Особенности фотографирования со сменной оптикой
В комплект каждой фотокамеры входит объектив, который для данного формата кадра является нормальным или основным. Он наиболее часто используется при съемке.
В практической работе специалиста-криминалиста часто встречаются объекты, которые штатным объективом сфотографировать трудно, а порой и невозможно, например зафиксировать в ходе оперативных мероприятий действия разрабатываемых лиц. Применение штатного объектива здесь невозможно по двум причинам. Во-первых, при большом удалении фотографируемые объекты окажутся на изображении слишком мелкими и не будут видны на фоне второстепенных деталей. Во-вторых, при съемке с более близкого расстояния имеется большая вероятность того, что сам факт съемки будет замечен разрабатываемыми лицами. В подобных случаях необходимо применение длиннофокусной оптики. При осмотре мест происшествий она дает возможность запечатлевать крупным планом предметы, к которым невозможно подойти, например положение створок чердачного окна.
При съемке нормальными объективами часто в границы кадра не умещаются и близко расположенные предметы. С близких расстояний такой объектив не может охватить всей картины происшествия в труднодоступном месте, например при фотографировании ограниченных пространств (коридоров, подвалов, тепло- и водоколлекторов и т. п.). Здесь наиболее эффективно применение короткофокусных (широкоугольных) объективов, которые при меньшем масштабе охватывают большое поле фотографируемого пространства.
Применение сменных объективов имеет особенности, которые необходимо учитывать как в ходе проведения съемки, так и при оформлении полученных результатов.
Фотографирование с изменением масштаба изображения. Штатные объективы с нормальным фокусным расстоянием наиболее часто применяется в работе специалиста-криминалиста. Во многих случаях снимки, которые на первый взгляд требуют использования объективов с большим или меньшим фокусным расстоянием, можно получить, подбирая расстояние до точки съемки. Однако в необходимых случаях применяют широкоугольные и длиннофокусные объективы.
Широкоугольные объективы позволяют вести съемку при уменьшенном расстоянии до объекта. Обладая большим углом поля зрения, они включают в кадр больше пространства, чем стандартные с той же точки. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше элементов обстановки попадает в кадр. Такие объективы передают резко большую глубину пространства: от нескольких метров до ∞.
Объективы для малоформатных камер с фокусным расстоянием 28–37 мм формируют изображение объекта без искажений. Однако из-за широкого угла поля зрения, не свойственного для глаза человека, оно выглядит несколько необычно. При съемке объективами с меньшими фокусными расстояниями на изображении появляются искажения в виде дисторсии. Она выражается в искривлении прямых линий и более всего проявляется по краям кадра. У объективов с фокусным расстоянием менее 17 мм эти искажения настолько велики, что получаемое изображение представляет форму круга и даже не перекрывает всю площадь кадра. Такие объективы получили название «рыбий глаз» и используются, например, в метеорологии при съемке всего небосвода на одном кадре или в художественной фотографии, когда эти искажения оправданы творческим замыслом фотографа. В криминалистической фотографии такие объективы не применяют.
Длиннофокусные объективы обладают небольшим углом поля зрения. При их использовании исключаются детали по краям кадра, получают изображение предметов в крупном масштабе, не приближаясь к ним. С увеличением фокусного расстояния объектива ухудшается резкость изображения.
Сменными объективами можно снимать любое пространство с предметами (зданиями, строениями, памятниками, деревьями и т. п.), удаленными в бесконечность. Съемку производят при горизонтальном (вертикальном) положении кадра с таких направлений, которые обеспечивают фронтальное или близкое к нему освещение.
Фотографирование с изменением перспективы изображения. Восприятие глубины пространства связано с закономерностями линейной перспективы. Основное ее проявление заключается в том, что предметы, имеющие одинаковые размеры, кажутся тем меньше, чем дальше они расположены от наблюдателя. Масштаб их изображения находится в обратной зависимости от расстояния, с которого ведется съемка. И чем меньше расстояние до объекта, тем крупнее он выглядит на снимке; чем существеннее разница между размерами близко расположенных и удаленных предметов, тем большим кажется разделяющее их пространство (рис. 66).
Решающим фактором, ответственным за передачу перспективы, является расстояние до объекта. При съемке с удаленных точек смена объективов не ведет к существенным изменениям перспективы рисунка на изображении. Каждый из объективов передает предметы примерно в одинаковом масштабе. Уменьшение расстояния до объекта, например для сохранения масштаба переднего плана, существенно изменит перспективный рисунок. При этом нередко теряется привычное для глаза человека восприятие перспективы: на изображении искажаются размеры разноудаленных предметов и передаваемое на снимке расстояние между ними. Такие отклонения имеют место и при съемке нормальными объективами, но особенно заметны (выражены) при использовании широкоугольных и длиннофокусных объективов.
Особое значение для изменения характера перспективного рисунка фокусное расстояние объектива имеет в случаях, когда в кадр попадают близко расположенные и удаленные на значительные расстояния от точки съемки объекты. Применение при съемке широкоугольных объективов нарушает привычные масштабные соотношения отображаемых предметов, приводит к резкому возрастанию размеров предметов переднего плана, к кажущемуся увеличению расстояния между передним и задним планами. Длиннофокусные объективы дают менее пространственное изображение, так как масштабы переднего и заднего планов практически одинаковы. А раз нет масштабных сокращений, то передние и задние планы воспринимаются как расположенные в непосредственной близости друг от друга.
Применение сменных объективов по-разному сказывается на перспективе получаемого при съемке изображения. В художественной фотографии, уменьшая расстояния до точки съемки и применяя широкоугольные объективы и, соответственно, изменяя перспективный рисунок, достигают определенного художественного эффекта. В судебной фотографии выбор точек съемки ограничен. Применение на местах происшествий широкоугольных объективов при съемке с приближенных к объекту точек (нормальных, верхних, нижних) часто приводит к неточной оценке размеров отображенных на снимке предметов и расстояний между ними. Поэтому специалист-криминалист постоянно должен помнить об особенностях перспективного построения рисунка объективами с разными фокусными расстояниями и учитывать это в своей практической работе.
Фотографирование с заданными пределами ГРИП. При съемке наводку на резкость чаще всего осуществляют по плоскости расположения основного предмета. Фотограф при этом может лишь установить, в каких пределах фотографируемое пространство будет резким. Однако глубина резко передаваемого на снимке пространства будет либо недостаточной, либо слишком большой. Часто предметы, расположенные на переднем плане, при таком способе фокусирования не попадают в пределы ГРИП; удаленные же предметы, являющиеся помехами для данного сюжета, чаще всего передаются на снимках резкими. Недаром одним из приемов изобразительного акцента в фотографии является наведение на резкость по главному (сюжетно важному) и выведение второстепенных элементов за пределы резкости. Поэтому необходимо знать, в каких пределах должна быть ГРИП при съемке.
Обеспечить минимальную ГРИП при съемке позволяют максимальные диафрагмы. Причем чем больше расстояние, тем больше должно быть отверстие для данных условий съемки (освещенности и светочувствительности фотоматериала). Поэтому на местности при ясной солнечной погоде объект помещают в теневых участках, а для съемки используют фотопленки низкой и средней чувствительности. Максимальную ГРИП, особенно при съемке на местах происшествий, дают минимальные значения диафрагм, фокусирование объектива на гиперфокальное расстояние.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 1463;