Общее понятие о воле
Понятие о воле. Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окружающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.
Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель — прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние.
Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась книга, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, третьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда ученик поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили — стояли перед окном, показывали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако ученик заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.
Внешние препятствия — это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чувство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.
Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам. Воля — психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.
Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, — писал А. С. Макаренко,— это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».
Объективный показатель воли человека — величина препятствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.
Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле — хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклассник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к телевизору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уроки, упражняет тем самым свою волю.
Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля постоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику приходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного преследования цели, умения сдерживать себя.
От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний — беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.
Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого человеческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависимости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.
Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости человеческих поступков от внешних воздействий.
Физиологические основы волевых действий. Волевое действие — это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов указывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правильное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспомнить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигательная зона, ведающая движениями. В задней части коры расположены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организации двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).
Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними раздражениями и раздражениями, поступающими от внутренних органов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, следовательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.
Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов — все происходит в речевой форме.
Как известно, волевые действия могут выражаться и в отказе от какого-либо действия (когда, например, человек воздерживается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Согласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.
Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля — это специфически человеческая сторона психики, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд — сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.
Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он представляет. Поэтому волевое поведение одних людей направлено на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей — на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побуждениям.
Конечно, и среди представителей капиталистического общества встречаются волевые люди. Они действуют решительно, проявляют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.
В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передовой советский человек, если требуется, подчиняет личное, индивидуальное общественному, коллективному, свои личные интересы — интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строящем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.
Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчивость расхитителя общественной собственности или решительность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Морально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалистическом обществе и воспитывают у молодого поколения, — это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремления с устремлениями народа.
В нашей стране идет огромная работа по строительству коммунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.
Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 911;