня в новых условиях таким образом, чтобы многочисленные внешние времязадатели сразу же начали воздействовать на ритмы организма. В одном исследовании испытуемые совершали перелет через шесть часовых поясов. По прилете одни из них оставались в своем гостиничном номере, а другие включались в активную жизнь. Те, кто не выходил из помещения, приспосабливались к новым условиям намного медленнее. Если вы прилетите в Лондон из Москвы в 8 часов вечера по лондонскому времени, постарайтесь не ложиться спать, хотя для вашего организма уже 11 часов вечера. Если в тот лень вы ляжете спать одновременно с лондонцами, у вас будет больше шансов, что вы проснетесь как положено, в 7 часов утра, а не в 4.
Говоря о воздействии времязадателей на человеческий организм, нужно упомянуть об одном факторе, который редко играет роль в жизни животных. Это индивидуальная мотивация. Эффективность одного назойливого времязадателя — будильника — зависит от того, в какой из дней недели раздается его звонок и что произойдет, если мы его проигнорируем. В будни люди почти всегда подчиняются его диктату и встают с постели, но в выходные дни они, несмотря на звонок, могут поспать дольше, что обычно и делают. "Хандра по утрам в понедельник" — это своеобразная "полетная" деадаптация, которая связана с тем, что в пятницу, субботу и воскресенье люди обычно ложатся и встают все позже и позже. Поэтому к утру понедельника в циркадианной системе происходит фазовый сдвиг - относительно общепринятого времени, и нам приходится вставать намного раньше по сравнению с субъективным временем нашего организма.
Сменная работа.Некоторые предприятия и организации функционируют 24 часа в сутки. На авиалиниях, например, пилоты и обслуживающий персонал часто работают по различным скользящим графикам. В больницах и аэропортах необходимо круглосуточное дежурство персонала, на многих заводах работа ведется в три 8-часовые смены. Поскольку большинство рабочих не любят постоянно трудиться в вечернюю (с 16.00 до 24.00) или ночную (с 24.00 до 8.00) смену, их график организован таким образом, что они работают одну
режиме сна; поэтому при переходе из одной смены в другую часто возникают явления, сходные с "полетной деадаптацией". Десинхронизация биологических ритмов приводит к снижению работоспособности. Из-за того, что некоторым людям после 8-часового сдвига в режиме сна и бодрствования требуется 5-6 дней для восстановления ритма и синхронизации фаз, многие из тех, кто работает по сменному недельному графику, так и не успевают к нему по-настоящему приспособиться.
По сменам обычно дежурят авиадиспетчеры, проводя несколько дней в одной из них и следующие две недели в другой. Наиболее интенсивное движение с взлетами и посадками буквально каждые несколько секунд приходится на определенные смены, и поэтому скользящий график дежурств позволяет разделить эту тяжелую для нервной системы нагрузку поровну между всеми. Диспетчеры относятся к категории людей, особенно подверженных патологическим процессам, вызываемым длительным стрессом, например язве желудка и гипертонии Трудно сказать, какие особенности этой работы вносят наибольшую лепту, но сменный график с присущей ему десинхронизацией ритмов определенно играет неблагоприятную роль.
С пониженной работоспособностью пилотов или операторов, не успевших приспособиться к работе в другую смену, связан целый ряд происшествий, едва не закончившихся трагически. На рис. 4 показана схема распорядка летчика в течение нескольких дней.
Неблагоприятное воздействие сменного графика, возможно, послужилоодной из причин едва не разразившейся катастрофы на ядерном заводе «Три-Майл-Айленд» - Бригада, находившаяся у пульта управления, пропустила несколько сигналов, предупреждавших о грозящей опасности. Оказалось, что эта бригада только что приступила к работе в ночную смену после шести недель непрерывного сменного графика.
Новые сведения о циркадианной системе человека и растущее понимание опасности для здоровья, возможной при скользящем графике работы, привели к тому, что биологические ритмы начали учитывать в промышленности при составлении сменных графиков. Во время обследования, проведенного недавно Чарльзом Цейслсром и его коллегами на круглосуточно функционирующем предприятии "Грейт-Солт-Лейк Минералз энд Кемикалз Корпорейшн" в Огдене (штат Юта), фиксировались все жалобы сотрудников на ухудшение здоровья и сна, а также сообщения о случаях, когда они засыпали во время работы. Согласно принятому на заводе графику, бригады работали посменно по 8 часов в течение 7 дней — неделю в дневную смену, неделю в ночную и неделю в вечернюю, а затем опять в дневную. Помимо того, что неделя была, по мнению исследователей, слишком коротким периодом для полного восстановлении нормального ритма, рабочим приходилось испытывать фазовое опережение, особенно ощутимое при переходе от дневной смены к ночной. Новый график был составлен на основе принципа фазовой задержки: бригады переходили от ночной смены к дневной, а затем к вечерней. Кроме того, продолжительность каждой смены возросла втрое-де 21 дня. Через 9 месяцев рабочие, трудившиеся по новому графику, сказали, что он их больше устраивает, а заводская статистика зарегистрировала меньшую текучесть кадров и возросший уровень производительности труда.
Как и в случае с полетной десинхронизацией, отдельные рабочие сильно отличались друг от друга по степени выносливости и по скорости адаптации к сменному графику. Некоторые жаловались на постоянную усталость, нарушения
сна, раздражительность, снижение работоспособности и расстройства пищеварения всего лишь после нескольких месяцев, а иногда — после многих лет сменной работы. Другие же, по всей видимости, легко приспосабливались. В этом различии, возможно, играл роль один физиологический фактор: было обнаружено, что у людей с хорошей переносимостью сменного графика циркадианные колебания температуры тела более значительны, чем у людей с плохой переносимостью.
Физиологические проблемы, связанные с дальними перелетами и сменной работой, выявили тот факт, что жизнь в норме приспособлена к существующему на нашей планете циклу света и темноты. И хотя люди научились превращать ночь в день с помощью электричества или удлинять сутки (как это происходит при перелетах), за нарушение циркадианных ритмов приходится платить дорогую цену. Десинхронизация биологических ритмов заметно сказывается на нашем самочувствии.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 969;